Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы политической социализации молодежи.



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Проблемы политической социализации молодежи. 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале XXI в. у молодежи больше возможностей участвовать в общественной и политической жизни своих стран, чем когда-либо прежде, в том смысле, что имеется больше демократии в большем количестве стран, чем когда-либо в человеческой истории. Тем не менее, как показывают исследования, демократизации общественно-политической среды и либерализации избирательного законодательства недостаточно, чтобы на самом деле расширить возможности для занятия активной гражданской позиции молодежью, ее включения в общественно-политические процессы, повышения явки молодых избирателей на национальные и местные выборы. Данная ситуация может иметь несколько альтернативных объяснений. Во-первых, незавершенность перехода к демократическому устройству, и не сложившиеся демократические формальные и неформальные институты, ограничивающие возможности выбора молодежью. Во-вторых, молодые люди могут занимать более пассивную гражданскую позицию, вследствие недостаточного политического опыта, и слабой социальной и политической сплоченности. В-третьих, укрепление демократических институтов и рост материального благосостояния, как показывает опыт ряда стран, могут оказать негативное влияние на понимание молодежью участия в общественно-политических процессах своей страны как гражданской обязанности.

Устойчивый социально-экономический рост и политическая стабильность России в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависит от успешности включения наиболее «ресурсных» социальных групп в процессы обновления и модернизации общественно-экономической системы страны. В этой связи необходимо изучить инструменты и условия включения этих групп вносить существенный позитивный вклад в решение задач перехода к общественно-экономической системе нового типа, брать на себя ответственность и участвовать в процессах принятия решений на различных уровнях.

Политические активная молодежь является «стратегическим резервом» общества, поставившего задачи обновления и модернизации – построения «умной экономики» и «умной политики» в условиях неоднородного и многомерного социокультурного и экономического пространства. За молодежью традиционно признается ведущая роль в реализации социальных и политических соглашений, ненасильственных движений.[4] В докладах международных организаций подчеркивается, что «… молодежь является не только лидерами завтрашнего дня, но фактически потенциальными лидерами на сегодняшний день, им необходимо быть услышанными, а их усилия внести вклад в развитие окружающего их мира необходимо поддерживать»[5]. В Докладе о мировом развитии Всемирного банка «Развитие и новое поколение» отмечается, - «молодость – тот период жизни, когда к человеку начинают прислушиваться и ему предоставляют слово за пределами семьи. … Желание и способность воспользоваться этими правами и осуществлять другие гражданские отношения формируются на ранних этапах жизни и, будучи сформированными, сохраняются, как правило, на долгие годы». Авторы Доклада предостерегают, что при невозможности активного участия молодежи в общественной жизни ее недовольство может перерасти в насилие и привести к экономической и социальной нестабильности, став искрами, которые могут разжечь тлеющие в течение продолжительного времени конфликты[6].

В этом плане знаковым можно считать, высказывание нового Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе А. Хлопонина, что «привлечение инвестиций в регион - задача «не слишком сложная и где-то второстепенная», а на первом месте - люди». В том числе молодежь, вывод ее из влияния «непересекающихся, независимых, автономных, а тем самым контрпродуктивных режимов сосуществования этнополитических элит и кланов» и включения в естественные социальные и политические процессы.

Тем самым вопросы включения молодежи в политическую систему государства и политическая социализации молодежи приобретают важное и, можно сказать, судьбоносное для будущего страны значение. Данный вопрос активно обсуждается в отечественной и зарубежной политологии и социологии[7]. Однако учитывая, что «Регионы в России не похожи друг на друга, традиции и социальная структура каждого из них уникальны и неповторимы, но нет ни единой территории, где все до единого жители имели бы одинаковые политические предпочтения», работа над задачами политической социализации молодежи в России должны не сходить с повестки дня, необходимо осуществлять непрерывный поиск и совершенствование инструментов и институтов политической системы.

