Проведенный СВОТ анализ помог выявить сильные и слабые стороны социально-экономического развития Костромского региона, а также угрозы и возможности. Исходя из этого, можно предложить комплекс мероприятий по улучшению социально-экономического развития региона.
Администрации города совместно с Администрацией региона следует провести большую работу по развитию местной промышленности и малого бизнеса. Местная промышленность сравнительно диверсифицирована: есть предприятия пищевой отрасли, машиностроения, обработка древесины, текстильной промышленности и т.д. Большая часть производимой продукции предприятиями местной промышленности реализуется на внутреннем рынке региона, практически 75% оборота предприятий малого бизнеса. Для этих предприятий риском являются изменение общей платежеспособности населения региона.
Потенциал малого бизнеса. Возможности для освоения малым бизнесом внешних по отношению к городу рынков сбыта, ограничены - предприятия не нацелены на развитие и модернизацию ввиду недостатка финансовых ресурсов, отсутствия долгосрочных кредитов с низкой процентной ставкой и невозможности привлечения внешних инвестиций ввиду недостаточной инвестиционной привлекательности.
Ухудшающаяся демография. Критичными для города являются старения населения (13,2% населения составляют лица старше трудоспособного возраста), дефицита профессиональных кадров, обусловленного оттоком трудоспособного молодого населения в более благоприятные для проживания места и привлекательными условиями труда, и, прежде всего с более высокой заработной платой (Москва, Иваново, Ярославль, Санкт-Петербург). Вместе с тем, уровень безработицы на 01 января 2011 года составил 2,8% от численности трудоспособного населения.
Снижение качества жизни как опасный тренд. Критичными являются риски снижения качества жизни населения, которые обусловлены рядом причин. Во-первых, значительная часть населения проживает в условиях со сравнительно высокой вероятностью аварий на инженерных сетях. Во-вторых, отставание развития социальной инфраструктуры: низкая оснащенность медицинских учреждений, нехватка врачей, низкий уровень медицинского обслуживания, большая очередь в детские сады, необеспеченность культурными, досуговыми и физкультурно-оздоровительными мероприятиями.
Проведем ранжирование рисков по результатам оценки их влияния на социально-экономическую систему (см. табл. 3). Выбраны наиболее критичные риски - выше 70%.
Таблица 3 - Ранжирование рисков (источник - собственная разработка на основе данных сайта gradkostroma.ru и region.kostroma.net)
Очередность рисков
| Составляющая города
| Риск
| Оценка влияния рискового случая (%)
|
Риски 1-й очереди
| Инфраструктура инженерно-техническая
| Завершение жизненного цикла работы элементов инфраструктуры Амортизация / износ элементов инфраструктуры
| 98,0
|
| Инфраструктура инженерно -техническая
| Обеспечения финансирования Экологический
| 94,1
|
| Инфраструктура социальная
| Недостаток мощности и доступности
| 91,0
|
Риски 2-й очереди
| Население
| Снижение качества жизни
| 86,0
|
| Инфраструктура социальная
| Завершение жизненного цикла работы элементов инфраструктуры Амортизация / износ элементов инфраструктуры
| 81,0
|
| Инфраструктура инженерно -техническая
| Воздействие внешних природных\техногенных факторов
| 81,0
|
| ОМС
| Нераспределенных обязательств
| 81,0
|
Риски 3-й очереди
| ОМС
| Волатильности внешних платежей
| 76,0
|
| ОМС
| Волатильности собственных доходов местного бюджета
| 72,0
|
Из таблицы 3 следует, что наиболее критическими являются:
проблемы инфраструктуры, как инженерно-технической, так и социальной, из-за явного недофинансирования и отсутствия собственных средств в бюджете города;
риски снижения экономической эффективности предприятий по ценовому параметру.
И в том и другом случае особую опасность представляют экологические риски, создающиеся за счет деятельности предприятий, а также из-за состояния инфраструктуры, а также риски демографических изменений (депопуляции). Это создает условия того, что может привести к ситуации, когда город и регион вместе с предприятиями не может создавать столько добавленной стоимости, что бы был эффект его сохранения.
Для Костромского региона существуют следующий сценарий развития ситуации: модернизационно-инновационный.
