Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обязательное участие в ряде следственных действий переводчика (169) и понятых (160)



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Обязательное участие в ряде следственных действий переводчика (169) и понятых (160) 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие процессуальной самостоятельности следователя:

1. все действия и решения по уголовному делу следователь выполняет самостоятельно и несет за них полную ответственность, кроме тех, которые требуют решения суда (ст.29 ч.2) или согласия, санкции и утверждения прокурора.

2. По общему правилу указание надзирающего прокурора для следователя являются обязательными и подлежат исполнению. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение.

3. По отдельным наиболее важным вопросам (ч.3 ст.38) обжалование следователем к вышестоящему прокурору приостанавливает исполнение этих указаний.

Начальник следственного отдела - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (кроме органов прокуратуры).

Полномочия в ст.39. Отменяет постановление о приостановлении предвариетльного следствия (ч.2 п.1 ст.39).

В ст. 40 УПК РФ содержится перечень государственных органов и должностных лиц, обладающих статусом органов дознания. Согласно п.1 ч.1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно розыскной деятельности. Данная норма носит отсылочный характер к Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности». В ст. 13 указанного Закона перечислены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по производству оперативно-розыскных мероприятий.

Помимо оперативных подразделений органов внутренних дел к органам дознания относятся также: оперативные подразделения органов ФСБ, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, оперативные подразделения Службы внешней разведки РФ и некоторых других государственных органов, а также иные указанные в законе органы и должностные лица.

Само понятие взаимодействие нормами права не определяется, но в юридической литературе уже устоявшимся считается суждение о том, что взаимодействие – это основанная на законе, согласованная по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании оперативно-розыскных, процессуальных и административных функций органа дознания с процессуальными и розыскными действиями следователя, направленными на предупреждение, пресечение, быстрое и полное расследование преступлений, розыск подозреваемого и обвиняемого, возмещение вреда, причиненного преступлением.


Взаимодействие следователя с органами дознания строится на следующих принципах: соблюдение законности; организующая роль следователя; самостоятельность органов дознания при выборе сил, средств и методов взаимодействия; согласованность действий и комплексное использование полученных результатов; неразглашение сведений, полученных в ходе предварительного следствия и в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Основными задачами взаимодействия являются:

· предупреждение и пресечение преступлений;

· обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

· полное, всестороннее и объективное расследование преступлений;

· своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших;

· розыск лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия; обеспечение возмещения вреда, причиненного преступными действиями виновных лиц.

Совместная деятельность может иметь место как на этапе возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования. Взаимодействие следователя с органами дознания протекает в определенных формах. Формы взаимодействия могут быть как процессуального характера и регулироваться нормами уголовно-процессуального закона, так и непроцессуального характера и регулироваться нормами иных нормативных актов.

Процессуальное взаимодействие следователя и органа дознания – это их согласованная, регулируемая нормами уголовно-процессуального закона деятельность в ходе расследования преступления.

Организационное взаимодействие – это сотрудничество следователя с работниками правоохранительных органов или служб (подразделений), регламентированное положениями ведомственных нормативных актов.

К процессуальным формам взаимодействия относятся:

· письменные поручения следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий ( п.4 ч.2. ст. 38 УПК РФ);

· письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий ( п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ), в том числе в другом районе, городе ( ч.1 ст. 152 УПК РФ);

· поручения об исполнении процессуальных решений о задержании, приводе (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), аресте и иных процессуальных действий ( п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ);

· производство отдельных следственных или процессуальных действий с участием сотрудников органа дознания ( п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ);

· осуществление розыскных и оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах розыска ( ч.4 ст. 157 УПК РФ);

· поручение следователя о розыске скрывшегося подозреваемого, обвиняемого ( ст. 210 УПК РФ).

К непроцессуальным формам взаимодействия относятся:

· совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при необходимости экстренного реагирования на сигналы о преступлениях;

· составление согласованных планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

· совместные совещания;

· обмен получаемой информацией о совершаемых преступлениях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя является обязательным для исполнения. Данный документ должен содержать следующее.

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется. Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел на основании п.17 ст. 5 УПК РФ начальником органа дознания является начальник ОВД и его заместители. Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному сотруднику подразделения.

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства расследуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить обстоятельства совершения преступления ( время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства совершенного преступления), т.е. дать исходную информацию для исполнения.