Политическая социализация рассматривается как процесс интеграции индивидов в политическую систему. При всем многообразии определений политической социализации, ее сущность сводится к «введению индивида в политическую культуру», которую политолог и культуролог Г. Алмонд рассматривал как политические ориентации индивидов «относительно политической системы и ее разных частей, и позициям относительно собственной роли в этой системе»[8]. Содержанием этого «введения в политическую культуру» является «процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позицию и поведение индивидов в политической системе общества».

Политическая система в современном понимании – это достаточно широкое понятие. Оно включает в себя все фундаментальные институты государства, в том числе суды, правоохранительные структуры, правительственные учреждения, то есть исполнительно-распорядительную власть, комплекс федеративных отношений, структуры гражданского общества, партии, естественно[9].

В современных исследованиях ведущими институтами и агентами политической социализации российской молодежи рассматриваются: система образования, средства массовой информации, органы государственной власти, общественные и политические организации, церковь и семья. 

Из традиционных институтов политической социализации молодежи наиболее действенными продолжает оставаться система образования и семья.

В последние годы важную роль в воздействии на политическое сознание и поведение современной российской молодежи начинают играть политические институты и агенты политической социализации: органы государственной власти, политические партии, общественные организации, общественные деятели и политическая элита.

Среди институтов политической социализации, ведущие позиции начинают занимать политические партии. Это является следствием усиления влияния политических партий, в том числе и на региональном уровне. По оценке Президента РФ Д.А. Медведева, «Организационно все партии стали сильнее: и правящая партия, и партии оппозиционные»[10]. Тем не менее, роль и используемый политическими партиями инструментарий политической социализации различны, что, по всей видимости, зависит как от политического веса, той или иной партии, так и политических целей преследуемых партиями.

Так среди политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, только в Уставе Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в качестве одной из задач формулируется задача ведения работы с молодежью, привлечение ее к участию в осуществлении молодежной политики Партии, способствование формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию Партии[11]. В учредительных документах «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР задача политической социализации молодежи не рассматривается как специальная задача, и соответственно отдельное направление работы партии, и формулируется в общем плане как - «политическое образование и воспитание граждан, формирование политической и правовой культуры в обществе» («Справедливая Россия»), «политическое образование и воспитание граждан» (КПРФ, ЛДПР)[14].

Данные формальные нормы находят отражение и в реальной действительности, - так партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в реализации молодежной политики опирается на специально организованные формальные институты, призванные способствовать решению партийных задач на различных уровнях - Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России» и молодежное общественное движение «Наши», примененяя специальные технологии – некоммерческое партнерство «Центр социально-консервативной политики», реализующее образовательную программу «Школа российской политики». Цель и инструментарий данной образовательной программы – «содействие формированию нового поколения российских граждан, способного решать задачи развития России и сохранения мира в современных условиях» направлены на решение проблемы политической социализации молодежи.

Формулирую эту тему в категориях НИЭТ можно констатировать, что в процессе политической социализации молодежи в России преимущественно участвуют формальные институты. По нашему мнению, формальные институты политической социализации молодежи необходимо дополнить неформальными институтами, не связанными на прямую с ведущими государственными, политическими и общественными институтами, а действующие на пересечении их интересов, интегрируя их в едином пространстве для достижения синергетического эффекта.

Под неформальными институтами политической социализации молодежи мы понимаем неформальные социальные партнерства, не обладающие официальным статусом и юридическим лицом и реализующим инициативы в сфере политической социализации молодежи. Как правило, неформальное социальное партнерство представляет собой инициативную проектную группу[12]. Ключевыми преимуществами данного субъекта является, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри общества, во-вторых, адекватность организационной формы современным предпочтениям молодежи, т.к. гибкая структура позволяет выбрать любую конфигурацию, самостоятельно определять свой статус в проекте – доминирование горизонтальных связей, выбирать направления работы, в-третьих, широкое использование в реализации проекта информационно-коммуникационных технологий, в том числе социальных сетей в Интернете, в-четвертых, низкие материальные и финансовые издержки реализации и высокие социальные преференции.

Этими качествами данная форма отличается от формальных институтов политической социализации молодежи, характеризующимися жесткой партийной или корпоративной дисциплиной, вертикальной иерархией, заданными сверху целями и инструментарием, санкциями.

