Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2020-03-19 349 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1 Анализ ГОСО и программного материала по формированию элементарных математических представлений

 

Происходящие в нашей стране социально-экономические и политические изменения, переход к рыночным отношениям – требуют обновления и совершенствования всей системы непрерывного образования и системы воспитания в целом.

Следует отметить, что вопрос о роли образования в 21 веке является одним из актуальных, как в Республике Казахстан, так и во всём мире. Анализ общемировой практики организации воспитания и обучения детей в дошкольных организациях свидетельствует о тенденциях создания среды, стимулирующей ребёнка к познанию окружающего мира, совершению открытий, проявлению самостоятельности, разнообразным способам самовыражения, т.е. очевидно стремление к формированию жизненных навыков, важной составной частью которых является ранняя социализация детей дошкольного возраста. Практика организации дошкольного образования в европейских странах и США показывают, что в последнее время в результате постепенной интеграции различных подходов к воспитанию вырабатывается общий стиль отношения к ребёнку, принимающий различные формы в странах с разными культурами и экономикой. На основе проанализированных тенденций намечаются определённые ориентиры в области совершенствования дошкольного образования:

1. расширение приоритетов, сосредоточенных на развитии только физических и интеллектуальных навыков у детей дошкольного возраста, социальными и поведенческими навыками, необходимыми для выработки умения справляться с разнообразными ситуациями, диктуемыми сложной повседневной жизнью (жизненные навыки);

2. смещение акцентов со сверхрегулированности воспитательного процесса, жесткого контроля за поведением детей, регламентации игры, на поощрение свободы (т.е. свободы выбора, поощрение творчества и индивидуальности).

Проводимая в Республике Казахстан реформа системы дошкольного воспитания и обучения в целом направлена на гуманизацию и индивидуализацию процесса образования и воспитания ребёнка дошкольного возраста. Реализация общей цели системы непрерывного образования в РК и в частности дошкольного образования и воспитания требуют соблюдения ряда психолого-педагогических условий: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребёнку возможности выбора деятельности, партнёра; средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями); создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка; опора на игру при формировании интеллектуальной деятельности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

В государственном стандарте образования (ГОСО РК 1.001-2009) в разделе общие требования к развитию детей от года до 6 лет познавательная компетентность в области элементарных математические представлений характеризуется следующим образом:

- ребенок в возрасте от года до 3-х лет демонстрирует первоначальные навыки ориентировки в пространстве;

- от 3-х до 5-ти лет демонстрирует элементарные представления о времени, пространстве, причинности, количестве;

- от 5-ти до 6-ти лет знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке [2].

В разделе ГОСО требования к организации педагогического процесса в образовательной области «Познание» предусматривается овладение элементарными математическими представлениями и способами конструктивной деятельности, старший дошкольный возраст в младшем школьном возраст (от 3 до 5 лет) и способствует усвоению математических понятий и представлений и реализации конструктивных способностей в старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) [2, с. 18].

Исходя из основных положений Госстандарта образования дети должны уметь: в возрасте от года до трех лет различать основные цвета, форму, величину, фактуру предметов; от трех до пяти лет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия; от пяти до шести лет рассматривать свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности [2, с.15].

Базовое содержание образовательной области «Познание» реализуется в организованной учебной деятельности: сенсорика; формирование элементарных математических представлений; конструирование; основы экологии; ознакомление с окружающим миром [2, с. 20].

В типовой программе воспитания и обучения в детском саду по воспитанию дошкольников основными задачами сенсорного воспитания являются: продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук; развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться); учить выделять в процессе в восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков; развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям; закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра; обогащать представления о цветах и их оттенках; учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.); закреплять знания эталонов (форма, цвет, материал и др.)[5].

Основными задачами формирования элементарных математических представлений: дать представление о многоугольниках (на примере треугольника и четырехугольника); учить моделировать геометрические формы; составлять из двух треугольников один многоугольник, из двух маленьких квадратов — большой прямоугольник; из частей круга — круг и т. д; закреплять представление об известных геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, квадрате, прямоугольнике и др.) и некоторых их свойствах; учить анализировать форму предметов и отдельных частей; учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание [5, с. 123].

В ГОСО РК-2009 утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 628 от 28 ноября 2008 года разработал казахстанские образовательные учебные программы для воспитания и обучения детей дошкольного возраста от 1 года до 6 лет на государственном и русском языках (далее – программы): Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет); Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет).

Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в различных программах РК. Некоторые из них - программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) «Зерек бала» и программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз».

В соответствии с ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения программы включают пять образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» и направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3-х до 6-и лет.

В программе «Зерек бала» характеристика возрастных возможностей детей в области сенсорики и формирования элементарных математический представлений представлена следующим образом. В возрасте от 3 до 4-х лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, мир ощущений. От манипуляции с предметом дети приступают к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия. На 4-ом году жизни дети используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет [3, с.23].

Цель образовательной области «Познание» в соответствии с ГОСО РК и программой «Зерек бола» формирование личности дошкольника, обладающего познавательной компетентностью, позволяющей понимать простую картину мира и использовать полученные знания для решения жизненных задач [3, с.58].

Базовое содержание образовательной области «Познание» реализуется в организованной учебной деятельности: формирование элементарных математических представлений; конструирование; основы экологии; ознакомление с окружающим миром [3, с.58].

Цель подобласти формирование у детей умственных способностей на основе математических знаний и представлений [3, с.58].

Основные задачи: 

1. формировать элементарные понятия количества и счёта.

Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по величине, форме, цвету, их может быть много и один, они могут по-разному располагаться в пространстве.

2. знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.

Совершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Учить находить в окружающем мире предметы, соответствующие другим геометрическим фигурам, сопоставляя их с предметами окружающей жизни (прямоугольник - кирпич, овал - огурец, трапеция - крыша дома).

3. развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. Развивать умение обследовать предметы и формы осязательно-двигательными и зрительными способами [3, с. 59].

Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» («На пути к школе») раскрывает психолого-педагогические и содержательные аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет и направлена на решение задач формирования у них ключевых компетентностей.

Цель подобласти формирование элементарных математических представлений в программе «Біз мектепке барамыз» формирование математического мышления старших дошкольников на основе привлечения их внимания к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира [4].

Задачи: развивать познавательные процессы, такие, как: внимание, память, восприятие, творческие способности, воображение, вариативность мышления; формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов; обучать приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструирование, установление причинно-следственных связей); вводить в активную речь дошкольников математические термины, использовать знания и умения, полученные в организованной учебной деятельности; обучать навыкам счета, количественной и качественной оценке разных групп предметов, устанавливать отношения между ними; развивать навыки ориентировки в пространстве и времени, на листе бумаги; формировать представления о величинах, геометрических фигурах и телах [4, с. 33].

Программы являются функциональным носителем содержания дошкольного образования, и призваны обеспечить реализацию новых подходов к организации дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан и опираются на разработанные в классической и отечественной дошкольной педагогике подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, базовые принципы и содержание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», «Балбобек». Содержание программ ориентировано, прежде всего, на творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, но в большей мере методами наблюдения и оценки, проектирования своей деятельности и прогнозирования развития ребенка.

Программы разработаны с учетом Концепции компетентностного развития личности ребенка на различных возрастных этапах, научного положения А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития во взаимосвязи всех его сторон (познавательной, коммуникативной, творческой, социальной, физической).

Целью программ является: полноценное, компетентностное развитие, сохранение физического и психологического здоровья детей от 1 года до 6 лет.

2.2 Диагностика уровня самостоятельности дошкольников в математической деятельности

 

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять [17].

Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

При решении занимательных задач дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению.

Каждая занимательная задача включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении (Приложение А). Многообразие занимательного материала дает основание для его систематизации. Наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы: развлечения; математические игры и задачи; развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения - головоломки, ребусы, лабиринты - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата [18].

Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики [20].

Решение занимательных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию развития общих умственных способностей, интереса к изучению математики у детей в дальнейшем, смекалки, сообразительности.

Особо важным, по мнению З. А. Михайловой, следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.

Индивидуальная работа обеспечивает высокий уровень самостоятельности детей, формирование умений и навыков, контроль за усвоением в активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации.

На занятиях используются организационные средства активизации: «Подумайте, догадайтесь», «Выводы будете делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном; задании, ускоряя действия с наглядным материалом, вызывая непроизвольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче.

Активность внутреннюю, мыслительную удается вызвать разнообразными приемами активизации, которые в свою очередь зависят от цели, содержания обучения, степени усвоения учебного материала. К ним относятся: умелое применение дидактических приемов сравнения, противопоставления, обобщения; опора на имеющийся опыт детей, мобилизация знаний, чувственного опыта на выполнение задания; доступная мотивация дидактических упражнений, формирование интереса, положительного отношения к содержанию обучения; творческий характер некоторых заданий; применение специальных средств активизации речевой деятельности [25].

Следует добиваться полной взаимосвязи между уровнем развития практического действия и речевого выражения знаний, способов действия. При изучении нового материала, первоначальном усвоении практических действий (счета, измерения, вычислений) речь ребенка включается непосредственно в процесс выполнения задания или следует за ним. Детям предлагается по вопросам рассказать, что они сделали, как выполнили задание, для чего. В дальнейшем задавать вопросы, предлагать учебные задания надо таким образом, чтобы дети вынуждены были рассуждать, объяснять, пользуясь усвоенной терминологией: «Расскажи, как выполнял задание», «Что узнал, выполнив задание?», «Для чего разложил предметы в два ряда?», «Докажи, что числа 3 и 4 не равны», «Расскажи, как можно сравнить эти предметы».
Активизация мыслительной деятельности на занятиях путем разнообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении [26].

Показателями мыслительной активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений следует считать наличие у детей интереса к учебной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации.

Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.

В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются, углубляются и расширяются представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым. Кроме этого, дети должны уметь самостоятельно выполнять некоторые действия, вызванные интересом [18].

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, подлежащих количественной оценке, измерению; ситуации, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенствование способов действий, развитие мышления, элементы творчества — характерные черты самостоятельной познавательной деятельности [17].

Самостоятельная познавательная деятельность детей имеет непосредственную связь с обучением на занятиях. Соблюдение преемственности между этими двумя формами развития элементарных математических представлений дает возможность разгрузить занятия от второстепенного материала, сосредоточив внимание на изучении основного, упражнять ребят в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду. Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

С помощью тестовых заданий бала проведена диагностика уровня самостоятельности дошкольников.

За основу диагностики были взяты, прежде всего, результаты наблюдений за детьми на занятиях и в повседневной жизни, а также диагностические методики, предложенные А.В. Белошистой:

- Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке).

- Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд).

- Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4?

- Что можно сосчитать в группе? Сосчитай.

- А дома что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько?

- Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?

- Ребёнку предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?

- Ребёнку предлагается посчитать квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить?

- Ребёнку предлагается посчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?

К высокому уровню самостоятельности отнесены те дети, которые владеют навыками сосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживают зависимости и отношения между числами. Владеют навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечают на вопросы, поясняют способ сопоставления, обнаружения соответствия.

Дети со средним уровнем развития в достаточной степени владеют навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Но затрудняются в высказываниях и пояснениях.

Низкий уровень развития диагностирован у тех детей, которые допускают ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5), не обнаруживают зависимости и отношений между числами. Плохо владеют приемами наложения и приложения; даже с помощью взрослого с трудом устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве.

В результате сравнительного анализа диагностических данных видно, что в группе высокий уровень самостоятельности составил 17%, средний – 58%, а низкий – 25%. Наблюдение показало, что дети лучше всего освоили сравнение предметов по величине и групп предметов по количеству. Большинство успешно самостоятельно справляется со сравнением множеств, с сопоставлением элементов одного множества с элементами другого, различают равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.

Наиболее высокий уровень усвоения материала связан у дошкольников с развитием первоначальных представлений о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему. Также группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации.

