Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи учета и анализа издержек обращения



2020-03-19 255 Обсуждений (0)
Задачи учета и анализа издержек обращения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для анализа издержек обращения необходима оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.

Для достижения указанной цели торговым предприятиям необходимо:

· оценить величину издержек обращения предприятия в сумме и в процентах к товарообороту за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими предприятиями (особенно конкурентами) и с показателями издержек обращения в регионе и в целом по отрасли;

· изучить расходы по отдельным статьям в сумме и в процентах к товарообороту, установить их долю (оценить структуру) в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения этой доли в динамике;

· исследовать влияние основных факторов на изменение издержек обращения отчетного периода в динамике и оценить действие затрат на конечные результаты;

· выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и определить меры по их использованию в текущей деятельности и предстоящем периоде.

Резервами сокращения издержек могут быть:

· рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;

· рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;

· оптимизация товарных запасов;

· рациональное расходование средств на рекламу, проценты за коммерческий кредит, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару;

· минимизация товарных потерь;

· повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения.

По ходу практического решения этих задач предприятия должны выполнить анализ:

· суммы и уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям;

· размера изменения уровня издержек обращения по общему объему и отдельным статьям в динамике;

· темпов изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения, определяемого путем отношения размера изменения к уровню базисного периода;

· суммы экономии или перерасхода, которая определяется, путем умножения размера изменения (в процентах к товарообороту) издержек обращения отчетного периода по сравнению с кризисным периодом или их плановых показателей на величину товарооборота отчетного периода;

· доли издержек обращения в доходах торгового предприятия.

· данных об эффективности текущих затрат, исчисляемые как отношение товарооборота к издержкам обращения и как отношение прибыли к издержкам обращения (рентабельность текущих затрат) за отчетный период, в динамике и по сравнению с другими предприятиями, аналогичными показателями по торговле в целом по региону и по отрасли страны.

При анализе и планировании издержек обращения торговыми предприятиями используются следующие показатели:

· абсолютная сумма расходов;

Этот показатель находит применение при оценке совокупных издержек обращения и их величины по отдельным статьям и элементам затрат.

· уровень издержек обращения по общему объему и отдельным статьям;

Рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к товарообороту в процентах. Его величина характеризует размер затрат в рублях на каждые 100 руб. товарооборота.

· показатель экономичности;

Основан на достижении определенного результата при наименьших затратах (принцип минимизации) или на обеспечении при заданном объеме затрат наибольшего результата (принцип максимизации).

· показатели эффективности использования потребленных ресурсов;

Величина этих показателей как отношение товарооборота или прибыли отчетного (планового) периода к потребленным ресурсам (издержкам обращения) за этот же период. Таким образом исчисляются обобщающие показатели. Определенное значение имеют и локальные показатели, исчисленные как соотношение конечных результатов к отдельным статьям издержек обращения (к расходам на оплату труда, расходам на содержание и использование основных фондов и т.д.).

· издержкоемкость, которую характеризуют уровни издержек обращения по товарным группам.

Предприятия не имеют данных о расходах по реализации товаров и товарных групп. В условиях конкуренции, происходящих изменений в конъюнктуре, становления прибыли в качестве главной цели большинство предприятий стремятся владеть информацией о доходах и расходах по торговле каждой группой товаров. Наличие такой информации позволяет предприятиям обосновать свои решения в области регулирования цен в зависимости от спроса и предложения. При снижении спроса на те или иные товары нужно знать, каковы же возможные размеры снижения розничной цены, которые обеспечат рентабельную торговлю этими товарами. Данные об издержкоемкости являются важным условием обоснования размеров доходов по товарным группам, позволяют углубить анализ издержек обращения и учесть влияние изменений структуры товарооборота.

Определение показателей издержкоемкости по торговле отдельными товарами и товарными группами требует проведения дополнительных учетных работ и расчетных операций.

Предприятия могут по-разному определять издержки обращения по товарным группам. Одни из них организуют аналитический учет по товарно-групповым расходам один раз в три-пять лет. В последующие периоды необходимо эти расходы корректировать с учетом изменения тарифов на транспортные и другие услуги, розничных цен, процентных ставок за кредиты, величины товарных запасов, размера амортизационных отчислений и других факторов, влияющих на уровень издержек обращения.

Для сокращения объема учетно-вычислительных работ возможно ограничиться установлением издержкоемкости за какой-либо квартал (наиболее типичный для данного года).

Однако наиболее распространенным вариантом определения издержкоемкости является учетно-расчетный метод. При этом все издержки делятся на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся те, которые можно непосредственно на основе документов отнести на конкретные товары. Косвенные расходы невозможно отнести на отдельные группы товаров и поэтому их, на основе специальных расчетов, распределяют между этими группами. Принципы и методы их распределения строятся на учете содержания статей издержек обращения и факторов, под влиянием которых они формируются. Уровень издержек обращения по товарным группам зависит от грузоемкости, трудоемкости, потребительских и других свойств товаров, скорости их обращения и многих других факторов.

Во всех случаях определение издержкоемкости осуществляется по следующей схеме: первоначально необходимо исключить из фактической суммы издержек обращения, выявленные в результате анализа нерациональные затраты; отнести отдельные виды расходов, на основе данных бухгалтерского учета, прямо на товарные группы; все другие расходы относить на товарные группы на основе специальных расчетов и использования информации нормативного характера (структуры товарооборота и грузооборота, размеров товарных запасов, норм естественной убыли и т.п. с учетом влияния основных факторов).

Кратко рассмотрим методику расчета отдельных видов расходов в разрезе товарных групп. Так транспортные расходы частично при наличии возможности относят прямо на товарные группы, а остальные распределяют пропорционально доле грузооборота. По непродовольственным товарам транспортные расходы распределяют пропорционально их стоимости или весу.

Расходы по оплате труда можно распределять по-разному. Так, отдельно распределяют расходы по оплате труда, начисленные по сдельным расценкам. Особо выделяют товарные группы, по которым установлены индивидуальные расценки (сейчас таких групп немного). Другие виды расходов по оплате продавцов (доплаты, надбавки, премии и т.п.) и других работников относят на отдельные товарные группы пропорционально зарплате, рассчитанной по сдельным расценкам. Расходы отчислений на государственное социальное страхование распределяют в процентах к расходам на оплату труда.

Амортизацию основных средств целесообразно разделить на следующие субстатьи: амортизация специальных хранилищ для хранения картофеля, овощей, соли и т.п. (относится на указанные товары); амортизация холодильного оборудования (распределяется по весу товаров, хранящихся в холодильниках); остальные расходы (амортизация зданий, прочего оборудования и т. д.).

Величину остальных расходов распределяют пропорционально доле средних запасов по товарным группам, выраженных в условном объеме грузообороте в его общей величине (физический вес запасов товаров по группам, умноженный на коэффициент габаритности – отношения тарифных ставок по классам грузов к 1-му классу грузов). Общая величина грузооборота устанавливается путем его суммирования по товарным группам.

Затраты по оплате процентов за пользование займом и платежи по страхованию имущества зависят от величины товарных запасов. Поэтому фактическую сумму издержек по указанным статьям распределяют по группам товаров пропорционально их доле в совокупной сумме запасов в целом по предприятию.

Потери товаров и технологические отходы определяют в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Подробно подходы к расчетам этих расходов предприятия устанавливают в соответствии с методическими указаниями по бухгалтерскому учету затрат.

Расходы на рекламу относятся на те группы, которые рекламировались.

Многие статьи включают различные расходы. Поэтому расчеты следует выполнять по отдельным видам затрат. Так раздельно следует определять затраты на хранение товаров, их упаковку, подработку и т.п. Такой же дифференцированный подход к установлению расходов по товарным группам по затратам на топливо, электроэнергию и т.п. Их относят на группы пропорционально товарным запасам, выраженным в условном грузообороте. Прочие расходы можно установить исходя из сложившегося их уровня в процентах к товарообороту в целом по предприятию. Этот же уровень можно установить по каждой товарной группе.

При планировании издержек наибольшее распространение на практике получил метод обоснования плановых расчетов по статьям затрат. В этом случае отдельные статьи обосновывают опытно-статистическим методом. Однако большинство из них устанавливают на основе конкретных технико-экономических расчетов.

В процессе планирования издержек обращения торговые предприятия учитывают:

· результаты анализа отдельных статей издержек обращения и выявленные резервы их экономии;

· показатели, разрабатываемые торговыми предприятиями на предстоящий (плановый) период (объем товарооборота по объему и отдельным статьям, необходимые товарные запасы, доходы, прибыль и др.);

· нормативы расходования средств, материалов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;

· факторы, которые будут влиять на изменения издержек обращения по отдельным статьям в планируемом периоде;

· показатели издержек обращения за отчетный период по другим предприятиям, в целом по торговле региона и страны;

· прогнозные расчеты издержек обращения и основные направления экономии издержек обращения в планируемом периоде.

Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». При частичном списании в торговых организациях подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу», при этом с данным счетом корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат:

Кт 02 «Амортизация основных средств»: 05 «Амортизация нематериальных активов» – начисляется износ по основным средствам, нематериальным активам;

Кт 10 «Материалы» – списываются материалы, израсходованные, например, при хранении товара;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами», – получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги и т. д.);

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения (земельный и др. налоги);

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – начисляется заработная плата сотрудникам;

Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – начислено единого социального налога на оплату труда и выплаты, относящиеся на издержки обращения;

Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – списываются командировочные, представительские расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников;

Кт 96 «Резервы предстоящих расходов» – образование резервов на оплату отпусков, ремонт.

Кт 97 «Расходы будущих периодов» – отнесение данных расходов к расходам отчетного периода при наступлении его,

Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части реализованных товаров на счет учета реализации, что отражает проводка:

Дт 90 «Продажи»

Кт 44 «Расходы на продажу».

Кроме того, отметим, что данные расходы могут быть списаны как недостающие – дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а также при стихийных бедствиях отнесены на счет 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и каждой статье расходов. Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя организацию аналитического учета. Это могут быть многографные карты или ведомости, где каждой отдельной статье отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек.

Таким образом, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» постепенно накапливаются все производственные расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца еще не проданными. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров. Прирасчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы (для торговых предприятий), расходы по заготовке (для заготовительных предприятий). Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты.

Сумма издержек обращения на остаток товаров исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3) отношением определенной в подпункте 1 суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в подпункте 2) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

5) определяется сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), списываемых в отчетном периоде на реализацию.

 




2020-03-19 255 Обсуждений (0)
Задачи учета и анализа издержек обращения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи учета и анализа издержек обращения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)