Хотя неформальные институты обладают серьезными недостатками, вытекающими из их преимуществ – жизнеспособность проекта от готовности и способности участников проектной группы налаживать неформальные отношения, слабость санкций.

Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что эффективность таких неформальных социальных партнерств в политической социализации молодежи зависит от их способности интегрировать в единое поле и сбалансировать интересы «стратегических игроков» в сфере молодежной политики – органы государственной власти, высшие учебные заведения, общественные объединения и политические партии.

В рамках данного партнерства каждый «стратегический игрок» выполняет свою функцию: органы государственной власти – финансовые, материальные и административные ресурсы, высшие учебные заведения – интеллектуальные и кадровые ресурсы, общественные организации и политические партии – организационную поддержку и социальные коммуникации.

 

 

Заключение

Подводя итоги можно сказать, интерес исследователей к политической социализации не ослабевает, идет накопление и углубление знаний об этом общественноведческом феномене. Политическую социализацию молодежи  можно определить как процесс вовлечения ее в политику и функционирования в ней. В этом процессе молодые люди обретают познания, представления, связанные с существующей политической системой, вырабатывают свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни молодежи.

 

 

Список использованной литературы:

1. Youth as a key priority of the Alliance of Civilizations // European Journal on Child and Youth Policy. № 13. June. 2009. P. 24.

2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. М., 1997. Т.2. С. 594.

3.Борисова О. В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве. - Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 71-80.

4.Глазунин Р. В. Социализация как трансформация общественного сознания // Полис. 2005. № 2.

5.Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996

6. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. М., 2007. С. 11-12, 188.

7. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. М., 2007. С. 12.

8.Дятликович В., Наздрачева Л. Чрезвычайный бухгалтер // Русский репортер. №3 (131). 28 января 2010 // http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2010/03/news_naznachenie/.

9.Зеленин А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональной модели: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. Н. Новгород, 2009. С. 38.

10. Косарев Б.А. Процессы политической социализации молодежи ближнего зарубежья в социально-политических условиях современной России: Автореф. дисс. канд. полит. наук. М., 2009; Храмцова Ф.И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. М., 2009.

11.Политическая социология: Учебник для вузов/Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т..

Преснякова Л.А. Теория политической социализации // Политическая наука. № 2. 2002. С .24-36.

12. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.

13. Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М., 2003. Т.1. С. 479.

14. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.

15. Храмцова Ф.И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. М., 2009. С. 17-18;

16. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693..

Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-495с

17.]Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия». Пункт. 2.2.8 // http://edinros.ru/er/rubr.shtml?110102.

18.Федоренко А. В. Политическая социализация в современной России и проект «коммуникативной демократии» // Вестник РУДН. 2005. № 8. С. 128—133.

19.Хенсон Д. Глобальная модель политической социализации // Политическая лингвистика. — Вып. 2 (22). — Екатеринбург, 2007. — С. 73-78.

 


[1] Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 536

[2] Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160.

 

[3]  Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. –

С. 173.

[4] Youth as a key priority of the Alliance of Civilizations // European Journal on Child and Youth Policy. № 13. June. 2009. P. 24.

[5] Youth // http://www.unaoc.org/content/view/81/114/lang,english/.

[6] Так одной из первоначальных причин этнического конфликта между сингалами и тамилами в Шри-Ланке было чувство крушения надежд, испытанное тамильскими студентами, которые были изгнаны из университетов и других учебных заведений за политическую деятельность. - Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. М., 2007. С. 12.

 

[7] См.: Косарев Б.А. Процессы политической социализации молодежи ближнего зарубежья в социально-политических условиях современной России: Автореф. дисс. канд. полит. наук. М., 2009; Храмцова Ф.И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. М., 2009.

 

[8]  Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. М., 1997. Т.2. С. 594.

 

[9] Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.

[10] Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.

[11] Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия». Пункт. 2.2.8 // http://edinros.ru/er/rubr.shtml?110102.

 

[12] Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М., 2003. Т.1. С. 479.



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Проблемы политической социализации молодежи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы политической социализации молодежи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)