Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Время выполнения каждого вопроса фиксировалось с помощью секундомера.



2020-03-19 141 Обсуждений (0)
Время выполнения каждого вопроса фиксировалось с помощью секундомера. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Важным моментом всестороннего развития детей является комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих другу друга способностей (двигательных и умственных) [10, 43, 46, 47, 58]. В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают возможности формирования у детей, начиная с младшего школьного возраста, умственных способностей [54, 55, 56].

Нам представляется весьма актуальным решение проблемы, направленной на разработку и обоснование средств и методов физического воспитания детей младшего школьного возраста с уклоном на комплексное развитие познавательных способностей.

    При разработке методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих развитие познавательных возможностей, внимания, восприятия и памяти мы руководствовались тем, что уровень умственных способностей возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у них живейший интерес. Интерес к выполнению физических упражнений и их речевое сопровождение как со стороны учителя, так и самих школьников вызывает у последних положительные эмоции, способствуют развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих дальнейшее эффективное обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка, как отмечают С.Б. Шарманова и А.И. Федоров [85], к активности в преодолении трудностей, связанных с работой или учебой, делает деятельность ребенка приятной.

В исследованиях умственных способностей детей младшего школьного возраста учитывались также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей умственные способности человека [39, 46]: оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнении деятельности.

Цель исследований заключалась в экспериментальном обосновании возможности развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи на уроке физкультуры.

Задачи исследования:

. Разработать методику физического воспитания, направленную на активизацию процесса развития познавательных способностей, внимания и памяти у детей с нарушениями речи.

. Обосновать возможность использования логопедического тренинга и специальных речевых упражнений на уроках по физическому воспитанию школьников с нарушениями речи.

. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики направленной на развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Объект исследований - процесс физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Предмет исследований - методика развития познавательных возможностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в условиях урока физической культуры.

Гипотеза. В основе рабочей гипотезы лежали уже известные научные и методические разработки отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих эффективность применения системы физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями [15, 16, 25, 39, 40, 81, 87].

Было предположено, что специально разработанная методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и модификация стандартной структуры урока физкультуры с уклоном на активизацию речевых способностей будет повышать развитие у них умственных возможностей.

Теоретическая значимость. Разработанные методические пути умственной реабилитации детей с нарушениями речи средствами физического воспитания позволяют внести определенный вклад в углублении концепции, в которой развитию двигательных и интеллектуальных качеств в формировании социума отводится определяющая роль.

Практическая значимость. Разработанные методические подходы к использованию средств и методов физического воспитания для умственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи позволяют предложить для практического использования новое перспективное направление по комплексному использованию различных методов физических и речевых упражнений на уроке физкультуры с целью активизации процесса реабилитации таких детей в условиях специализированной речевой школы.

Научная новизна:

Определенно, что включение в традиционный урок физической культуры логопедического тренинга по специально разработанной методике позволяет активизировать процесс развития познавательных способностей, детей с нарушениями речи, повысить эффективность восприятия информации не пассивно, а с интересом, так как конечный итог этой работы трансформируется (конкретизируется) непосредственно в практике выполнения физических упражнений.

Структура и объем выпускной квалификационной работы:


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Возрастные особенности развития психических процессов детей

 

В школьном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания [1, 8, 9, 11, 43, 46, 51, 75, 93].

Основу умственного развития в детстве младшего школьного возраста составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтентической функции коры. [7, 13, 21, 23, 35, 37, 45, 50, 72, 82, 84, 85, 90].

Физиологическая основа анализатора восприятия - связи между различными анализаторами [88]. Виды восприятия подразделяются на: простые и сложные [35, 63]. Простые - зрительные, слуховые, осязательные; сложные - восприятие пространства.

Процесс развития детского восприятия в школьном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером [18]. От 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности, появляется способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

По мнению Л.А. Венгера и других авторов [18, 82, 85] основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма, при восприятии размеров - принятые для их оценки физические величины. Совершенствование перцептивных действий и овладения новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т.е. приобретение большей точности, расчлененности и других важных качеств.

Восприятие основано на совокупности ощущений и возникает только при непосредственном воздействии предметов или физических явлений на органы чувств [18, 82]. С другой стороны, восприятие - это отражение в сознании, осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие, как отмечает Н.Н. Поддъяков [74], это начало и интеллектуального познания.

Главная роль восприятия - получение информации из внешнего мира и о самом себе [28, 68, 82, 85]. Эта информация служит для следующих целей: ориентирования в пространстве, в ситуации; контроля, за выполнением действий; оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений [63].

Изучая процесс восприятия, Л.А. Венгер [18], А.В. Запорожец [35] установили, что важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка то, о чем говорится или что демонстрируется на занятиях, желание и интерес будут различны, как и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.). Одним из регуляторов процесса восприятия является установка, которую можно рассматривать как готовность к восприятию материала.

Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция. Но составители практически всех программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях [35, 37, 45, 50, 72, 82, 84, 85] при демонстрации наглядных пособий рекомендуют воспитателям подчеркнуто обращать внимание детей на главные моменты.

Как указывает Ж. Пиаже [72], важную роль в развитии восприятия играет участие в этом процессе мышления и речи. Чем богаче опыт ребенка, тем больше он видит в предмете и может его выделить из общего фона окружающей действительности, при этом каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она дана [59, 68].

Главным условием организованного восприятия, по мнению Л.А. Венгера [18], В.С. Мухиной [63], Д.Б. Эльконина [88] является формирование умения наблюдать. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов для их познания. Это активный, а нередко и напряженный, процесс восприятия, связанный с организацией произвольного внимания.

Наблюдение начинается с постановки задачи перед детьми. На основе задач наблюдения составляется план его проведения. Это дает возможность избежать стихийности, случайности наблюдения, при котором дети могут не обратить внимания на существенные моменты в выполнении того или иного упражнения. Восприятие является ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной деятельности дошкольников.

Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка. В младшем школьном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению. Так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

Вниманием называется направленность психической деятельности на определенные предметы и явления действительности при отвлечении всего остального [21, 23, 88]. Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов - торможения и возбуждения - протекающих в коре головного мозга [21, 23, 88].

Внимание - важнейшее условие протекания всех психических процессов. В зависимости от выражения целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное (непреднамеренное ) и произвольное (преднамеренное) внимание [21, 23, 88]. Внимание делится на три вида:

· непроизвольное внимание - это внимание, которое протекает без поставленной цели;

- произвольное внимание - это внимание, которое протекает в результате сознательно поставленной цели;

- послепроизвольное внимание - это внимание, которое происходит после произвольного. Есть цель, а после цели приходит сосредоточенность, желание.

Рассмотренные виды внимания тесно взаимосвязаны и не проявляются независимо друг от друга. Поэтому чаще всего можно говорить о преобладании произвольного или непроизвольного компонентов внимания [35].

Г.Г. Кравцов [45] и авторы учебников по детской и общей психологии [21, 23, 88] выделяют следующие основные свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание и переключение.

Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин [23].

Он считает, что внимание является одним из моментов ориентированно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека, и представляет по своей функции контроль за содержанием деятельности человека.

В конечном итоге, в результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться внимательность как черта личности, проявляемая постоянно в разных условиях. А внимательность является предпосылкой проявления детьми сознательной дисциплинированности.

Поскольку в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, то имеется только одно средство его развития - сама деятельность [21, 23, 88].

Л.С. Выготский [21], Д.И Фельдштейн [82] указывают, что поскольку свойства преднамеренного внимания отражают, как уже говорилось, свойства волевого усилия, то развитие воли означает и развитие внимания. Многие исследователи, в том числе и В.С. Мухина [63] подчеркивают наличие общих закономерностей развития памяти, воображения и внимания у дошкольников. Известно, что возрастные характеристики познавательных процессов у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. Но, когда в дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые задачи - сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры и т. п., он начинает использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к формированию нового уровня внимания, памяти, воображения который характеризуется произвольностью, опосредованностью[63].

В младшем школьном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления, первичные понятия, приобретаются навыки и умения. Большое значение для дальнейшего умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно обогащается именно в дошкольном возрасте. Представления, или сохранившиеся образы ранее воспринятых предметов, составляют основное содержание памяти дошкольника [21, 23, 35, 37, 45, 50].

Виды памяти делят на: произвольную и непроизвольную. Произвольная память теснее связана с заучиванием, т.е. с преднамеренным закреплением знаний (в основном путем повторения). Непроизвольная память больше связана с непосредственным запоминанием, для которого характерно то, что оно не имеет ярко выраженной мнемической направленности, т.е. установки на запоминание [23].

В зависимости от того, как долго утверждается в памяти запомненное, выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память [21, 23, 35, 37, 45, 50].

Было установлено, что развитие памяти в младшем школьном возрасте характеризуется постепенным переходом, от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. При этом в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех - четырех лет воспоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению[63].

По мнению В.С. Мухиной [63], зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображение ребенка, а также новое условие развития памяти. Ряд авторов считают, что воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий [21, 23, 35, 37, 45, 50]. Выделяют следующие виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссозданное, творческое, мечты, грезы. В на первом этапе дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов [28, 63, 82, 88]. На втором этапе развития воображение связано с процессом "опредме-чивания" образа действием [21, 82]. На третьем этапе развития воображения возникают замещающие действия [21, 63, 82].

Исследованиями показано, что воображение тесно связано с функцией развития речи. Задержка в развитии речи влечет за собой и задержку развития воображения [21, 63, 82].

В своем развитии детское воображение подчиняется тем же самым законам, как и другие психические процессы. Воображение как восприятие, память и внимание из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем биологическим механизмом овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны [21, 63, 82].

Таким образом, анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие обобщения:

- в структуре задач обучения и воспитания в школьных образовательных учреждениях проблема психического развития ребенка является одним из наиболее приоритетных направлений работы педагогов;

- как правило, основная роль в развитии психических процессов восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания отводится таким видам учебных занятий, как ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений, изобразительная и музыкальная деятельность, развитие речи;

- возможности средств физкультурного воспитания для оптимизации условий, необходимых для развития психических процессов, практически не используются.

 

1.2 Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

 

Ученые неоднократно заявляли о пользе физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем и, в частности, с речевыми отклонениями.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. Так, только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в два раза [39, 40]. Этот факт многие ученые и специалисты объясняют крайне неблагоприятным экологическим состоянием, низким уровнем культуры здорового образа жизни россиян, которые сочетаются с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги и неудовлетворенности. Эти факторы особенно сказываются на детях-инвалидах. К детям с сочетанными нарушениями относят аномальных детей, у которых кроме двигательных нарушений имеются расстройство речи и нарушение психических функций [14, 17, 40, 77, 80].

«Вся сумма факторов физической, химической, биологической и психологической природы, - пишет И.И. Брехман, автор книги «Валеология - наука о здоровье» - приводит не только к развитию специфических заболеваний..., но и к появлению ряда общих симптомов, свойственных третьему состоянию». По определению И.И. Брехмана, «третье состояние - это состояние между здоровьем и болезнью», «оно существенно отличается как от здоровья, так и от болезни». Гипокинезия у детей сопровождается нарушениями трех биологических потоков, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма: 1 - поток информации, П - поток энергии, Ш - поток строительных субстанций [13].

По мнению Л.Е. Симошиной [80], коррекция биологического состояния возможна преимущественно только за счет оптимизации двигательного режима как основного компонента жизнедеятельности ребенка. Причем, основным фактором оптимизации физического состояния ребенка является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий и их последовательное и одновременное взаимодействие. Эффективность от такого взаимодействия обусловлена разнообразием сенсорной организации движений, их формы и содержания.

В нынешних социально-экономических условиях в России разработана концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями в рамках реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», которая является составной частью президентской программы «Дети России» и «Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)».

Межведомственная комиссия по охране здоровья Совета безопасности Российской Федерации определила, что на показатели здоровья человека оказывают влияние следующие факторы: условия и образ жизни составляют 50-55 %, состояние окружающей среды - 20-25%, гигиенические факторы - 15-20%, деятельность учреждений здравоохранения- 10-15%. Отсюда видно, что определяющую роль в уровне здоровья нации играют как духовная и физическая воспитанность личности, так и окружающая среда [15, 40, 81].

