Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика финансовой системы Российской Федерации.



2020-03-19 146 Обсуждений (0)
Характеристика финансовой системы Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовая система РФ имеет свои особенности при рассмотрении деления ее на подсистемы и звенья. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему можно разделить на сферы централизованных (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств). Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов выделяются финансы организаций (коммерческих, некоммерческих, финансовых посредников) и финансы домохозяйств. Финансы домохозяйствиграют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Централизованные финансы представлены бюджетной системой (федеральный, муниципальные бюджеты, бюджеты субъектов РФ), а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ (от 17 июля 1998 г.) бюджетная системаопределена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулирует нормы права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень. Бюджетная система, соответственно, также включает три уровня: 1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов. 3. Бюджеты органов местного самоуправления. Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты. Они обслуживают функционирование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как: способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов; средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

36. Финансовые ресурсы, их источники, виды, направления использования, формы организации

Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Преимущества аккумулирования средств виде денежных фондов:

1) Возможности увязываются с потребностями,

2) Ресурсы концентрируются на определенных направлениях,

3) Общественные, коллективные и личные потребности согласуются друг с другом.

Направления использования финансовых ресурсов:

1) расширенное воспроизводство,

2) материальное стимулирование,

3) удовлетворение потребностей общества.

Субъекты финансовых ресурсов:

1) домохозяйства;

2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;

3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется степенью самостоятельности каждого из них и устанавливается государством.

Объекты финансовых ресурсов:

1) децентрализованные финансовые ресурсы создаются на микроуровне в процессе образования фондов прибыли, оплаты труда, амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др.

2) централизованные финансовые ресурсы создаются на макроуровне и включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Состав финансовых ресурсов:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохо- зяйств — прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства — доходы от госпредприятий, приватизации, от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств — продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства — эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств — проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства — обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта (M, V, C), но степень участия каждого из них различна. Для расширения производства (увеличения элемента “C”) надо привлекать дополнительные ресурсы.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M — основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:

1) налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

2)  страховые платежи;

3) прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

 

37. Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значения. Основные направления финансовой политики рф

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Цель и задачи финансовой политики из учебника Е. Мягковой «Финансы и кредит»

«Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Задачи финансовой политики направлены:

1. на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

 

Основные направления финансовой политика Российской Федерации.

Основной документ, в котором отражены направления финансовой политики – Бюджетное послание президента РФ. Здесь можно процитировать БК – «Статья 170. Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Документы, которые так или иначе отражают направления финансовой политики:

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

2. Основные направления налоговой политики РФ.

Основные цели финансовой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015: (цитата из Бюджетного послания Президента, оно, кстати, всего на 8 страниц – прочтите, думаю это пригодится на госах):

1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.

2. Переход к программоному бюджету + к системе «Электронный бюджет».

«Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.»

3. Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.

Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

4. «Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура.» – а вот и пример социальной политики как одного из составляющих жлементов финансовой политики.

5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетнойустойчивости.

6. Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения. – еще раз пример соц. Политики

7. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов. Вместо практики делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

9. Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

 

38. Финансовый механизм коммерческих организаций. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, их источники , виды направления использования.

 

Финансовый механизм коммерческих организаций, его особенности. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, их источники, виды и направления использования.

Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и распределяющее ее между своими участниками (учредителями) (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Принципы:

1) получение и максимизация прибыли;

2) оптимизация источников формирования финн.рес.;

3) оьеспечение финн.устойчивости КО (страхование)ж

4) создание инчестиционной привлекательности;

5) ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

КО действйют в разных сферах: материальное про-во, торгово-сбытовая деятельность, оказание услуг.

Отраслевые факторы, влияющие на особенность организации финансов:

-сезонность пр-ва;

- длительность производственного цикла;

- особенность оборота производственных фондов;

-степень риска предпринимательской деятельности.

Отраслевые факторы влияют на размер КО, на организационно-правовую форму КО.

Организационно-правовые формы определяют особенности формирования фин.рес. в момент создания организации, распред.прибыли, фин. ответственности учредителей и участников.

Черты финансов КО:

- фин. рес. находятся в собственности КО;

- управление финансами КО ориентировано на получение прибыли;

- ограниченное, по сравнению с другими звеньями фин.сист., государственное регулирование финансов КО.

При создании КО формируется уставной капитал (складочный капитал у товариществ, паевый фонд у производственных кооперативов, уставной фонд у унитарного предприятия) за счет взносов учредителей.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении коммерческой организации и предназначенные для обеспечения ее эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Они постоянно находятся в движении и в де­нежной форме пребывают лишь в виде остатков денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе. По источникам формирования финансовые ресурсы можно разделить на 3 группы:

-собственные;

-привлеченные;

-заемные (поступления денежных средств от финансово-банковской системы).

Собственные финансовые ресурсы можно подразделить на:

1) нераспределённая прибыль;

2) амортизационные отчисления;

3) поступления от учредителей при формировании уставного капитала;

4) устойчивые пассивы, к которым относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы, кредиторскую задолженность.

К привлеченным финансовым ресурсам относятся:

1) дополнительные паевые и иные взносы учредителей в уставный капитал;

2) дополнительная эмиссия и размещение акций (IPO);

3) финансовые ресурсы, поступившие в порядке перераспределения: страховое возмещение; дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов; бюджетные ассигнования и т. п.

К заемным финансовым ресурсам относятся:

1) кредиты банков;

2) займы, предоставленные другими организациями;

3) коммерческий кредит;

4) средства от выпуска и размещения облигаций;

5) лизинг;

6) бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе, средства внебюджетных фондов и др.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый функционирующими хоз. субъектами друг другу при продаже товаров с рассрочкой платежа. Лизинг — вид фин. услуг, связанных с формой приобретения основных фондов.

7)Также источниками финансовых ресурсов является финансовая помощь со стороны физических и юридических лиц, государственные субсидии и дотации.

Направления использования финансовых ресурсов:

1) Текущие затраты на производство и реализацию продукции;

2) Реальные инвестиции и капитальные вложения;

3) Финансовые инвестиции (вложения в различные виды фондовых инструментов);

4) Платежи финансовой, банковской, бюджетной системам;

5) Образование специальных денежных фондов (фонд развития производства‚ фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий т.д.);

6) Благотворительные цели. Финансовые ресурсы предприятия используют для приобретения основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, для покрытия расходов на изготовление и продажу продукции (выплату заработной платы, уплату налогов, арендной платы, страховых платежей и т.п.).

 

Вопрос 39. как и 38

 

40. Государственные и муниципальные финансы, их название, состав. Формы организации государственных и муниципальных финансов, их характеристика.

Государственные финансы - денежные отно­шения, возникающие в процессе распределения и перераспределе­ния стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фон­дов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.

Задачи государственных финансов:

- распределение и перераспределение национального дохода между секторами экономики

- организация и осуществление контроля при таком распределении;

- финансирование выполнения функций, возложенных на государство.

2 формы государственных финансов: финансы федеральных органов государственной власти (федеральные финансы); финансы органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации (региональные финансы).

Муниципальные финансы - это денежные отношения, складываю­щиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и нацио­нального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств му­ниципальных образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении экономических и социаль­ных задач.

Основная задача организации местных финансов - обеспече­ние органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов мест­ного значения.



2020-03-19 146 Обсуждений (0)
Характеристика финансовой системы Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика финансовой системы Российской Федерации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)