Сценарий подразумевает активную деятельность по использованию сильных сторон развития города, нивелированию и последующего развития слабых сторон, использование возникающих возможностей, в частности, по модернизации и высокой степени капитализации города как субъекта экономической деятельности, финансовой устойчивости.
Регион имеет возможность участвовать в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Разработаны долгосрочные целевые программы, ориентированные на жизнеобеспечение региона.
Предприятия разрабатывают собственные стратегии развития, ориентированные в первую очередь на модернизацию производства, техническое перевооружение, внедрения ресурсосберегающих и снижающих себестоимость производства технологий.
Инновационный социально-ориентированный сценарий предусматривает стабилизацию развития путем существенной модернизации технологий, снижения вредного воздействия на окружающую среду, развитие и диверсификацию экономики города, модернизацию и развитие инженерной и социальной инфраструктуры региона, улучшение качества жизни населения.
Сценарий подразумевает вывод Костромского региона из-под угроз его развития за счет оптимальной расстановки парирующих мер, реализацию комплекса инвестиционных проектов в рамках модернизации на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Инвестиционные проекты должны быть реализованы в следующих направлениях:
•диверсификация экономики города и развитие местных предприятий среднего и малого бизнеса;
•повышение уровня развития человеческого капитала.
•строительство новых жилых микрорайонов с применением новейших технологий градостроительства, ориентированных в социальной инфраструктуре на потребности молодых семей;
Реализация данных мероприятий создаст импульс к дальнейшему устойчивому социально-экономическому развитию Костромского региона, кардинально меняющему ситуацию, в которой он сейчас находится.
Таблица 4 - Контент-анализ источников, использованных при выполнении работы
Источник
| Основное содержание источника
| Материал, используемый в работе
|
Акулич И.Л. Маркетинг: - Учебник / И.Л. Акулич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 447 с.
| Рассматриваются практические вопросы организации маркетинговой деятельности на предприятиях всех форм собственности. Описываются концепция маркетинга, методы маркетинговых исследований, поведение покупателей и потребителей, излагаются политика продвижения и распределения товара, ценовая и товарная политика фирмы. Внесены изменения н дополнения с учетом новых подходов и методов использования Internet в маркетинге
| SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира.
|
Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. Ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2009. - 703 с.
| Излагаются теоретические и методические основы организации маркетинга. Маркетинг рассматривается как философия и инструментарий предпринимательства.
| SWOT-анализ используется для компании, бизнес-единицы, человека, нации, общества.
|
Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 237 с.
| Данное учебное пособие - это не просто еще одна из многочисленных книг на известную тему. Основной упор в нем делается на то, чтобы связать между собой многие, на первый взгляд, известные вещи и помочь студентам и менеджерам глубже осознать необходимость и смысл стратегического менеджмента как совокупности действий по последовательному развитию организации в условиях возрастающей конкуренции.
| SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. SWOT-анализ является этапом разработки маркетинговой стратегии.
|
Виханский О.С,, Наумов А.И. Менеджмент: Уч-к, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998 г. - 528 с.
| В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.
| Технология работы с материалом, полученным в ходе SWOT-анализа, исключительно проста.
|
Дэй Д. Стратегический маркетинг. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.
| В учебнике излагаются принципы и методы формирования конкурентоспособной стратегии различных объектов управления. Стратегический маркетинг представлен в трех аспектах: 1) концептуально как ориентация любой деятельности на потребителя; 2) в пространстве как первая стадия жизненного цикла объектов; 3) во времени как первая общая функция управления государственными, предпринимательскими и другими структурами, техническими системами.
| С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной стратегии.
|
Дафт Р. Л. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с. - Серия: Теория и практика менеджмента
| Эта книга - классический учебник по менеджменту авторитетного американского автора Ричард Л. Дафта. Но его «классичность» не означает, что он не современен. Традиционный менеджмент, ориентированный в основном на управленческие процедуры, автор блестяще сочетает с новыми, «человекоориентированными» подходами.
| Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.
|
Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 416 с.
| В учебнике изложены основы дисциплины, являющейся интегрирующим курсом изучения жизнедеятельности организации. Дано представление о сути стратегического менеджмента, показано, что наличие стратегии - основа выживания компании в долгосрочной перспективе. Учебник состоит из трех частей: теоретической, практической и методической. В теоретической части рассмотрены концепция стратегического менеджмента, его процесс и аналитические инструменты, представлены методики стратегического анализа. Практические ситуации разработаны авторами на основе опыта работы отечественных предприятий. Методические материалы включают программу курса, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену, списки рекомендованной литературы, глоссарий.
| Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации.
|
Кондратьев А.М. Начала менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2003. - 364 с.
| В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента а с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.
| Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов.
|
Котлер Филип, Аристронг Гарл. Основы маркетинга, 9-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издат-й Дом «Вильянс», - 2003. - 1200 с.
| Авторы очень подробно описали революционные изменения, которые происходят в маркетинге в начале нового тысячелетия под влиянием новых технологий.
| SWOT-анализ это лишь инструмент для структурирования имеющейся информации, он не дает ясных и четко сформулированных рекомендаций, конкретных ответов.
|
Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.Н. «Теория и практика маркетинга», М., 2002 г. - 215 с.
| Учебник представляет собой базовый курс дисциплины "Маркетинг", разработанный в соответствии с ГОС сп. 061500.
| применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ.
|
Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 г. - 560 с.
| Учебник состоит из трех частей: "Основы маркетинга", "Управление маркетингом на предприятии", "Особенности маркетинга в различных сферах деятельности". Подготовлен он ведущими специалистами страны по маркетингу и преподавателями московских вузов.
| SWOT-анализ в его современном виде появился благодаря работе группы ученых Стэнфордского Исследовательского Института
|
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992 г.
| Книга "Основы менеджмента" Майкла Мескона, Майкла Альберта и Франклина Хедоури - один из самых популярных учебников по менеджменту во всем мире. В нем подробно и максимально доступным языком изложены основы менеджмента как науки и рассказывается об основных принципах и концепциях менеджмента. Книга описывает как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды.
| SWOT-анализ помогает ответить на основные вопросы
|
Основы менеджмента / В.Р. Веснин. 2-е изд., доп. и испр. - М.: ООО и ТД «Элит - 2000», 2002. - 560 с.
| В учебнике в доступной форме изложены основные вопросы учебного курса по менеджменту. Рассмотрены основные положения теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера. Также в книге отражены проблемы организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений, разрешения конфликтов, а также общения и ведения деловых переговоров.
| На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков.
|
Управление маркетингом. Учебник под ред. Данько Т.П., М, 2001. - 210 с.
| Задача учебника - обобщение и анализ накопленного практического и теоретического опыта маркетинговой управленческой деятельности в контексте развития современных экономических знаний. В основу положена оригинальная классификация принципов управления маркетингом.
| Объекты в рамках каждого элемента должны быть проранжированы по значимости: первой будет идти самая важная сила, затем вторая и так далее.
|
Уткин Э.А., Арбиев Е.Т., Практический маркетинг. - М.: ТЕИС, 2002. - 381 с.
| Современный маркетинг в последние годы претерпел серьезные изменения, вызванные трансформацией рынка, его ориентиров и требований, последними достижениями в области науки и техники, в социальном развитии общества. Эти моменты учтены в данном издании
| Чтобы избежать ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо следовать основным правилам.
|
Уткин Э.А., Курс менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Изд-во «Зерцало», 2001. - 448 с.
| Книга содержит актуальный материал для решения многих управленческих задач и является практическим пособием для руководителей любого уровня современного предприятия или организации.
| Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании.
|
Альтшулер, И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. / И. Г. Альтшулер. - М.: Вершина, 2006. - 232 с.;
| Книга посвящена проблемам стратегического менеджмента на предприятии, актуальность которого определяется необходимостью сохранения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе. В ней комплексно рассмотрены все стороны стратегического менеджмента: анализ внешней среды и внутренних возможностей предприятия, подходы к разработке стратегических альтернатив, проблемы реализации стратегических решений.
| По итогам SWOT-анализа составляется матрица стратегических мероприятий:
|
Бейкер, М. Теория маркетинга. / М. Бейкер. - М.: Питер, 2002. - 464 с.;
| Излагаются теоретические и методические основы организации маркетинга. Маркетинг рассматривается как философия и инструментарий предпринимательства. Приводятся принципы и методы маркетинговых исследований и бенчмаркинга. Концептуальная структура учебника построена на методологии маркетинга взаимодействия. В контексте маркетинга взаимодействия освещаются товарная и ценовая политика, маркетинговые решения в сбытовых и логистических системах, организация коммуникативных процессов в системе маркетинга.
