Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Строительные требования.



2020-03-19 154 Обсуждений (0)
Строительные требования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Правильное размещение нового промышленного строительства должно способст­вовать снижению его стоимости и наилучшей организа­ции строительных работ.

Основные строительные требования, которые необхо­димо учитывать при рекомендации новых территорий для промышленного строительства, заключаются в следую­щем:

а. Наличие пригодных для строительства площадок, освоение и инженерная подготовка которых связаны с минимальными затратами. Все промышленные террито­рии, намечаемые для размещения предприятий-новост­роек, должны быть оценены по инженерно-геологическим и горногеологическим условиям: особенности рельефа, характер грунтов, уровень грунтовых вод, затопляемость в паводковые периоды, наличие карстовых образований,

оползней и т. д.

б. Наличие местных строительных материалов и про­изводственных баз строительной индустрии. При прочих равных возможностях для размещения предприятий-новостроек предпочтение отдается таким террито­риям, на которых строительство может быть осуществ­лено относительно быстрее и экономичнее, вследствие близости (с учетом транспортных связей) местных стро­ительных материалов, существующих и строящихся баз строительной индустрии.

в. Организация новых строительных баз и коммуни­каций, общих для групп строящихся промышленных предприятий.. Для экономии затрат на строительство но­вых предприятий желательно размещать их группами даже и тогда, когда этого не требует их производствен­ное кооперирование. Групповая дислокация новостроек дает возможность организовать общие для всей группы строительные базы (общие карьеры, заводы строитель­ных конструкций, деталей и материалов, парки механиз­мов и автомашин и т. д.) и необходимые коммуни­кации.

Градостроительные и санитарные требования.

Наря­ду с производственными и строительными требованиями при размещении промышленных предприятий необходи­мо учитывать тесно связанные, между собой градострои­тельные и санитарно-гигиенические требования. Важней­шие из них состоят в следующем:

а. Размещать новые промышленные предприятия пре­имущественно в средних и малых городах. Чрезмерное сосредоточение нового промышленного строительства в крупных городах, располагающих уже сложившейся мощной индустриальной базой, представляется нежела­тельным по санитарным, экономическим, транспортным и оборонным соображениям. В крупных городах или вблизи них, в городах-спутниках может 'быть рекомендо­вано размещение лишь тех новых предприятий, которые обслуживают производство, строительство и население данного города.

Для размещения нового промышленного строитель­ства следует всемерно использовать средние и малые города, расположенные в наиболее благоприятных эко­номико-географических, природных и санитарных усло­виях, и создать тем самым предпосылки для их перспективного роста, развития и благоустройству.

б. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, охрана природы. При размещении промышленных ново­строек обязательно соблюдаются действующие санитар­но-гигиенические правила и нормы о взаиморасположе­нии индустриальных предприятий и жилых районов (обе­спечение необходимых между ними разрывов), о сани­тарной охране источников водоснабжения и других по­верхностных водоемов, а также зон массового отдыха населения, существующих и проектируемых курортов, заповедников, лесных массивов и т. д.

в. Расселение трудящихся предприятий на здоровых и удобно расположенных территориях. При размещении нового промышленного строительства должно быть предусмотрено расселение трудящихся на удобных и здоровых площадках, расположенных по возможности вблизи существующих значительных водоемов и зеле­ных массивов, либо на таких территориях, где они мо­гут быть созданы.

Необходимо также стремиться к тому, чтобы терри­тории (площадки) расселения лежали не слишком да­леко от промышленных предприятий и могли бы быть с ними связаны удобным транспортом.

Новые предприятия с большим количеством трудя­щихся необходимо размещать таким образом, чтобы была возможность вести новое жилищное строительство крупными массивами на территориях, свободных от за­стройки и не требующих излишних затрат «а их инже­нерную подготовку и всестороннее коммунальное благо­устройство.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНОВ

 

Городской промышленный район может быть формируемым (новым), представленным одним или  несколькими промышленными узлами; развивающимся, ко­торый имеет территориальные резервы и в состав которого могут входить как промышленные узлы, так и изолированные отдельно стоящие предприятия; сложившимся, который размещается на полностью застроенной территории и в составе которого име­ются преимущественно изолированные одно от другого предприя­тия и объекты непроизводственного назначения.

Промышленные районы в городе делятся на три градостроительные категории, каждая из которых обла­дает своими архитектурно-планировочными особенностями.

1. Промышленные районы, предназначенные для размещения пред­приятий, выделяющих большое количество производственных вредно­стей и имеющих значительный грузооборот железнодорожным транспор­том, а также предприятий с особыми условиями производства (взрывоопасные, пожароопасные, радиоактивные), которые нельзя располагать в пределах селитебной территории или вблизи нее. Это большие металлургические, химические, нефтеперерабатывающие заво­ды, а также предприятия, связанные с разработкой земных недр. Расстояние таких районов от селитебной территории устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от технологии, эффективности улавливания производственных вредностей, взрыво- и пожароопасности производства.

2. Промышленные районы, предназначенные для размещения пред­приятий, выделяющих небольшое количество вредностей или не выде­ляющих их, но связанных с большим грузооборотом и требующих устройства железнодорожных, подъездных путей. Удаление таких пред­приятий от жилой застройки на значительное расстояние не является строго необходимым. Санитарно-защитная зона может быть шириной до 50—1000 м. К указанным предприятиям относятся машиностроительные, текстильные, ряд пищевых и др.  Из-за наличия железнодорожного транс­порта такие районы, целесообразно размещать на окраине селитебной территории.

3. Промышленные районы, предназначенные для размещения пред­приятий безвредных или с незначительным выделением производствен­ных вредностей, с небольшим грузооборотом (не превышающим движе­ние 40 автомобилей в сутки в одном направлении), не требующих уст­ройства железнодорожных подъездных путей, т.е. для предприятий, которые не оказывают существенного вредного влияния на селитебные территории. Это, например, типографии, часовые заводы, заводы точной механики, приборостроения, оптики, ряд предприятий пищевой и легкой промышленности. Такие предприятия требуют санитарно-защитную зону шириной не более 50-100 м или не требуют ее совсем и могут располагаться даже в пределах селитебной территории. Роль санитарно-защитной зоны может выполнять озелененная магистраль.

 

 

Городские промышленные районы подразделяются на:

▪ новые (вновь проектируемые), формируемые одним или несколькими промышленными узлами;

▪ развивающиеся (за счет имеющихся внутренних или внешних территориальных резервов), которые могут иметь в своем составе, как промышленные узлы, так и отдельно стоящие изолированные предприятия;

▪ реконструируемые ─ сложившиеся на полностью застроенной территории и, состоящие преимущественно из изолированных одно от другого предприятий и объектов непроизводственного назначения. Упорядочение застройки таких районов связано с радикальной технологической и производственной реконструкцией предприятий

Научно-технический прогресс, внедрение науки в производство, подготовка квалифицированных кадров на базе производства, развитие при предприятиях и отраслях промышленности инженерных отделов, специальных конструкторских бюро, опытных производств, приводят к тому, что в ряде случаев выделяется два типа таких районов:

первый — с преимущественным размещением на территории района более или менее крупных промышленных предприятий, включая науч­ные учреждения, КБ и другие объекты, связанные с производством;

второй — с преимущественным размещением на территории района научно-исследовательских учреждений для данной отрасли производства, крупных КБ, инженерных (в том числе технологических) учреждений, технических вузов с небольшой долей промышленных предприятий и опытных производств. Промышленные предприятия в этом случае являются, как правило, безвредными, все более приближающимися к лабораториям.

Абсолютные размеры промышленных районов достигают все более значительных величин. В практике проектирования и строительства встречаются районы следующих максимальных размеров: районы метал­лургического профиля — территория до 2000 га, районы машинострои­тельного профиля — до 2000—3500га, районы химического и нефтепере­рабатывающего профиля — до 4000 га.

В процессе роста и развития городов отдельные промышленные районы сливаются, формируя крупные промышленные зоны протяженностью до 10—15 км, территорией до 5000—6000га, числен­ностью трудящихся до 150—200 тыс.чел. Поэтому одной из важнейших задач при формировании планировочной структуры крупных городов становится рациональное взаимное расположение промышленных зон и жилых районов.

Одновременно происходит усложнение состава промышленных райо­нов. Они превращаются в сложный производственный организм, вклю­чающий наряду с профилирующими предприятиями крупные строитель­ные базы и коммунально-складские объекты, предприятия легкой и пищевой промышленности, развитые общественные, научно-технические и учебные центры.

Рациональная планировочная структура промышленных районов предполагает обеспечений их соответствующими территориальными резервами. Выделяются три типа резервов: резервы в самом здании для развития отдельного производственного корпуса, которые составляют 5—10%; резервы в пределах площадки отдельного предприятия, которые составляют на новых заводах до 18—20% территории, резервы для развития промышленного района в целом составляют от 10 до 20% территории района. Эти резервы обеспечивают рост производства в 1,5—2 раза.

Обычно в основу планировочной организации промышленных районов закладывается зонирование территорий по видам ее использования. Это определяет как правильное размещение объектов застройки, так и рациональное использование самой территории. Для промышленных районов, располагающихся на границе с селитебной территорией, выделяются следующие зоны:

· зона общественных центров;

· производственная зона;

· зона складского и энергетического хозяйства;

· транспортная зона.

 

4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ

 

Объединение предприятий в узлы и комплексы с общими инженер­ными и подсобными объектами стало господствующим направлением в промышленном строительстве. Опыт создания промышленных узлов выявил большие преимущества такой организации строительства, и не только привел к экономии терри­тории, сокращению протяженности автомобильных дорог, железных дорог на, уменьшению числа зданий,  но и обеспечил более четкую планировочную структуру, кото­рая может служить основой для создания архитектурных ансамблей группы промышленных предприятий, а также для связи их с жилыми районами города.

Промышленные узлы нередко формируются из новых предприятий. Однако много промышленных узлов сформировано на основе уже существующих предприятий. Естественно, что при формировании промышленных узлов из новых предприятий достигается наибольший градостроитель­ный и экономический эффект. Однако опыт показывает, что можно по­лучить также значительную экономию средств и при расширении, ре­конструкции и упорядочении сложившейся застройки предприятий.

Несмотря на то,  что промышленные узлы весьма разнообразны по своему составу, по мощности входящих в них предприятий и объемам ка­питальных вложений на их строительство, размерам занимаемой тер­ритории, приемам размещения и многим другим признакам, их можно все же классифицировать.

Наиболее показательным в сравнительной характеристике являет­ся отраслевая принадлежность предприятий, входящих в промышлен­ный узел.

Промышленные узлы можно подразделить на две группы, к одной из них следует отнести промышленные узлы, включающие предприятия разных отраслей промышленности (разноотраслевые или многоотрас­левые промышленные узлы), к другой — включающие в основном пред­приятия какой-либо одной или нескольких родственных отраслей промышленности (так называемые специализированные промыш­ленные узлы).

Промышленные узлы, как правило, целесообразно создавать из 3-4 небольших предприятий в малых городах и 4-6 в крупных городах.

Специализированные узлы подразделяются в зависимости от при­надлежности предприятий к той или иной отрасли примерно следую­щим образом:

 одна треть промышленных узлов состоит преимуществен­но из предприятий химической и нефтехимической промышленности;

 другая треть — из предприятий машиностроения и приборо­строения;

 остальные состоят из предприятий стройиндустрии или из предприятий и производств легкой и пищевой промышленности.

