Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этнопсихология как междисциплинарная область знаний.



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:

1) особенности психики людей различных народов и культур;

2) проблемы характера национального;

3) проблемы национальных особенностей мировосприятия;

4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

5) закономерности формирования и функции самосознания национального, стереотипов этнических;

6) закономерности формирования сообществ, и пр.

Во многом наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии связано с тем, что она представляет собой междисциплинарную область знания. В состав ее «близких и дальних родственников» разные авторы включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается ее «родительских» дисциплин, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией или культурной антропологией , а с другой – психология. Именно эти связи наиболее существенны.

Две названные дисциплины длительно, но спорадически взаимодействовали. Но если в XIX веке они не были полностью разделены, если еще в начале XX века многие крупнейшие ученые – от В. Бунд та до 3. Фрейда – являлись экспертами в обеих областях, то затем наступил период взаимного пренебрежения, даже враждебности. Единственным исключением оказалась теория «Культура и личность», которая развивалась в рамках культурной антропологии, но использовала психологические понятия и методы[6].

Для истории отечественной науки советского периода было характерным явное отставание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не проводились, но в зависимости от принадлежности авторов к определенной науке этнопсихология рассматривалась: как субдисциплина этнографии; как область знания на стыке этнографии и психологии, находящаяся ближе либо к этнографии, либо к психологии; как раздел психологии.

В настоящее время существуют два типа этнопсихологии – кросс-культурная и антропологическая этнопсихология (психологическая антропология)[7].

Их основное различие состоит в том, что антропологическая этнопсихология сформировалась на основе взаимодействия культурной антропологии и различных психологических теорий (реформированного психоанализа, когнитивной психологии, гуманистической психологии и символического интеракционизма Дж. Г. Мида), а кросс-культурная психология возникла на основе социальной психологии.

Антропологическая этнопсихология появляется в 20-е г.г. ХХ в., кросс-культурная в 60-70 г.г. ХХ в[8].

Проблема психологических особенностей народов исследовалась и раньше, примерно с конца ХVIII в. В немецком просвещении и немецкой классической философии данная область исследований трактовалась как изучение "духа народов», а с середины ХХ в. она получила название «психология народов».

В мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология. Как справедливо отмечала М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи и психологи подходили к ним с разными мерками и разными концептуальными схемами[9].

Но если в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми – от межличностных до межгосударственных, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора.

Необходимо развитие этнопсихологии, как и других наук – этносоциологии, этнополитологии, – с разных сторон анализирующих многочисленные «национальные» проблемы, встающие перед современным обществом. Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины столь частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать, смотреть сверху вниз или дискриминировать представителей другого народа; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтническим конфликтам.

Разработки этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, в настоящее время имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, его развития в различных социальных и национальных средах. Проводимые исследования в области этнопсихологии должны помочь гармонически сочетать общие интересы граждан с интересами каждой отдельной нации. В этом состоит гуманистическая и прикладная направленность этнопсихологии.

Если иметь в виду будущее этнопсихологии, ее специфику можно обозначить как изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей.

Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений[10]:

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т.д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии;

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т.п.;

3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.;

4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии.

Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихология всегда существуют определенные расхождения. В современных условиях особое внимание в этнопсихология уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, можно сделать вывод, что именно этнопсихология должна привлечь к себе особое внимание психологов в связи с обострением межэтнической напряженности на территории РФ, именно она включена в социальную и политическую проблематику общества.

В существующем социальном контексте не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители многих других профессий по мере сил должны способствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования[11].

Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания. И прошлое, и будущее этой дисциплины теснейшим образом связаны с решением круга проблем этнопсихологического характера. Этнопсихология внесла огромный вклад в осмысление социально-психологических механизмов жизнедеятельности групп.

Впрочем, не меньшим эвристическим потенциалом этнопсихология обладает и в изучении других проблем социально-психологического знания: личности, общения и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.

2. Вундт В. Проблемы психологии народов. – М, 1998.

3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. – М., 1999.

4. Лебедева Н.М. Кросс-культурная психология: цели и методы исследований. / Этология человека и смежные дисциплины / Под ред. М.Л. Бутовской. – М., 2004.

5. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология // Под ред. В.Дружинина. Учебник психологии для студентов гуманитарных вузов. – СПб, «ПИТЕР», 2000.

6. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. – М., 2002.

7. Лурье С.В. Психологическая антропология. – М.: Изд-во: Альма Матер, 2005. – 624 с.

8. Мид М. Культура и мир детства. – М.: “Наука”, 1988.

9. Павленко В.П. Этнопсихология. – М. 2005.

10. Платонов Ю. Основы этнопсихологии. Учебник. – Питер, 2004.

11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. – М., 2006.

12. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993.

13. Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии. // Этническая психология и общество. – М., 1997.

14. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – Спб., 1996.


[1] Павленко В.П. Этнопсихология. – М. 2005.

 

[2] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. – М., 2006.

 

[3] Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии. // Этническая психология и общество. – М., 1997.

 

[4] Вундт В. Проблемы психологии народов. – М, 1998.

 

[5] Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – Спб., 1996.

 

[6] Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. – М., 2002.

 

[7] Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология // Под ред. В.Дружинина. Учебник психологии для студентов гуманитарных вузов. – СПб, «ПИТЕР», 2000.

 

[8] Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993.

 

[9] Мид М. Культура и мир детства. – М.: “Наука”, 1988.

 

[10] Платонов Ю. Основы этнопсихологии. Учебник. – Питер, 2004.

 

[11] Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.

 



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этнопсихология как междисциплинарная область знаний.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)