| Пионером направления стратегического анализа, направленного на поиск баланса между ресурсами и возможностями фирмы с факторами и условиями внешней среды, считается Кеннет Эндрюс.
|
Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2007. - 416 с
| В учебнике излагается концепция стратегического менеджмента как методология обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений при разработке стратегии организации (фирмы, предприятия).
| Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды
|
http://44.unise.ru/r_geo
| «Unise.ru» - это новый справочно-новостной портал Рунета, единая информационная сеть по 40-а регионам России. Портал «Unise.ru - Объединенные Информационные Системы» состоит из 40 (сорока) самостоятельных сайтов, каждый из которых посвящен одному из регионов Российской Федерации. Все сайты портала объединены в Единую Систему - имеют одинаковую для каждого региона структуру, общую систему поиска, единый дизайн, общие характеристики содержания. «Unise.ru» - это новый, современный инструмент для поиска информации.
| Географическое положение Костромского региона, природные ресурсы
|
http://www.gradkostroma.ru/cityToday/mproperty/
| Официальный сайт администрации города Костромы
| Экономико-социальное положение региона
|
Таблица 5 - Многообразие определений понятия СВОТ - анализа
Автор определения
| Определение
|
Акулич И.Л. Маркетинг: - Учебник / И.Л. Акулич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 447 с.
| Это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие
|
Дэй Д. Стратегический маркетинг. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.
| SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.
|
Котлер Филип, Аристронг Гарл. Основы маркетинга, 9-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издат-й Дом «Вильянс», - 2003. - 1200 с.
| SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.
|
Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 г. - 560 с.
| Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
|
Управление маркетингом. Учебник под ред. Данько Т.П., М, 2001. - 210 с.
| SWOT analysis (SWOT-анализ) - это инструмент, используемый в менеджменте и формулировании стратегии.
|
Заключение
анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
При прочих равных возможностях и ресурсах (а чаще всего исходные ресурсы - деньги), стратегия должна строиться так, чтобы максимально эффективно использовать свои сильные стороны, а также появляющиеся рыночные возможности, компенсировать слабые стороны, избегать или снижать негативное воздействие угроз.
Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
На практике SWOT-анализ используется чаще всего в управлении проектами, в процессе маркетингового планирования, в ходе сегментирования рынка для анализа сегментов.
В процессе анализа необходимо определить:
· Конкурентные активы. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для освоения рыночных возможностей (S-O)
· Конкурентные пассивы. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для нивелирования угроз (W-T)
· Узкие места. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для освоения возможностей (W-O)
· Безопасность и защита. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для нивелирования угроз (S-T)
Из полученных стратегических альтернатив необходимо выбрать те, которые будут обладать наибольшей силой, весом.
· Приоритеты угроз. Сопоставление угроз с преимуществами и рыночными возможностями.
· Приоритеты развития. Немедленное улучшение слабых мест. Сопоставление недостатков с преимуществами и рыночными возможностями.
После определения критических факторов проекта и ключевых факторов успеха на основе анализа формируются основные цели, разрабатываются стратегии и рассчитываются финансовые показатели.
Список источников
1) Акулич И.Л. Маркетинг: - Учебник / И.Л. Акулич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2009. - 447 с.
2) Альтшулер, И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. / И. Г. Альтшулер. - М.: Вершина, 2006. - 232 с.
) Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2009. - 703 с.
) Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 237 с.
) Бейкер, М. Теория маркетинга. / М. Бейкер. - М.: Питер, 2002. - 464 с.
) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Уч-к, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998 г. - 528 с.
) Дэй Д. Стратегический маркетинг. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.
8) Дафт Р. Л. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Питер, 2010. - 832 с. - Серия: Теория и практика менеджмента.
9) Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 416 с.
) Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2007. - 446 с.
11) Кондратьев А.М. Начала менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2003. - 364 с.
12) Котлер Филип, Аристронг Гарл. Основы маркетинга, 9-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издат-й Дом «Вильянс», - 2003. - 1200 с.
) Кузьмина Е.Е., Шаляпина Н.Н. «Теория и практика маркетинга», М., 2002 г. - 215 с.
) Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008 г. - 560 с.
) Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2009 г.
16) http://44.unise.ru/r_geo
17) http://www.gradkostroma.ru/cityToday/mproperty/