   В состав промышленного узла следует включать, как правило, всю группу вблизи расположенных предприятий независимо от характера их производства и ведомственной подчиненности, в том числе объекты коммунального и складского хозяйства.

   Строительство новых предприятий вне промышленного узла может допускаться лишь при  наличии соответствующих технико-экономических обоснований и по согласованию с территориальной проектной организацией. Только при таком подходе к размещению и проектированию промышленных предприятий можно широко использовать преимущества промышленных узлов.

  Экономический эффект от объединения предприятий в промышленные узлы увеличивается, если при проектировании предусматривается кооперирование не только промышленных предприятий, но и промышленности с селитебной частью района.  

  

          5. ПРЕДЗАВОДСКИЕ  ЗОНЫ

 

На границе промышленного района и селитебной территории возника­ет специализированный вид городской застройки — предзаводская зона. Функциональное содержание предзаводской зоны в первую очередь определяется тем, что на нее одновременно прибывают и с нее  отправляются тысячи трудящихся. Предзаводские зоны насыщены множеством транспортных сооружений и элементов инженерно-техниче­ского благоустройства. Специфичен характер застройки предзаводских зон.  В их состав наряду со зданиями заводоуправлений, проходных и бытовых помещений включаются научно-исследовательские и учебные институты, лаборатории, выставки и т.п. Предзаводские зоны — это место размещения того дополнительно нового, что привнесено в содер­жание городского промышленного района социальным прогрессом и научно-технической революцией.

На увеличение размеров территории  предзаводских зон влияют укрупнение  промышленных районов и узлов, рост в автомобилизации, расширение состава и нормативной обеспеченности объектов обслуживания трудящихся промышленных предприятий.  

Большие масштабы реконструкции действующих и строительства новых предприятий, их группировка в крупные промышленные районы приводят к превращению когда-то скромных по размерам предзаводских площадей в обширные стыковые зоны на границе промышленных и селитебных территорий.

В земельном балансе предзаводских зон при крупных промышленных районов большой протяженности наибольшее место занимают территории транспортного и пешеходного движе­ния (50—70%), озеленение и резерв­ные участки (20—30%). Зона застройки (административные здания, научно-технический центр, медицинский центр,  спортивный комплекс, учебный центр и т. д.) занимает 6-18%.                        

Предзаводские и стыковые зоны в зависимости от размера предприятий и промышленного района могут прини­мать различные градостроительные формы. Основные разно­видности предзаводской территории: площадь, улица, система пространств.

Предзаводские площади подразде­ляются на площади общественного значения, рядовые, аванплощади про­мышленных центров.

Небольшие предприятия и промыш­ленные узлы обычно имеют один вход, где создается предзаводская площадь общественного назначения. На предприятиях и в промышленных узлах с несколькими входами предзаводская площадь устраивается у главного входа, у остальных создаются рядо­вые площади.

Предзаводская улица приобретает соответствующую функцию в том слу­чае, когда проходит по фронту промышленного района и соединяет несколько предзаводских площадей и входов на предприятия. Как правило, это магистральные улицы городского или районного значения.

По улице про­ходят линии трамвая и автобуса. По оси улицы, в широкой разделительной полосе между основными проезжими частями, располагаются стоянки для легковых автомобилей рабочих и слу­жащих, прибывающих на работу лич­ным транспортом. У каждого входа на предприятие размещаются ос­тановки общественного транспорта и автостоянки, соединяющиеся подземным пешеходным переходом с  «проходным» на предприятие.

Развитая предзаводская зона круп­ного промышленного района представ­ляет собой систему пространств, в ко­торой в разнообразных сочетаниях компонуются улицы и площади различ­ных рангов. В наиболее ответственных узлах располагаются аванплощади промышленных центров. Развитая система может состоять из главного линейного образования — стыковой зоны про­мышленного и селитебного районов с аванплощадями перед главными вхо­дами и ответвлений в глубину про­мышленного района — предзаводских зон, на которых размещаются рядовые площади.

