Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Методика и техника социологического исследования»



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Тема: «Методика и техника социологического исследования» 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Форма проведения: самостоятельная работа студентов в группах и защита на контрольном занятии (практическое занятие № 3)

 

Необходимо:

1. Разбиться на группы (по 2-4 студента, в зависимости от численности потока – не менее четырёх групп на поток).

2. Выбрать тематическое направление (список см. ниже – у всех групп темы должны быть разные).

3. Соответственно избранному тематическому направлению, используя знания в области социологии, сопутствующие материалы и образцы, своё «социологическое воображение», жизненный опыт и здравый смысл, разработать программу социологического исследования (план выполнения см. ниже).

4. Основные положения разработанной программы социологического исследования оформить в презентацию (см., например, «Шаблон программы СИ.ppt» - не обязательно использовать именно этот шаблон).

5. Накануне контрольного мероприятия презентацию выслать на электронную почту преподавателя ([email protected]). Название файла должно содержать название группы (т.е. выбранная тематика, например, «№ 1. СИ Успеваемость студентов»).

6. На контрольном занятии представить программу и ответить на вопросы.

 

Примечание к выполнению задания: чтобы успешно выполнить данное задание от начала до конца, достаточно знаний материала соответствующей лекции (см. документ «Семинар 3»), разобраться в предложенном примере программы (см. документ «№ 1. СИ Успеваемость студентов») и логики. Сверх этого требоваться и спрашиваться ничего не будет. Максимум пара часов слаженной работы в группе и 10-15 минут защиты на контрольном мероприятии. Основное внимание в процессе защиты будет уделяться согласованности и обоснованности.

Тематические направления на выбор:

1. Успеваемость студентов (использовано в качестве учебного примера к выполнению данного задания – см. «№ 1. СИ Успеваемость студентов (пример). pdf »)

2. Учебная мотивация студентов

3. Образовательный выбор студентов

4. Планы профессиональной самореализации студентов

5. Место социологии в учебном плане

6. Образовательные потребности студентов

7. Внеучебная деятельность и досуг студентов

8. Необходимость библиотек современному студенту

9. Балльно-рейтинговая система во мнениях студентов

10. Расписание во мнениях студентов

11. Система ЕТИС во мнениях студентов

12. Своя тематика (например, какие-нибудь ситуации будущей профессиональной деятельности)…

 

План выполнения задания (с обоснованием логики рассуждения на примере тематики № 1 «Успеваемость студентов»):

1. Социологическая спецификация выбранного тематического направления и формулировка темы социологического исследования (Слайд 1), т.е. темой должны быть не сами тематические направления, а, например, отношение к ним, их восприятие, мнения о них, удовлетворённость ими, их значимость, их социальная обусловленность и т.п.

Например, выбираем тематическое направление «Успеваемость студентов», а далее конкретизируем его до социологического изучения «отношения студентов к успеваемости» и локализуем в рамках «философско-социологического факультета ПГНИУ». Получается: «Исследование отношения студентов ПГНИУ философско-социологического факультета к своей успеваемости».

 

2. Обоснование проблемы исследования сформулированной темы (Слайд 2).

Например, относительно отношения студентов к успеваемости можно говорить как минимум о двух противоположных группах: успевающих и неуспевающих. Логично сразу предположить, что успевающие студенты для университета проблемы не представляют. Следовательно, сосредотачиваемся на неуспевающих студентах и их отношении к своей успеваемости. В результате, соблюдая прежнюю локализацию темы, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: «Противоречие между студентами-задолжниками ФСФ ПГНИУ, которые, осознавая последствия своей неуспеваемости, имеют академические задолженности ввиду каких-то обстоятельств, и администрацией факультета, имеющей полномочия отчислять студентов, не выполняющих учебный план».

 

3. Определение гносеологической стороны (т.е. того, на что направлен исследовательский интерес при изучении сформулированной проблемы) и предметной стороны (т.е. особенности восприятия проблемы со стороны различных групп) – Слайд 2.

Например, в данном примере исследовательский интерес может быть направлен на «выяснение отношения к успеваемости и причин, по которым студенты ПГНИУ ФСФ имеют академические задолженности», а противоречивыми группами отношения к успеваемости станут «студенты-задолжники и администрация».

4. Определение объекта, предмета и цели исследования темы (Слайд 3).

Например, объектом автоматически становятся «Студенты–задолжники и администрация ФСФ ПГНИУ», а предметом, исходя из гносеологической стороны проблемы, «Отношение к успеваемости и причины неуспеваемости студентов–задолжников ФСФ ПГНИУ». Соответственно, цель будет направлена на «Выяснение причин неуспеваемости студентов-задолжников ПГНИУ ФСФ».

5. Теоретическая интерпретация основных понятий и первичная демонстрация связей между ними (не менее трёх понятий) – Слайд 4.

Например, из предыдущего рассуждения о теме про успеваемость студентов, основными понятиями будут являться: 1) студент-задолжник; 2) академическая задолженность; 3) причины неуспеваемости. Все эти понятия должны быть проинтерпретированы в соответствие со сформулированными объектом, предметом и целью исследования при соблюдении всех ранее установленных ограничений конкретизации и локализации темы, а также связаны между собой. В частности, студент-задолжник становится не просто абстрактным учащимся вуза, а «учащимся философско-социологического факультета ПГНИУ, имеющим академические задолженности ввиду различных причин-факторов». В результате такой трактовки связались все три понятия.

 

6. Формулировка задач исследования, аккумулирующих предыдущее рассуждение о теме и раскрывающих путь к достижению цели (не менее трёх задач) – Слайд 5.

Например, в данном примере исследователя в обязательном порядке должны заинтересовать следующие аспекты темы: 1) отношение к успеваемости; 2) осознанность неуспеваемости; 3) причины-факторы академических задолженностей. Соответственно, можно сформулировать как минимум три различных задачи, направленных на эмпирическую фиксацию выделенных аспектов и отношений между ними. Кроме того, можно сформулировать более сложные аналитические задачи, например, 4) проанализировать связь отношения к успеваемости с осознанностью неуспеваемости; 5) определить влияние отношения к успеваемости и степени осознанности неуспеваемости на успеваемость студентов.

 

7. Эмпирическая интерпретация основных понятий, позволяющая установить поддающиеся фиксации параметры (не менее трёх на каждое понятие), т.е. свойства и факты объекта, предмета, цели и основных понятий, т.е. всего того, что было заложено в задачах исследования (Слайды 6, 7, 8). При эмпирической интерпретации расширяется и конкретизируется список понятий исследования, требующих эмпирической фиксации.

Например, в данном примере такой фиксации требуют следующие понятия: 1) студент-задолжник; 2) успеваемость; 3,4) степень осознанности неуспеваемости и её последствий (можно разделить на две отдельные осознанности неуспеваемости и последствий неуспеваемости); 5) причины-факторы неуспеваемости.

Далее, говоря о студенте-задолжнике исследователю необходимо определить параметры его фиксации в общем социальном пространстве. Таковыми могут выступать: пол, возраст, факультет, курс, уровень обучения, направление подготовки и другие. Однако, темой уже ограничено, что факультет – это философско-социологический факультет ПГНИУ. Возраст студентов в данном случае может оказаться излишним и бесполезным параметром, т.к. исследователю итак понятен примерный возраст студентов, а имеющиеся исключения окажутся статистически незначимыми. Различия по полу могут оказаться статистически значимыми, однако не будут иметь никакой практической значимости. Следовательно, наиболее функциональные параметры – это уровень обучения, курс, направление подготовки. В то же время, такие параметры, как факультет, могут оказаться полезными в качестве «фильтра» для отбора необходимых для реализации задач исследований респондентов.

Далее, говоря об успеваемости, исследователя будет интересовать только наличие академической задолженности. Вместе с тем, этот параметр может быть использован как «фильтр», позволяющий отделить успевающих от неуспевающих. Кроме того, интересными могут оказаться количество задолженностей, срок задолженности, предметная специфика задолженности и другие.

Далее, осознанность успеваемости и её последствий может говорить сама за себя. В то же время, спрашивать студентов об их осознанности наличия задолженностей глупо, т.к. итак очевидно, что он её осознаёт. А вот об осознанности последствий можно уточнить дополнительно.

Наконец, основное и самое сложное понятие данного исследования – причины-факторы неуспеваемости. Логично предположить, что они могут быть внешними (объективными) и внутренними (субъективными). В качестве внешних факторов можно предположить: 1) требования, предъявляемые к учебному процессу; 2) отношение преподавателя; 3) вторичная занятость студента; 4) наличие своей семьи и детей; 5) микросреда (условия обучения и проживания) и другие. В качестве внутренних: 1) уровень знаний студента; 2) готовность студента к занятиям; 3) посещаемость занятий; 4) стремление к успешной учебной деятельности; 5) место учебной деятельности в системе жизненных интересов и другие. Кроме того, соответственно причинам может быть дополнен список задач исследования. Например, можно добавить 6) определить место учебной деятельности в системе жизненных интересов студентов-задолжников.