3. Необходимо указать правовую основу поручения, т.е. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь излагает суть поручения, т.е. указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести, также указывается цель и срок исполнения поручения.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приметы и перечень похищенного, приметы преступника, которые должны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

Следователь не вправе поручать органу дознания следственные действия, которые он обязан произвести лично: осмотр места происшествия, допрос обвиняемого по предъявленному обвинению, назначение экспертизы и т.п., которые обуславливают или определяют направление расследования. Выполнение таких следственных действий не входит в компетенцию органа дознания. Следователь не вправе перекладывать свои обязанности на орган дознания.

Однако в практике взаимодействия следователя с органами дознания существует проблема. Возложение на орган дознания не свойственных ему функций, в том числе сложных следственных действий, становится распространенным явлением. Работники оперативных подразделений, не обладая необходимым уровнем знаний уголовно-процессуального законодательства и современных средств доказывания, выполняют эти следственные действия с многочисленными нарушениями, что порождает недопустимость доказательств.

9.Следственные действия: понятие, система, основания, условия и общие правила производства.

Институт следственного действия есть система правовых предписаний (дозволений, запретов), определяющих основания проведения, условия выполнения, содержание и форму познавательных и удостоверительных операций, а также мер принуждения, применяемых к недобросовестным участникам, направленных на получение доказательств определенного вида.2

Производство следственных действий является основным способом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования.

Хотя в ст. 5 УПК, раскрывающей значение основных понятий, используемых в УПК, не дается трактовки термина «следственное действие», в п. 32 этой статьи раскрывается понятие «процессуальное действие». Процессуальное действие - это следственное, судебное и иное действие, предусмотренное законом. Здесь законодатель отграничивает следственные действия от иных, предусмотренных законом, т.е. процессуальных. Следственные действия рассматриваются как часть процессуальных действий, выделенная, надо полагать, по признаку своей познавательной направленности.

Познавательная сторона следственного действия состоит в том, что в результате его проведения следователь получает фактические данные, сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу. Полученные законным способом и зафиксированные в предусмотренной форме, эти данные становятся доказательствами.

Таким образом, следственные действия - это комплекс познавательных и удостоверительных операций, производимых уполномоченными лицами в строгом соответствии с законом, направленных на обнаружение, закрепление и проверку доказательств.

Право производить следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело. По поручению следователя, представляемому в установленном в уголовно-процессуальном законе порядке, отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи.

Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия, освидетельствования и осмотра трупа.

Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя или лица, производящего дознание. Но они могут быть произведены и по указанию руководителя следственного органа, начальника органа дознания. Кроме того, закон устанавливает случаи обязательного производства следственных действий. Так, лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания (ст. 46 Подозреваемый). После предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого (ст. 173 Допрос обвиняемого). Для установления некоторых обстоятельств обязательно должна быть произведена экспертиза (ст. 196 УПК РФ).

Для производства следственных действий необходимы основания - фактические данные, указывающие на необходимость производства тех или иных следственных действий.

В систему следственных действий входят (см. таблицу в приложении № 2):

1) следственный осмотр;

2) освидетельствование;

3) следственный эксперимент;

4) обыск;

5) выемка предметов и документов;

6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления их осмотр и выемка;

7) контроль и запись переговоров;

8) допрос;

9) очная ставка;

10) предъявление для опознания;

11) проверка показаний на месте;

12) назначение и производство судебной экспертизы.

Некоторые следственные действия имеют свои виды, представленные в таблице, содержащейся в приложении №2.

Для производства следственных действий в ст. 164 УПК РФ предусмотрены общие правила, соблюдение которых обязательно вне зависимости от специфики конкретных процессуальных ситуаций.

Рассмотрим положения общих правил производства следственных действий.

Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 УПК РФ, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 УПК РФ.

Такие следственные действия, как освидетельствование, обыск, выемка, экспертиза, эксгумация производятся на основании постановления следователя. Для производства других следственных действий вынесения постановления не требуется.

Ряд следственных действий, в ходе которых возможно ограничение конституционных прав граждан, производятся только по судебному решению. К таким следственным действиям относятся:

- осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- производство обыска и (или) выемки в жилище;

- производство выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

- производство личного обыска, за исключением случаев, когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления или при заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела (ч.2 ст. 184 УПК РФ);.

- производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

- наложение ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи;

- о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

В этих случаях следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Ходатайство не позднее 24 часов подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия в порядке, предусмотренном в ст. 165 УПК РФ.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления и протокола следственного действия. Судья также в течение 24 часов с момента получения уведомления должен вынести постановление о законности или незаконности произведенного следственного действия. Если следственное действие будет признано незаконным, все доказательства, полученные с его помощью, исключаются из процесса доказывания как недопустимые.

В ч.2 ст. 164 УПК РФ сделана ссылка и на п. 9 ч.2 ст. 29 УПК РФ, чем предусмотрена необходимость получения разрешения суда на производство наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Однако данное процессуальное действие является иной мерой процессуального принуждения, предусмотренной в ст. 111 УПК РФ, а не следственным действием. В данном случае законодателем допущена, как представляется, техническая ошибка.

Процессуальный порядок производства каждого следственного действия предусмотрен в разделе 8, главах 24-27 УПК РФ.

10.Осмотр и освидетельствование: понятия, виды, основания, процессуальное оформление

Осмотр - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии и исследовании объектов (места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов, документов и других объектов), имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Материальными основаниями осмотра различных объектов являются достаточные данные полагать, что в процессе осмотра объектов могут быть обнаружены следы преступления, иные их признаки и свойства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела (ст. 176 УПК).

Процессуальными основаниями производства осмотра в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц являются:

1) судебное решение;

2) постановление дознавателя или следователя в случаях, не терпящих отлагательства.

Процессуальным основанием производства осмотра других мест происшествия условно можно считать получение сообщения о совершении деяния с признаками преступления и решение следователя, дознавателя о его производстве, которое, к сожалению, не находит своего материального выражения и закрепления в уголовно-процессуальных документах.

Процессуальными основаниями осмотра других объектов (например, при производстве обыска, выемки и т.д.) выступают обычно постановление дознавателя, следователя или судебное решение о производстве каких-либо следственных действий.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Обязательными участниками осмотра объектов являются следователь или дознаватель, понятые, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК, подозреваемый (обвиняемый) или совершеннолетние лица, проживающие в жилище, представитель организации, в которой осматриваются помещения.

Среди факультативных участников следственного осмотра могут находиться подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, специалист, переводчик, защитник подозреваемого, обвиняемого, представитель иного участника процесса, адвокат лица, не являющегося подозреваемым или обвиняемым, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В необходимых случаях следователь, дознаватель при производстве осмотра осуществляют измерения, фотографирование, звукозапись, кино- и (или) видеосъемку, составляют планы и схемы, изготавливают слепки и оттиски следов.

Осмотр следов преступления, предметов и документов, обнаруженных при выемке или обыске, осмотре места происшествия, местности, помещений и производстве других следственных действий, следователь, дознаватель производят на месте производства соответствующего следственного действия. Все обнаруженное и изымаемое при осмотре должно быть предъявлено понятым и другим участникам следственного действия. В этом случае результаты осмотра перечисленных объектов фиксируются в протоколе указанного следственного действия.

Если для осмотра следов преступления, предметов и документов требуется продолжительное время или осмотр на месте их обнаружения затруднен, а также из тактических соображений, то следователь, дознаватель изъятые предметы и документы должны упаковать, опечатать и заверить своими подписями, подписями понятых и иных участников следственного действия на месте осмотра. В протоколе осмотра в этой ситуации по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых объектов. Изъятию в процессе производства осмотра места происшествия подлежат только те объекты, которые предположительно имеют отношение к уголовному делу .

Освидетельствование - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии и исследовании тела и организма человека с целью установления:

1) следов преступления и телесных повреждений;

2) особых примет;

3) состояния опьянения или иных свойств и признаков человека, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела (ст. 179 УПК).

Освидетельствование допускается, если при этом не требуется производство судебной экспертизы. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть проведено до возбуждения уголовного дела (ст. 179 УПК).

Материальными основаниями производства освидетельствования являются достаточные данные, указывающие на то, что данное следственное действие обеспечит выявление фактических обстоятельств совершения преступления, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, и обнаружение новых доказательств по уголовному делу.

Процессуальное основание состоит в наличии постановления о производстве освидетельствования, которое является обязательным для лица, подлежащего освидетельствованию.

К обязательным участникам освидетельствования относятся следователь, дознаватель и освидетельствуемый. Освидетельствование может быть произведено в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля.