На стыковую зону обычно обраще­ны фасады главных корпусов пред­приятий. В зависимости от архи­тектурного решения они образуют контрастное, но гармоничное сочета­ние, или диссонируют с жилыми и гражданскими зданиями, выходящими в эту зону.

 Для смягчения и устра­нения резкого несоответствия масшта­бов и пластики жилых и произ­водственных зданий, образующих сты­ковую зону, используют различные архитектурные приемы. Протяженные монотонные производственные здания расчленяют ритмически расположен­ными пристройками административных и культурно-бытовых помещений, вы­веденных за фасадную плоскость. Другое решение пред­лагает размещение на переднем плане общественно-научных, медицинских и спортивных центров, близких к граж­данской архитектуре, тогда как круп­ные производственные корпуса служат для них фоном.

 

6.  ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Увеличение объема производства во всех отраслях народного хозяй­ства, осуществление в широких масштабах нового капитального строительства, повышение темпов внедрения новой техники − все это связано с возрастанием товарооборота и грузооборота сырья, материалов и продукции, с необходимостью создания соответствую­щих условий для их хранения. Коммунально-складские зоны уже сейчас, занимают в большинстве городов страны значительную часть застроенных земель, и в перспективе будут расти  быстрыми темпами. Поэтому вопросы нормирования, рационального размещения и использования складских территорий приобретают все большее значение.

В настоящее время городские склады занимают в среднем 2—3% территории городской застройки. Хотя объемы хранения на перспективу увеличатся, но при этом не должны соответственно увеличиваться удельные показатели территории на одного человека.

В настоящее время городские склады размещаются во всех функциональных зонах города. Большая часть складов (до 80—90%) размещается на территориях промышленных и коммунально-складских районов и в составе промышленных узлов. Однако в размещении складских объектов в городах отсутствует четкая систе­ма.

Для подавляющего большинства складов характерно неэф­фективное использование территории; складские здания обычно одноэтажные, некапитальные, их техническое состояние низкое, плотность застройки не превышает 20- 24%.

 Потребность в новых складах городского значения связана не только с увеличением объема складирования, но и с перемещением специализи­рованных складов из реконструируемых и, расширяющихся предприятий в коммунально-складских и другие зоны города.

Рациональное решение вопросов организации складского хозяйства позволит сократить перспективную численность работающих в этой области. Целесообразно при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки всемерно обеспечивать стабилизацию или снижение размеров коммунально-складских территорий.

7. ТРАНСПОРТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНОВ

 

К транспортным средствам промышленного района относятся подъездные железнодорожные пути предприятий, автомобильные дороги, подвесные дороги, конвейеры, трубопроводы и другие виды промышленного транспорта. Основой для их проектирова­ния служит схема районной планировки и генеральный план го­рода. Проектирование проводится с комплексной увязкой всех видов промышленного транспорта, а также с железными и авто­мобильными дорогами общей сети и водными путями, с учетом возможного кооперирования и использования имеющихся всех транспортных сооружений и устройств.

Транспортная сеть района должна обладать необходимой про­пускной способностью, обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов, быть экономически выгодной при стро­ительстве и эксплуатации.

Выбор вида транспорта производится на основе вариантных сравнений технико-экономических показателей. В частности, ре­комендуется там, где перевозка сырья, топлива и продукции воз­можна безрельсовым транспортом, избегать проектирования же­лезнодорожных путей, предусматривая только автомобильные и трейлерные перевозки, а также конвейеры, подвесные канатные  и однорельсовые дороги и трубопроводный транспорт.

Устройство железнодорожного транспорта для внешних пере­возок рекомендуется при общем грузообороте не менее 10 услов­ных вагонов в сутки с учетом перспективы развития предприятия, а также для перевозки тяжеловесных грузов, крупногабаритных и специальных грузов.

