Групподинамические процессы и их характеристика
Содержание Введение…………………………………………………………………..стр.2 1 Групподинамические процессы и их характеристика……………..стр.3 2 Феномены группы……………………………………………………стр.6 3 Групповая сплоченность…………………………………………….стр.8 4 Групповые решения………………………………………………….стр.10 5 Уровни развития группы и эффективность её деятельности………стр.12 6 Феномены межгрупповых отношений: внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая враждебность…………………………………………стр.16 Заключение………………………………………………………………..стр.18 Список литературы……………………………………………………….стр.19
Введение Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми, а контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.
Групподинамические процессы и их характеристика Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии. Сегодня данное понятие широко используется в социальной психологии, обозначая совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь спектр жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие стагнацию, регресс, распад, а также процессы руководства и лидерства, принятия групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры, сплочение, конфликты, групповое давление. Группообразование – процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того, чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий: 1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. 2. Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности. 3. Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно. Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия. 4. Численность группы. 5. Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Если рассматривать в качестве группы организацию, то обычно она как организм не возникает спонтанно, а создается целенаправленно. Задача группы является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Чтобы внешняя задача стала восприниматься как внутренняя личностная цель, процесс целеполагания должен пройти несколько этапов: Первый этап – поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации. Второй этап – в процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы. Третий этап – согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризируется каждым как его личностная цель участия в работе группы. 6. Совместная деятельность. Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности. Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Пример – коллектив преподавателей школы, где каждый учитель в определенные часы обучает учеников своему делу. Общий для участников является предмет труда, каждый член прилагает свои индивидуальные усилия для преобразования общего предмета труда. Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Например, конвейерное производство. Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет труда и жесткую организацию процесса, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля. 7. Выработка групповых норм. Норма (от лат. - «norma» - руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого. 8. Формирование структуры группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений.
Групповые феномены Группы оказывают влияние на людей, находящихся в них. Разные формы влияния групп на людей описывается понятием «групповые феномены, или эффекты». Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Данный эффект открыл Триплет в 1897 году. Причинами социальной фасилитации являются социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную сферу и вызывает возбуждение. Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация. У людей, принадлежащих группе, формируется чувство «мы». Психофизиологический эффект – изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. Эффект социальной ценности. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Факторы социальной лени – это снижение ответственности за собственные результаты, численность группы: чем больше группа, тем выше лень, гендерные различия – женщины в меньшей степени проявляют социальную лень. Эффект синергии – прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Эффект группового единомыслия. Эффект подражания – следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание – один из основных механизмов групповой интеграции. Эффект конформизма проявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Конформность проявляется в 2-х формах: - в принятии неких новых для человека стандартов (внутренняя конформность); - демонстрации таковых при внутреннем их неприятии (внешняя конформность).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |