Происхождение принципа разделения властей.
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 4 2. Происхождение принципа разделения властей......................................... 7 3. Разделение властей в мировой конституционной практике...................... 9 3.1. Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления........................................................................... 9 3.2. Смешанная форма правления................................................................ 10 3.3. Советская и суперпрезидентская формы правления............................ 11 3.4. Основные тенденции развития разделения властей.............................. 12 4. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика. 14 4.1. Конституционное закрепление разделения властей............................. 14 4.2. Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом............................................................................ 15 4.3. Методы исследования разделения властей........................................... 17 5. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть"........................................................................................................... 20 5.1. Основные формы непосредственной демократии................................. 20 5.2. "Избирательная власть" в системе разделения властей........................ 21 5.3. Избирательные комиссии в системе государственных органов........... 22 6. Глава государства - Президент РФ и органы при нём............................ 24 6.1. Место Президента РФ в системе разделения властей........................... 24 6. 2. Система органов при Президенте........................................................ 26 7. Законодательная ветвь власти и "особое ответвление" - "учредительная власть". 28 7.1. Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание)......... 28 7.2. Региональная законодательная власть.................................................. 30 8. Исполнительная ветвь власти, исполнительные органы и "особое ответвление" - органы Банка России.................................................................................... 31 8.1. Система исполнительной власти РФ. Место исполнительной власти и значение исполнительных органов.............................................................................. 31 8.2. Правительство РФ - высший исполнительный орган РФ..................... 32 8.3. Федеральные органы исполнительной власти и территориальные исполнительные органы........................................................................................................... 33 8.4. Региональная исполнительная власть................................................... 34 9. Судебная власть. Суды и органы при судебной власти.......................... 35 9.1.Судебная власть и судебная система...................................................... 35 9.2. Органы конституционного правосудия................................................ 35 9.3. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды................................... 36 9.4. Формирование судебной власти............................................................ 38 10. Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть"......................................................................................... 39 10. 1. Концепция "контрольно-надзорной власти"..................................... 39 10.2. Прокуратура РФ в системе разделения властей................................. 41 10.3. Парламентские органы финансового контроля.................................. 44 10.4. Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)........................ 46 11. Местное самоуправление в системе публичной власти......................... 49 12. Общественные объединения, средства массовой информации............. 51 13. Анализ политического процесса............................................................ 54 14. Заключение…………………………………………………………………...56 Список нормативных актов.......................................................................... 59 Список литературы....................................................................................... 62
За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией начала XXI века является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике. Данная работа посвящена исследованию " концепции разделения властей". Указанное словосочетание несет в себе двусмысленное значение: - "разделение властей", как теория организации гражданского общества; - "разделение властей", как один из принципов функционирования современного правового государства. Целью данной работы является всестороннее исследование " концепции разделения властей", как теории и принципа. Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования: 1) Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей; 2) Изучить развитие принципа разделения властей в современной Российской государственно-правовой действительности. В данной работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования: - логический; - сравнительно-исторический; - системно-структурного анализа; - историко-реконструктивный. Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления. Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями. Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами. Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами. В актуальности темы необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период так и адаптацию Российской государственности. На протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей. Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года[1]. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах. Происхождение принципа разделения властей.
Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем ХVII века Дж.Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды. Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии. Соединённые Штаты Америки изначально создавались как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское государство. "Отцы-основатели" существенно развили теорию разделения властей. Они обосновывали необходимость обособления и независимости трёх основных ветвей власти, сильной исполнительной власти, системы сдерживания и уравновешивания властей (это так называемая "система сдержек и противовесов"). Доминирующая власть - законодательная, поэтому необходимо устранить угрозу с её стороны. Решение было найдено в бикамерализме - разделении парламента на две палаты, причём верхняя палата избирается иным образом и сдерживает нижнюю, рассматривая её решения. При этом предполагалась особая роль судебной власти.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |