Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения игрушки и ее классификация



2020-03-19 217 Обсуждений (0)
История возникновения игрушки и ее классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Примитивный уровень развития производительных сил, характерный для ранних

этапов развития человеческого общества, позволял включать детей в труд

взрослых безо всякой предварительной подготовки, т.е. без специальных

упражнений по овладению орудиями труда.

На более высокой ступени развития общества включение детей в наиболее важные

сферы трудовой деятельности требовало специальной подготовки в форме

овладения простейшими орудиями труда. Возникают их уменьшенные копии,

специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребенок

упражняется в условиях, приближающихся к реальной деятельности взрослых, но

не тождественных с ней. Конкретный вид этих орудий зависел от того, какая

отрасль труда являлась основной в данном обществе. Так, у народов Крайнего

Севера необходимым орудием оленевода, охотника, рыболова являлся нож, топор,

лыжи. К этим типичным для народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети

должны овладеть как можно раньше, у охотничьих народов прибавлялись лук и

стрелы, у рыболовов – удочка, у оленеводов – аркан.

Другими словами, отношение между обществом и ребенком в контексте его

социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы

«общество - игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным

связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

Такая связь отчетливо прослеживается не только во взаимоотношениях, присущих

первобытнообщинному строю, но и на гораздо более поздних этапах общественного

развития. Например, даже к концу XIX века среди игрушек, выпускаемых в

России, можно было встретить такие, как «Крестьянка с детьми», «Скотный

двор», «Сани крестьянские с лошадьми в шерсти». Все они готовили детей к

предстоящей взрослой жизни.

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального

внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в

создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в

первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения

теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он

подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и

сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория

игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая,

плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[17, С.].

В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп

игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3) образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации

для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного

воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего

воздействия на психику ребенка.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в

теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А.

Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и

физического развития ребенка:

-    игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол,

бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики,

глазомера;

-    игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. -

содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок

выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

-    творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал,

конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские

способности и изобретательство;

-    техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные

фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает

конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет

интерес к строительству и технике;

-    настольные игры способствуют развитию сообразительности,

внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты,

счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

-    веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с

вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

-    музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные

инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития

музыкального слуха;

-    театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток -

подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское

художественное восприятие.

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая

игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как

средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

-    игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка

(погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов

человеческой культуры, орудий);

-    игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка

(куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка,

в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его

поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно

рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его

восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на

новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть

обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать,

сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает

представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся

народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с

разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень

сильно изменили свой внешний вид. Например, игрушки-вкладыши имеют самые

различные формы: геометрических фигур, фруктов и овощей, очертаний

различных животных. Русские матрешки неоднократно меняли цвет и узоры на

своих «нарядах». Но несмотря на эти изменения, неизменной осталась обучающая

функция этих игрушек. Русскую матрешку педагоги и сейчас рассматривают как

классический дидактический материал. С ее помощью ребенка можно научит

сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, цвету. Сама конструкция

матрешки и всевозможных игрушек-вкладышей предоставляет ребенку возможность

самоконтроля: попробуйте неправильно собрать матрешку - не удастся, только

вкладывая в большую меньшую, ребенок может последовательно сложить все

фигурки в одну. Поэтому такие игрушки часто называют автодидактическими.

В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных

предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда,

игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает

функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура

материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное

отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к

игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие,

пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует

ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее

пропорции и цвет.

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько

групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление

общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

- «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами,

короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые,

золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования

- в рост человека и средних размеров;

- характерные куклы ( кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными

определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

- куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных

эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление).

Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его

настроению;

- этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты

того или иного народа.

В последние годы игрушки начинают рассматриваться с точки зрения

психотерапевтического воздействия на ребенка, поэтому появляются другие

классификации игрушек. Возникло новое направление - куклотерапия,

использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия

куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя,

социального педагога, психолога, врача).

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог

Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство,

кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с

«пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной

семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение

чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно

важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как

с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких

чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья

и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть

игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и

фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет

глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой

разрывать на куски.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе

относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют

структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности

здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из

них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не

существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда

может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых

детей.

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность

социальному педагогу представить все многообразие современных игрушек,

понять, что они не только способствует появлению у ребенка определенного

типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию

позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к

сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных

нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость,

гнев, враждебность и т.п.).

    



2020-03-19 217 Обсуждений (0)
История возникновения игрушки и ее классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения игрушки и ее классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)