Автомобильный транспорт, как правило, находит применение для короткопробежных перевозок грузов, а также для перевозок угля, руды, известняка и других карьерных материалов от места  их добычи до предприятий переработки — обогатительных фаб­рик, дробильно-сортировочных установок и др.

Применение непрерывного транспорта: конвейерного, гидрав­лического, трубопроводного, канатно-подвесной дороги и про­чих— должно иметь необходимое обоснование путем выявления целесообразного применения его наряду с другими видами. Этот  вид транспорта предусматривается, главным образом, для пере­мещения массовых однородных грузов (руда, уголь, торф, песок, гравий, лес и др.) от мест добычи к потребителю и пунктам пере­работки или между предприятиями.

При наличии в районе водных путей рекомендуется учитывать возможности использования водного транспорта. Он находит применение для перевозки готовой продукции промышленных предприятий угля, нефти, сыпучих, грузов, минерально-строительных грузов и др.

Проектирование транспорта ведется для всего промышленно­го района комплексно, с учетом перспектив его развития и освое­ния прилегающих территорий.

При реконструкции промышленных районов разрабатывают комплексные предложения по использованию преимущественно единой транспортной системы в районе путем кооперированного обслуживания групп предприятий. Рациональное разделение пе­ревозок между различными видами транспорта района так же, как и между транспортом промышленных предприятий и общего пользования, обеспечивает наиболее эффективное его использо­вание.

 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время идет интенсивная разработка нового генерального плана развития Волгограда, рассчитанного на 20 лет. Ведь срок действия старого генплана истекает в 2004 году. Каким же видится Волгоград в будущем: городом-предпринимателем или все-таки промышленным центром?

Планом предусматривается вынос промышленных предприятий с прилегающих к Волге территорий. Ведь раньше река была определяющим коммуникационным коридором, в том числе для сбрасываемых туда отходов. Сейчас с появлением новых технологий их утилизации у промышленных предприятий отпадает необходимость располагаться в непосредственной близости от Волги.

В степной зоне имеются огромные невостребованные территории, к тому же многие предприятия заинтересованы в сокращении своей санитарно-защитной зоны, чтобы не платить лишние налоги. Эта программа носит название «Волгоград выходит к Волге». Например, в Тракторозаводском районе выкупают промышленные объекты и преобразуют их в объекты социальной инфраструктуры. Еще один градостроительный ресурс, который разрабатывается – это территории вдоль железнодорожного полотна, которое проходит практически через весь город. Они не должны оставаться пустырями, не несущими никакой градостроительной нагрузки.

Но, тем не менее, также необходимо добиваться умелого взаимного размещения промышленных и жилых районов, продуманной организации и устойчивой взаимосвязи между ними, сохранения целостности города на всех этапах его развития.

Промышленные предприятия, крупные инженерные сооружения надо располагать в структуре города таким образом, чтобы не препятствовать дальнейшему гармоничному развитию города и в частности развития его селитебных территорий.

Иногда промышленные предприятия размещают на землях, которые наиболее перспективны для дальнейшего развития жилищного строительства. Поэтому имеются случаи, когда предприятия со значительно, санитарно-защитной зоной или большим грузооборотом врастают в жилую ткань нового города и их приходится преждевременно реконструировать и менять профиль производства.

Наглядным примером является совпадение предзаводских площадей с общественными центрами городских районов. Также существует еще одна проблема – это решение вопроса о так называемой городской черте. Например, существующая граница режет территорию завода «Каустик» пополам: одна половина завода находится в Красноармейском районе Волгограда, а другая – в Светлоярском районе. А это связано со многими проблемами: инфраструктурой, налогообложением. И таких примеров очень много.

Таким образом, остается много нерешенных проблем, касающихся промышленных районов, которые требуют комплексного рассмотрения. 

 

 



2020-03-19 154 Обсуждений (0)
Строительные требования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Строительные требования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)