В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети хорошо усвоили и большинство умеет использовать в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из, все, всех.

Трудности у большинства испытуемых вызвали навыки устного счета и знакомство с числами. Слабо сформировано понятие о возникновении каждого нового числа путем добавления единицы.

Низкий уровень развития дети средней группы показали также при освоении таких приемов, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их. Почти все дошкольники испытывают трудности в умении отличать порядковый счет от количественного, хотя с порядковым счетом в пределах 1 – 5 справилось большинство детей.

 

2.3 Методические рекомендации по развитию самостоятельности дошкольников в математической деятельности

 

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Работа по развитию у детей элементарных математических представлений необходимо организовывать на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.

На занятиях по математике необходимо использовать различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп должны занимать методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие: достаточное количество предметов, используемых на занятии; разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие); обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение); динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки); художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени и быть достаточно самостоятельными.

Практика показало наблюдение, затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями.

Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.

У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Работа по развитию математических представлений в основном должна осуществляется на занятиях. Следует строить их, чтобы обеспечить прочное усвоение детьми знаний.

В подготовительной к школе группе по математике проводятся 2 занятия в неделю, в течение года - 72 занятия. Продолжительность занятий: первого - 30 - 35 мин, второго - 20 - 25 мин.

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми.

Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3- 5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15-18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3 - 4 мин. в начале и 4 - 8 мин. в конце занятия. Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это, возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

Варианты структуры занятия

1-й вариант. 1. Повторение с целью введения детей в новую тему – 2 - 4 мин. 2. Рассмотрение нового материала - 15 - 18 мин. 3. Повторение ранее усвоенного материала - 4 -7 мин.

Занятие, на котором дети впервые знакомятся с приемами измерения длины предметов, может быть построено примерно так:

1-я часть. Сравнение длины и ширины предметов. Игра «Что изменилось?» - 5 мин. 2-я часть. Демонстрация приемов измерения длины и ширины условной меркой при решении задачи на практическое уравнивание размеров предметов - 10 мин. 3-я часть. (Закрепление знаний.) Самостоятельное применение детьми приемов измерения в ходе выполнения практического задания - 10 мин. 4-я часть. Упражнения в сравнении и группировке геометрических фигур и в сравнении численностей множеств разных фигур - 5 мин.

2-й вариант. 1. Продолжение работы по изучению новой темы - 13-15 мин. 2. Продолжение изучения непосредственно предшествующего материала или его закрепление – 8 - 12 мин. 3. Повторение ранее пройденного - 4 -5 мин.

Примерно так может быть построено занятие, на котором продолжается работа по обучению измерению длины.

1-я часть. Припоминание знакомых приемов измерения и демонстрация новых - 5 мин. Самостоятельное выполнение детьми практических заданий – 8 -10 мин. Итого - 13-15 мин. 2-я часть. Повторение пройденного. Упражнения в делении предметов на 2 и 4 равные части. Самостоятельное выполнение практических заданий - 8 мин. 3-я часть. Упражнения в ориентировке на плоскости листа с использованием 2 таблиц. Игра «Где что находится?» - 3 -4 мин.

3-й вариант 1. Закрепление материала по новой теме - 8 - 10 мин. 2. Закрепление 3- 4 ранее изученных программных задач - 12-15 мин (из них 3-5 мин уделяют повторению материала, знание которого обеспечивает переход к изучению следующей темы).

Данные примеры можно рассматривать лишь как возможные варианты структуры занятия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование самостоятельности дошкольников в процессе математической деятельности являются одной из главных задач воспитания, поскольку самостоятельность является одним из важнейших показателей усвоения детьми знаний, приобретением умений и навыков. Сформированная самостоятельность позволяет углублять и применять знания на практике. Знания, полученные на занятиях, позволяют воспитывать у дошкольников трудолюбие, настойчивость, формировать чувство ответственности за порученное дело.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, самостоятельности. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия самостоятельно, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать,

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК (по состоянию на 19 марта 2010 года). -



2020-03-19 349 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)