Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методический замысел и процедура исследования



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Методический замысел и процедура исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Эксперимент Т. Маккая и Я. Макаллистера

Валидизация SB-метода проводилась его авторами в ходе специального полевого эксперимента, в котором участвовали 1823 человека, отобранные строго случайным образом на основе общенациональной выборки (Австралия). Во избежание систематического (однонаправленного) влияния последовательности предъявления методов на характер ответов эксперимент был организован по принципу split-ballot. Одной группе респондентов предлагалось сначала ответить на вопросы в режиме обычного (face-to-face) интервью, а затем – с использованием "запечатанного буклета". В другой группе порядок интервьюирования менялся на противоположный.

Сравнение ответов, полученных посредством двух разных исследовательских стратегий, показало, что респонденты, опрошенные с помощью SB-метода, чаще давали утвердительные ответы об употреблении запрещенных наркотических препаратов, чем те, которым вопросы задавались в ходе беседы "лицом к лицу". Причем во многих случаях выявленные различия оказались статистически значимыми (р < 0,05).

Так, если на вопросах о реальном употреблении наркотиков влияние метода наблюдалось лишь в трех из девяти случаев (транквилизаторы, галлюциногены и амфетамины), то на вопросах, касающихся потенциального наркопотребления, – в восьми из девяти (табл. 1).

Проведенный авторами мультивариационный анализ данных свидетельствует также, что все ответы респондентов о реальном и потенциальном употреблении наркотиков, сведенные в единую шкалу, значимо коррелировали на уровне индекса с переменной "метод" (p=0,000) [14, p. 176].

Таблица 1

Соотношение утвердительных ответов на ситуативные и проспективные вопросы об употреблении наркотиков в зависимости от метода сбора данных, % ответивших

Тип вопроса и виды наркотических веществ

Методы сбора данных

Разность показателей/знак

Персональное интервью Метод "запечатанного буклета"
"Употребляете ли вы следующие наркотики?"      
Болеутолители 66 67 +1
Транквилизаторы 26 36 +10*
Марихуана 28 27 –1
Барбитураты 7 7 0
Галлюциногены 6 7 +1*
Амфетамины 5 6 +1*
Кокаин 2 3 +1
Ингалянты 2 2 0
Героин 1 1 0
"Стали бы вы употреблять следующие наркотики, если бы вам предложил их ваш близкий друг?"      
Болеутолители 40 35 –5*
Транквилизаторы 9 10 +1*
Марихуана 11 13 +2*
Барбитураты 2 3 +1*
Галлюциногены 2 4 +2*
Амфетамины 1 3 +2*
Кокаин 1 2 +1*
Ингалянты 0 1 +1*
Героин 1 1 0

*Влияние метода значимо (p<0,05). Источник: [14, p. 177].

Применение логит-аналитических процедур показало значимую связь между уровнем искренности ответов на деликатные вопросы и демографическими характеристиками респондентов. Женщины в 1,6 раза чаще, чем мужчины, скрывали применение транквилизаторов. Молодые респонденты честнее отвечали на этот вопрос, чем респонденты более старшего возраста. Употребление амфетаминов, наоборот, чаще скрывали мужчины (почти в 3,2 раза) и молодые люди (в 1,2 раза) (табл.  2).

Таблица 2

Соотношение респондентов, скрывающих употребление наркотиков, в различных демографических группах, коэффициенты различий

Демографические группы респондентов Применение транквилизаторов Употребление амфетаминов
Пол:    
Женщины 1,00 1,00
Мужчины 0,64 3,17
Возраст:    
15–19 лет 1,00 1,00
20–29 лет 1,55 1,17
30 лет и старше 2,08 0,21

Источник: [14, p. 181].

Обнаружено влияние последовательности предъявления методов на реакции респондентов. В тех случаях, когда "запечатанный буклет" предшествовал персональному интервью, изменений в ответах в зависимости от исследовательской техники не наблюдалось, когда же он следовал за интервью, удельный вес утвердительных ответов, касающихся употребления наркотиков, значительно возрастал. Этот факт, по мнению Т. Маккая и Я. Макаллистера, свидетельствует о том, что SB-метод, как минимум, "не сокращает число респондентов, признающихся в употреблении наркотических веществ" [14, p. 178].

Что же касается эффективности данного метода в целом, то, как считают авторы исследования, образцы ответов, направление смещений, а также их взаимосвязь с полом и возрастом респондентов убедительно свидетельствуют, что техника "запечатанного буклета" обеспечивает "более точные ответы на сенситивные вопросы об употреблении наркотиков" по сравнению с традиционно используемыми опросными процедурами [14, p. 183]. К тому же этот метод прост, удобен в обращении, не требует дополнительных затрат на полевой стадии исследования. Он гарантирует респондентам анонимность их ответов и позволяет задавать большое количество острых вопросов в ходе одного интервью. И, наконец, метод "запечатанного буклета" допускает возможность реинтервьюирования респондентов и проведения исследований в панельном режиме, что немаловажно при отслеживании эффективности государственных программ.