Среди факультативных участников освидетельствования могут быть врач, переводчик, специалист, защитник, представитель участника уголовного процесса, адвокат свидетеля и должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Нравственные основы производства этого следственного действия реализуются в следующих положениях (требованиях) уголовно-процессуального закона:

1) следователь, дознаватель не присутствуют при освидетельствовании лица другого пола, если оно сопровождается его обнажением. В этом случае освидетельствование производится врачом или при наличии письменного поручения другим следователем, дознавателем одного пола с лицом, подлежащим освидетельствованию;

2) при освидетельствовании не допускаются действия, унижающие честь и достоинство или опасные для здоровья и жизни освидетельствуемого лица;

3) фотографирование, видеозапись или киносъемка в случаях обнажения освидетельствуемого лица могут быть проведены только с его согласия.

Протоколы осмотра и освидетельствования составляются по общим правилам, установленным ст. 166 и 167 УПК (ст. 180 УПК).

11.Следственный эксперимент и проверка показаний на месте: понятие, виды, порядок производства и фиксации

Следственный эксперимент - урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в производстве опытных действий (опытов) в условиях, максимально приближенных к исследуемому явлению или искусственно изменяемых, с целью проверки и уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела (ст. 181 УПК).

Материальными основаниями производства следственного эксперимента являются достаточные данные полагать, что производство опытных действий обеспечит органам предварительного расследования выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Процессуальным основанием производства следственного эксперимента выступает решение следователя или дознавателя, которое не находит своего материального выражения в каком-либо специальном уголовно-процессуальном документе.

При производстве следственного эксперимента проверяется возможность:

1) восприятия каких-либо фактов или обстоятельств;

2) совершения определенных действий;

3) наступления какого-либо события;

4) определенной последовательности совершения исследуемых событий;

5) существования конкретного механизма образования изучаемых следов.

Обязательными участниками следственного эксперимента являются следователь, дознаватель, лицо, производящее опытные действия, понятые.

Среди факультативных участников этого следственного действия могут находиться подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, специалист, переводчик, защитник подозреваемого, обвиняемого, представитель иного участника процесса и должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Участие в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля возможно лишь на добровольных началах.

В ходе следственного эксперимента следователь, дознаватель в необходимых случаях имеют право производить измерения, фотографирование, кино- и (или) видеосъемку, составлять планы, чертежи и схемы. Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются честь и достоинство участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их жизни или здоровья.

О производстве следственного эксперимента составляется протокол, содержание и форма которого должны отвечать общим требованиям (ст. 166, 167 УПК).

Доказательства, полученные с помощью производства следственного эксперимента, носят, как правило, не прямой (достоверный), а косвенный (вероятный) характер.

Проверка показаний на месте - урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в общении в виде беседы следователя с ранее допрошенным лицом на месте, связанном с исследуемым событием, и сопоставлении даваемых им показаний на месте с ранее данными показаниями и объективной обстановкой соответствующего места с целями уточнения и установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 194 УПК).

Материальными основаниями производства проверки показаний на месте являются достаточные данные полагать, что в ходе этого действия будут установлены новые обстоятельства или получены новые доказательства виновности (или невиновности) конкретного лица.

Процессуальные основания производства проверки показаний на месте тождественны основаниям производства допроса.

Обязательными участниками этого следственного действия являются следователь, дознаватель и одно из ранее допрошенных лиц (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель), педагог, если в этом следственном действии принимают участие потерпевший, свидетель, не достигшие возраста 14 лет, а также понятые.

Проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут подвергнуты проверке. Проверка показаний на месте состоит в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для дела, демонстрирует определенные навыки и действия. Какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки показаний на месте и наводящие вопросы (данное требование является общим) не допускаются. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации совершенных действий могут быть заданы вопросы.

Уголовно-процессуальный закон запрещает одновременную проверку на месте показаний нескольких лиц.

Факт, ход и результаты проверки показаний на месте оформляются протоколом, который должен отвечать требованиям, установленным ст. 166, 167 и 190 УПК.

12.Обыск и выемка: понятия, виды, цели, основания и порядок производства

Обыск - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в поиске объектов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и могущих играть роль вещественных доказательств или иных документов (ст. 182 УПК).

Выемка - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в изъятии точно определенного объекта, если известно, где и у кого он находится (ст. 183 УПК).

Материальными основаниями для производства обыска являются достаточные данные, дающие основание обоснованно предполагать, что в каком-то месте или у какого-то лица могут находиться объекты, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела (орудия преступления, предметы, документы, ценности, разыскиваемые лица, трупы людей, животных, зверей, птиц и т.д.).