Исследования В.К. Бальсевича [10, 11], В.С. Дмитриева [28, 29], Л.И. Лубышевой [51] и др. позволяют говорить о том, что детская инвалидность и физиологические особенности развития организма в раннем онтогенезе показывают непреходящую значимость физической активности ребенка как основы развития его двигательных и координационных и интеллектуальных качеств.

Для детей с умственными и физическими ограничениями независимо от категорий, этиологии и патогенеза (врожденные или приобретенные) для сферы физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничения их двигательной активности, ухудшение физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, пространственной ориентации, вестибулярной устойчивости, реакции на движущийся объект, скоростно-силовой выносливости, координационных качеств, микро- и макромоторики, зрительно-двигательной реакции и др. [3, 7, 18, 31, 41, 69, 75].

Оптимальная организационная и двигательная деятельность учащихся речевых и вспомогательных школ способствуют улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом - социализации личности детей, имеющих отклонение в умственном развитии и функции речи. Поэтому рекомендуется во второй половине дня организовать так работу учителя физической культуры и воспитателя, чтобы она была насыщена разнообразными упражнениями, играми, движениями, которые могли бы быть восприняты адекватно детьми-инвалидами и обеспечивали бы им должный уровень их физического развития и физической подготовленности [6, 12, 19, 21, 34, 67, 77, 82].

С учетом вышеизложенного в работе учителя особое место занимает планирование учебно-педагогической деятельности, характер упражнений, игр и интенсивность физических нагрузок, учет их специфичности и степени воздействия на организм ребенка.

Исследованиями установлено, что у детей с отклонениями в здоровье наиболее успешно развивается двигательная сфера, позволяющая оказывать коррегирующее воздействие на все органы и системы [9, 21, 30].

В практике работы с детьми имеющими отклонения в нарушении речи, используются следующие формы физкультурных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на образовательных уроках, подвижные игры на переменах и во второй половине дня, прогулки, спортивный час и кружковая работа [21, 26, 30, 41, 47]. Каждая из этих форм имеет свою специфику, но все они логически связаны друг с другом решением задач по коррекции тех или иных отклонений в состоянии здоровья. По мнению ряда специалистов, общий объем двигательной активности детей с нарушениями речи должен составлять в течение дня не менее 1,5-2-х часов. Темп движений должен приводить к увеличению ЧСС не более чем на 50-60% от максимального. Частота занятий в неделю оздоровительными тренировками - не менее 4-5 раз [25].

В литературе и методических рекомендациях мы не нашли больших различий в содержании занятий физкультурой с учащимися речевой и вспомогательных школ. Эти занятия обязательно включают в себя упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, подвижные игры, специальные упражнения на коррекцию позвоночника, улучшение зрения, речи, функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма детей. Особое внимание уделяется выполнению основных гигиенических требований к местам занятий, к освещению, температуре, чистоте воздуха и эмоциональной насыщенности физкультурных мероприятий [40].

По мнению ряда специалистов, общество должно признать тот факт, что несмотря на профилактические меры, всегда будет существовать категория людей с дефектами и инвалидностью и долго еще будет ощущаться потребность выявлять и устранять барьеры, препятствующие им «приобретать» все необходимое для жизни, включая физическую культуры и спорт. Отсутствие или недостаточное количество научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации детей-инвалидов затрудняет процесс их эффективного физического воспитания. Отсюда необходимы специально разработанные, обоснованные и проверенные на уровне эксперимента методики и программы физического воспитания детей-инвалидов [14, 15, 17, 25, 40, 81, 82, 87].

По мнению ряда ученых физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью [15, 31, 40, 41, 90].

Дети с отклонениями в здоровье отстают от своих сверстников из обычных школ в прогрессе двигательных функций, качеств (гибкости, ловкости, координации, силы, быстроты, выносливости) и скорости общего физического развития (масса тела, длина тела и мышечная сила) [9, 11, 41].

У аномальных детей наблюдаются патологические изменения тонуса мышц, а к школьному возрасту у них уже сформированы стойкие неправильные стереотипы движений, включились порочные установки в изменении структуры движений.

Известно, что среди факторов, отражающих степень двигательной активности, решающее значение имеет функциональное состояние нервно-мышечного аппарата. Нарушение со стороны физического развития, моторики - также обусловлены поражением центральной нервной системы. Мышечные движения имеют решающее значение в процессе становления умственно-рефлекторной деятельности ребенка; формирование предметного мышления, мышления действий - основа нервно-психического развития детей [4, 7, 9, 32, 34, 43, 68, 71, 72, 82].

Э.В.Пласкунова [73] рекомендует у детей с нарушениями речи в начале обучения совершенствовать самые простые движения, осуществлять контроль за ними, так как у этой категории детей исправлять недостатки труднее, чем обучать новым движениям. Очень важно, по мнению данного автора, чтобы все навыки и умения формировались на основе правильных элементарных движений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Разучивать движения нужно в медленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и попытаться своевременно их устранить.

Педагогический опыт работы с аномальными детьми показал, что формирование у них двигательных навыков - трудная задача. В отдельных случаях не удается достичь достаточной точности и вариативности выполняемого упражнения. Вырабатываемые двигательные навыки оказываются косными, их перенос в новые условия происходит с большим трудом. Аномальные дети не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, что является препятствием к выполнению запланированного объема физических нагрузок [9, 40, 41].

При работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, со стороны педагога следует проявлять к ним особое внимание, предлагать доступные, интересные упражнения, включать эмоциональные и веселые подвижные игры, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности. При этом важно, по мнению ряда авторов, с такими детьми строго придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с их двигательными возможностями, уровнем физической подготовки; не слишком усложняя, но и неоправданно не упрощая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений и навыков, но и какой ценой это достигнуто [43].

За последние годы в нашей стране и за рубежом все больше внимания стали уделять развитию нового направления в теории физической культуры, которое получило название «адаптивная физическая культура» [43]. Основной ориентацией этого направления является хронические больные и инвалиды. Одна из задач адаптивной физической культуры - адаптивная двигательная реабилитация (АДР). Содержание АДР направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических, психических перенапряжений. Основная задача АДР заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентация их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в развитии у них умений использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы массажа и других средств [43].

Под физкультурно-оздоровительной реабилитацией детей-инвалидов понимается многофакторная система реализации природных способностей ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесс и система мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей и интеллектуальных способностей, на повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма реабилитанта средствами физической культуры и спорта [61].

Теория и практика реабилитации детей с аномалиями в развитии выделяют следующие положения [43, 61, 83].:

- возможно более раннее начало применения различных средств физической культуры;

- целенаправленность и непрерывность реабилитации;

- привлечение к решению проблемы реабилитации детей-инвалидов медицинских работников различного профиля, специалистов по оздоровительной физической культуре, социальной и коррекционной педагогике, юристов, экономистов, инженеров-конструкторов и др.;

- индивидуальность и адресность системы реабилитационных мероприятий;

- сочетание двигательного и интеллектуального развития ребенка;

- совместная деятельность, с одной стороны, медиков, специалистов по социальной работе и педагогов и, с другой, семьи, которая способствует развитию учения и навыков, помогает в лечении и реабилитации;

- сглаживание противоречий между ребенком-инвалидом и социумом (нормально развитым сверстником).

По мнению ряда авторов, решение реабилитационных и профилактических физкультурно-оздоровительных и спортивных проблем детей-инвалидов состоит в реальном улучшении процесса образования и качества их жизни, в расширении физкультурных адаптационных возможностей, а не только в увеличении финансовых затрат и числа «культурно-массовых мероприятий» [36, 48].

Ослабление здоровья детей приводит не только к снижению трудовых способностей, но и к ограничению двигательной активности. Поэтому такие дети в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии [17,44]. Известно, что гиподинамия характеризуется низким уровнем двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные изменения для здоровых детей малозаметны. Однако у детей с ослабленным здоровьем отрицательный кумулятивный «эффект» от воздействия этих факторов вызывает более негативные изменения в организме, которые, по мнению Н.О. Рубцовой [76], выражаются в следующем:

а) в снижении функциональной активности органов и систем и нарушений их регуляторных проявлений;

б) в атрофических дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечной системы;

в) в нарушении обменных процессов, увеличение объема жировых тканей.

Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния вышеизложенных факторов у детей с ослабленным здоровьем подчеркивают особую актуальность разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможности реализации для таких детей широкого спектра средств физической культуры и спорта, используемых в работе с нормально развитыми школьниками.

ГЛАВА 2. методы и организация исследования

ребенок познавательная способность нарушение речь

2.1 Методы исследования

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- педагогические наблюдения,

- методика развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста в условиях урока физической культуры,

· методика математико-статистической обработки материалов исследований,

· анализ литературы.

 

Педагогический эксперимент

Проведенный автором анализ данного исследования в специальной речевой школе № 26 г. Краснодара показал, что количество детей с нарушениями речи, начиная с 1993 года, неуклонно растет. Так, например, в 1993 году количество учащихся в специальной речевой школе составляло 402, в 1995 - 454 и в 2000 - 918 человек. Естественно, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности таких детей, необходимо было выявить исходное психическое состояние, а затем включить все формы двигательной активности с целью оказания действенной помощи по снижению отрицательного влияния нарушений речи на здоровье и физическое состояние школьников.

В задачу исследований входила разработка и экспериментальная проверка эффективности методики по физическому воспитанию направленная на активизацию развития познавательных способностей, школьников младших классов специальной речевой школы.

Эксперимент проводился на базе специальной коррекционной школы № 26 г. Краснодара. В нем участвовали 30 детей экспериментальной группы и 32 ребенка - в контрольной. Возраст детей в начале эксперимента был 7, в конце - 9 лет.

Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике, направленной на активизацию процесса развития познавательных способностей младших школьников с нарушением речи в условиях урока физической культуры. Контрольная группа учащихся той же школы занималась физическим воспитанием на уроке физической культуры по традиционной методике.

В чем же состояла особенность разработанной нами методики развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста?

Урок физкультуры был разделен вместо традиционных трех на пять частей - дети с нарушениями речи, не могут более 1-2 мин удерживать свое внимание на выполнении какого либо одного учебного задания и поэтому быстро утомляются, отвлекаются, что не позволяет учителю эффективно продолжать выполнение данного задания;

в урок физкультуры вводятся логопедические минутки, позволяющие четко отделить одну часть урока от другой за счет смены характера деятельности ребенка (с выполнения физических упражнений на развитие речи: разучивание новых слов, видов спорта, инвентаря, которые используются на данном уроке). Такой подход повышает эмоциональность урока и настроение детей;

в экспериментальном уроке обращается большее внимание на развитие мелкой моторики рук, что, как показали предварительные исследования, дает положительный эффект в развитии устной и письменной речи школьников.

Приведем пример урока физической культуры экспериментальной и контрольных групп.

Традиционный вариант конспекта урока школьников третьего класса специальной речевой школы

Задачи. Совершенствовать технику метания мяча на дальность и выполнить беговые упражнения.

Место проведения: площадка для занятий физкультурой.

Инвентарь: тесьма для разметки, 8 малых мячей, волейбольная сетка, 2 волейбольных мяча.

Подготовительная часть - 10 мин. Бег в умеренном темпе с прыжками в шаге. Во время выполнения бега вдоль длинных сторон площадки школьники выполняют прыжки в шаге через полосу шириной 90-100 см. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

.И.п. - основная стойка (О.С.), руки вниз, пальцы сцеплены, ладони вверх, смотреть на руки; вернуться в и.п., темп медленный, повторить 4-6 повторений.

. И.п. - стойка ноги врозь (широко), согнутые в локтях руки за спину. Наклон туловища влево, правую руку в сторону, вернуться в и.п., наклон туловища вправо- левую руку в сторону,



2020-03-19 141 Обсуждений (0)
Время выполнения каждого вопроса фиксировалось с помощью секундомера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Время выполнения каждого вопроса фиксировалось с помощью секундомера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)