Методический замысел и процедура исследования

Для проверки этих выводов и практической апробации данного метода в марте–апреле 2000 г. нами было проведено экспериментальное методическое исследование. В Иваново и нескольких городах Ивановской области (Кинешме, Вичуге, Шуе, Плесе, Фурманове) опрошено 345 чел., отобранных на основе квотной выборки, репрезентирующей различные социально-демографические категории населения в возрасте от 16 лет и старше. Основным квотируемым признаком выступала социально-профессиональная принадлежность респондентов. Опрашивались представители 5 групп: рабочие, работники сферы торговли, интеллигенция, безработные и студенты. Выборка носила экспериментальный характер, и строго количественной репрезентации этих категорий не требовалось. Поэтому в выборочной совокупности указанные страты были представлены примерно равным количеством респондентов.

Разработанный для данного исследования вопросник насчитывал в общей сложности 35 вопросов, сгруппированных в 4 блока (приложение 1). Первый, "омнибусный", блок представлен восемью весьма деликатными вопросами, требовавшими от респондентов признания в совершении тех или иных осуждаемых поступков (воровство, взяткодательство, симуляция болезни, сокрытие преступлений и т. д.). Второй блок содержал 12 вопросов, касающихся реального и потенциального употребления различных наркотических веществ (марихуана, опий, морфин, героин, ЛСД и пр.). Третий блок, из 11 вопросов, был ориентирован на фиксацию образцов сексуального поведения и эротических фантазий респондентов (гомосексуальность, проституция, случайные связи, персонажи сексуальных воспоминаний и др.). Социально-демографический блок включал вопросы о поле, возрасте, роде занятий и места жительства опрашиваемых. При составлении анкеты и формулировании вопросов мы использовали некоторые сюжеты и темы, предлагавшиеся для обсуждения с респондентами в ряде зарубежных исследований [14, 15, 16].

Так же, как и в эксперименте австралийских социологов, в нашем исследовании каждый респондент отвечал на все вопросы анкеты дважды (в режиме обычного персонального интервью и "запечатанного буклета") с минимальным промежутком времени, необходимым для прочтения необходимых инструкций и обращений. Вопросные формы были специально адаптированы с учетом специфики используемого метода. Порядок предъявления самих методов чередовался. В одном случае опрос начинался с личной беседы, а заканчивался процедурой "запечатанного буклета", в другом применялась обратная последовательность. Перед началом каждой разновидности интервью респондентам предлагались "контактные" инструкции и обращения, а при переходе от одного метода к другому — "буферные" обращения-связки.

В исследовании использовались инструкции четырех типов (приложение 2). Первая из них регламентировала форму общения с респондентами в момент первичного контакта с ними и была ориентирована на то, чтобы создать у испытуемых мотивацию к участию в исследовании и убедить их дать максимально искренние ответы на деликатные вопросы. Вторая предназначалась для тех случаев, когда опрос начинался с персональных интервью. Она дополнялась обращением-связкой, используемой при переходе к SB-методу. Третья инструкция зачитывалась интервьюером в ситуации, предшествовавшей методу "запечатанного буклета", и также сопровождалась "буферным" обращением, необходимым для плавного перевода беседы в режим персонального интервью. И, наконец, последняя, четвертая инструкция была предназначена для самостоятельного прочтения респондентами и извлекалась ими из заклеенного конверта непосредственно перед началом опроса в режиме SB-метода. В ней еще раз подробно объяснялась процедура работы с вопросником и повторялись заверения в анонимности и конфиденциальности беседы.

В период, предшествовавший полевому этапу исследования, все интервьюеры прошли тщательный инструктаж (две инструктивные сессии по одному часу каждая). В ходе опроса с использованием метода "запечатанного буклета" им вменялось в обязанность выполнение следующих правил и процедур: (1) строго следить за тем, чтобы все конверты, вручаемые респондентам, были заклеены и не имели никаких случайных пометок, которые могли бы вызвать подозрение в нарушении анонимности; (2) зачитывать респондентам инструкции, соответствующие используемому методу, а также "буферные" обращения в промежутке между двумя интервью; (3) проводить все опросы, независимо от процедуры сбора данных, в строго конфиденциальной обстановке, с глазу на глаз с респондентом в уединенном месте, без присутствия "третьих лиц"; (4) внимательно следить за тем, чтобы респонденты не пропускали вопросы и не "перескакивали" с одного на другой. В опросах с применением SB-метода интервьюеры фиксировали номера полученных ответов в специальных кодировочных бланках, которые по окончании интервью вновь вкладывались в конверты вместе с чистыми анкетами, возвращенными респондентами. В процессе числовой обработки было построено несколько дополнительных переменных, фиксирующих влияние очередности предъявления методов на характер ответов испытуемых, степень сенситивности различных вопросов анкеты и др.



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Методический замысел и процедура исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методический замысел и процедура исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)