Материальными основаниями для производства выемки являются достаточные данные, указывающие на точное место нахождения определенного объекта у конкретного лица или в определенном учреждении (организации, предприятии и т.д.), имеющего значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Общим процессуальным основанием производства обыска и выемки выступает мотивированное постановление следователя.

Процессуальным основанием обыска и выемки в жилище при отсутствии согласия лиц, в нем проживающих, является судебное решение. Процессуальным основанием обыска и выемки в служебном помещении адвоката или адвокатского образования служит также судебное решение .

Процессуальным основанием выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о счетах и вкладах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, является судебное решение, принимаемое в порядке, установленном ст. 165 УПК.

Обязательными участниками обыска и выемки являются следователь, дознаватель, лица, у которых производятся данные следственные действия, или их совершеннолетние члены семьи, а также понятые. При производстве обыска или выемки в организациях, учреждениях, предприятиях, общественных объединениях обязательно участие представителей их администрации.

Среди факультативных участников могут находиться защитники подозреваемого, обвиняемого, представители иных участников уголовного процесса, адвокаты, если обыск или выемка производятся у лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми, переводчик, разные по профессии специалисты, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии со ст. 182 УПК следователь, дознаватель, приступая к производству обыска или выемки, обязаны предъявить соответствующее постановление или судебное решение, разъяснить понятым, заинтересованным лицам и другим участникам следственного действия их права, обязанности и порядок производства обыска или выемки, сделать об этом отметку в протоколе, удостоверяемую их подписями.

При производстве обыска, выемки следователь, дознаватель предлагают соответствующим лицам добровольно выдать объекты, подлежащие поиску или изъятию, а в случае отказа в этом производят эти следственные действия принудительно.

При отсутствии в жилище изымаемого объекта в месте, указанном в постановлении о производстве выемки, следователь, дознаватель обязаны составить постановление о производстве обыска с указанием на обстоятельства, не терпящие отлагательства, и приступить к производству обыска. В этом случае указанные должностные лица должны руководствоваться требованиями ст. 165 УПК.

Если при производстве обыска искомые объекты выданы добровольно и отсутствуют основания опасаться сокрытия других имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела объектов, то следователь, дознаватель вправе ограничиться изъятием выданного и не производить поиск иных объектов. В противном случае они должны приступить к производству обыска в жилом или ином помещении, т.е. к поиску соответствующих объектов.

Протоколы обыска и выемки должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК. Кроме того, в соответствующих протоколах должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно.

Все изымаемые предметы, документы или ценности должны быть перечислены и описаны с точным указанием их количества, меры веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

Если в ходе обыска или выемки были предприняты попытки уничтожить или спрятать (скрыть) подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указывается на принятые следователем или дознавателем меры.

Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи под расписку.

13.Наложение и отмена ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка. Контроль и запись переговоров: понятие, основания, условия, сроки и порядок производства.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка – это комплексное следственное действие, состоящее в возложении на учреждение связи обязанности задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки.

В данном следственном действии, предусмотренном ст. 185 УПК, сочетаются три процессуальных действия: наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. При наличии достаточных оснований (доказательств) полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест. Такой арест заключается в том, что на руководителя (начальника) учреждения связи возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления, о чем он должен незамедлительно уведомлять следователя или дознавателя. Арест может быть наложен на почтово-телеграфные отправления подозреваемого, обвиняемого и связанных с ними лиц (соучастников преступления, близких родственников, которым могут быть, например, отправлены в посылках или бандеролях наркотические средства и др.). Получив от руководителя учреждения связи уведомление о задержании почтово-телеграфных отправлений (входящих или исходящих), следователь или дознаватель прибывает в данное учреждение и производит их осмотр и при необходимости выемку.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК. Для этого следователь или дознаватель выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки в соответствии с ч. 3 ст. 185 УПК. В нем указываются:

· 1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;

· 2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;

· 3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;

· 4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому (в лице его руководителя) поручается, как уже отмечалось, задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя или дознавателя.

Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем или дознавателем в соответствующем учреждении связи. В необходимых случаях для



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Обязательное участие в ряде следственных действий переводчика (169) и понятых (160) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обязательное участие в ряде следственных действий переводчика (169) и понятых (160)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)