 

8. Операционализация выделенных эмпирических параметров, т.е. фиксация аспектов, на которые распадается измеряемый параметр (Слайды 6, 7, 8).

Например, 1.1. Факультет распадается на 12 факультетов; 1.2. Уровень обучения распадается на бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура; 1.3. Курс распадается на 1-ый – 5-ый; 1.4. направление подготовки на название кафедр (кафедра философии, кафедра социологии, кафедра психологии и т.д.) или на многообразие направлений внутри кафедры (но, тогда, логично делать этот вопрос открытым).

2.1. Наличие академической задолженности распадается на «есть»/«нет»; 2.2. Количество задолженностей на 1, 2, 3,..; 2.3. Предмет задолженности на, например, «задолженность по профильному предмету», «задолженность по общеуниверситетскому предмету» (философия, психология, физкультура, история и т.д.), «задолженность по факультативному предмету»; 2.4.. Обеспокоенность успеваемостью распадается на некий континуум от «очень обеспокоен» до «совсем не обеспокоен».

3. Осознанность последствий неуспеваемости распадается на континуум от «осознаю» до «не осознаю».

4.1.1. Вторичная занятость распадается на работу, второе образование, внеучебную деятельность (студклуб, спорт и т.п.). Кроме того, можно уточнить, сколько времени на всё это тратится. 4.1.2. Наличие своей семьи и детей на «есть»/«нет». 4.1.3. Условия проживания, например, живу с родителями/родственниками, живу с друзьями/знакомыми, живу в общежитии, живу отдельно. И т.д.

9. Формулировка гипотез (не менее трёх) согласно поставленным цели и задачам, а также выделенным параметрам эмпирической интерпретации понятий, связям между целью, задачами и параметрами (Слайд 9).

Например, 1) Абсолютное большинство студентов-задолжников обеспокоены своей успеваемостью; 2) Абсолютное большинство студентов-задолжников осознают негативные для себя последствия неуспеваемости; 3) Осознанность последствий неуспеваемости напрямую связана с обеспокоенностью успеваемостью и является обусловливающей по отношению к ней; 4) В большинстве случаев обеспокоенность успеваемостью и осознанность последствий неуспеваемости обусловливают смещение в сторону меньшего количества задолженностей. 5) Неуспеваемость большинства студентов-задолжников обусловлена, прежде всего, внешними факторами; 6) В то же время, студенты-задолжники, которые не обеспокоены своей успеваемостью и/или не осознают последствий неуспеваемости, отличаются субъективной незаинтересованностью в обучении, независимо от внешних факторов своей неуспеваемости.

 

10. Обоснование метода сбора данных, выборки, методов и способов анализа данных.

Например, для реализации задач данного исследования достаточно проведение анкетного опроса, которое логично дополнить экспертным опросом в формате фокусированного интервью преподавателей и администрации факультета. Поскольку студентов-задолжников относительно мало и список их – это легкодоступная информация, рационально применить сплошной отбор. Анализ данных главным образом сосредоточен на работе со статистическими данными, обнаружении отношений между фиксируемыми переменными с помощью различных коэффициентов влияния и связи. Анализ нарративов интервью.

Критерии оценки на контрольном мероприятии: 1) полнота программы и соответствие плану; 2) внутренняя согласованность и обоснованность структурных элементов программы; 3) ответы на дополнительные вопросы. По результатам защиты разработанной программы группа получает баллы (см. таблицу ниже). При необходимости, каждому студенту в группе предоставляется возможность добрать баллы ответами на дополнительные вопросы о разработанной программе. За каждый корректный и обоснованный ответ на дополнительный вопрос студент получает по 2-3 персональных балла плюсом к общему результату защиты программы группой.

 

Параметр оценки по плану

Баллы

наличие согласованность обоснованность
1. Спецификация избранной тематики 1 1 1
2. Обоснование проблемы исследования 1 1 1
3. Гносеологическая и предметная стороны 1 1 1
4. Объект, предмет, цель 1 1 1
5. Теоретическая интерпретация трёх понятий 1 1 1
6. Три задачи 1 1 1
7. Эмпирическая интерпретация (по три параметра) 1 1 1
8. Операционализация параметров 1 1 1
9. Три гипотезы 1 1 1
10. Методы и выборка 1 1 1


2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Тема: «Методика и техника социологического исследования» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «Методика и техника социологического исследования»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)