Основные методы проведения операционного анализа
12 К основным методам проведения операционного анализа относятся метод уравнений, графический метод и метод маржинального дохода. Метод уравнения Прибыль = выручка – затраты, или Чистая выручка – Переменные затраты = Постоянные затраты + Операционная прибыль, получим главное уравнение СVP (Продажная цена ед. · Количество единиц) – (Переменные затраты на ед. Количество единиц) = Постоянные затраты + Операционная прибыль. Анализ «затраты – объем – прибыль» называют анализом безубыточности. Безубыточность означает такое состояние бизнеса, при котором чистая выручка покрывает все затраты, т.е. нет ни убытков, ни прибыли. Операционный анализ построен на калькулировании в системе директ – костинг. Учитывая поведение затрат, операционный анализ доказывает, что традиционный подход к управлению затратами и прибылью, построенный на калькулировании по методу поглощения, недооценивает затраты до точки безубыточности (ТБ) и переоценивает их влияние после точки безубыточности. ТБ может быть вычислена как в натуральных единицах, так и в рублях. Графический метод Данный метод является другим способом предоставления информации о затратах и прибылях (убытках). В отличие от расчета показателей для одного уровня продаж, график высвечивает затраты, прибыли и убытки, которые наблюдаются для разных уровней деятельности в релевантном диапазоне продаж. В точке безубыточности валовой маржи хватает только на покрытие постоянных затрат, прибыль равна нулю, убытки равны сумме постоянных затрат. При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем: -наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс; -выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению; -вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 1). Изображенная на рис. 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль. Рисунок 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)
Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:
Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:
Производственный левередж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:
(1)
Либо (2)
где ЭПЛ — эффект производственного левереджа; МД — маржинальный доход; Зпост — постоянные затраты; П — прибыль. Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левереджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:
(3)
где П – изменение прибыли, в %; В – изменение выручки, в %. Производственный левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием: – цены и объема продаж; – переменных и постоянных затрат; – комбинации любых перечисленных факторов. Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем: 1. Положительное воздействие производственного левереджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левереджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности. 2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левереджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли. 3. Механизм производственного левереджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия. 4. Между производственным левереджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левереджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный левередж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности. 5. Эффект производственного левереджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левереджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому. Понимание механизма проявления производственного левереджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов. При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левереджа, теряют гибкость в управлении своими затратами. Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие. При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие. Использование механизма производственного левереджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
Практическая часть Задание 1. Предприятия А,В,С используют позаказный метод учета затрат на производство. Сведения о предполагаемых затратах по предприятиям приводятся ниже:
Базой для определения предварительно рассчитанного коэффициента накладных расходов служат: на предприятии А – машино-часы; на предприятии В – затраты на прямые материалы; на предприятии С – человеко-часы. Требуется: а) определить предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов; б) определить сумму накладных расходов, включаемых в затраты на производство на основе предварительно рассчитанного коэффициента. Если в течение года на предприятии А выполняются три заказа, при этом зарегистрированы следующие затраты машинного времени: по заказу № 456 – 8000 маш.-ч, № 678 – 6000 маш.-ч, № 786 – 5000 маш.-ч. Если фактические накладные расходы составят за год 530 000 руб., будут они перераспределенными или недораспределенными? Решение: Коэффициент накладных расходов определяется как отношение суммы производственных накладных расходов к базе распределения. Коэффициенты накладных расходов составят: - для предприятия А: Кн = 560 000 / 20 000 = 28. - для предприятия В: Кн = 650 000 / 550 000 = 1,18. - для предприятия С: Кн = 150 000 / 45 000 = 3,33. Сумма накладных расходов, включаемых в затраты на производство на основе рассчитанного коэффициента накладных расходов, в организации А составит: по заказу № 456: 8 000 маш.-ч * 28 = 224 000 руб. по заказу № 678: 7 000 маш.-ч * 28 = 196 000 руб. по заказу № 786: 5 000 маш.-ч. * 28 = 140 000 руб.
Задание 2 Предприятие производит изделия, которые последовательно проходят обработку в трех цехах. Руководитель располагает следующей информацией:
Определите: а) предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов для каждого цеха; б) себестоимость производства изделия по каждому цеху и по предприятию в целом; в) цену продажи единицы изделия, если запланирована прибыль в размере 30%. Решение: а) Рассчитаем коэффициент расходов (Кнр) определяется следующим образом: Кнр 1 = 27000 / (14000*0,3) =6,43, Кнр 2 = 25000 / (14000*,04) = 4,46, Кнр 3 = 24000 / (14000*0,5) = 3,43 б) Чтобы определить себестоимость производства изделия по каждому цеху и по предприятию в целом (С), необходимо найти сумму затрат: С цех = Затраты материальные + Затраты на з/пл + Накладн. расходы С цех №1 = 8*12 + 0,3*8 + 27000/14000 = 96 + 2,4 + 1,93 = 100,33 руб., С цех №2 = 10*12 + 0,4*7,7 + 25000/14000 = 130 +3,08 +1,79 = 134,87 руб., С цех №3 = 0,5*8,2 + 24000/14000 = 4,1 + 1,71 = 5,81 руб.; Спредпр. = С цех №1 + С цех №2 + С цех №3 = 100,33 + 134,87 + 5,81 = 241,01руб. в) Цена продажи изделия (Ци), с учетом запланированной прибыли в размере 30 %, определяется следующим образом: Ци = Спредпр.+ 0,3 * Спредпр. Ци = 241,01 + 0,3 * 241,01 = 313,31 руб.
Задание 3
Предприятие за август месяц произвело - 66000 изделий. Валовые затраты составили - 678000 д.е. За сентябрь было произведено – 74000 изделий, валовые затраты составили – 742000. Затраты на данном предприятии классифицируются по отношению к объему производства. Переменные затраты пропорциональны загрузке производственных мощностей. Цена продажи изделия - 12 д.е. Предприятие работает по заказам, поэтому на начало и конец отчетного периода запасов готовой продукции не имеет. Определите: 1. переменные затраты на единицу продукции, 2. постоянные затраты предприятия, 3. точку нулевой прибыли предприятия (точку безубыточности). Решение: Общая сумма затрат на производство определяется по формуле: Z = Ипер.* К + Ипост., где Z – себестоимость продукции (валовые затраты), Ипер – переменные затраты на единицу продукции, К – количество произведенной продукции, Ипост. – постоянные затраты. Получаем: Zавгуст = Ипер * 66000 + Ипост. = 678000 Zсентябрь = Ипер * 74000 + Ипост. = 742000 Так как Ипер август = Ипер сентябрь (норма переменных затрат в расчете на единицу изделия неизменна, меняется только общая сумма переменных затрат в зависимости от объема производства), а также Ипост. август = Ипер сентябрь (валовые постоянные затраты неизменны), то обозначив Ипер август = Ипер сентябрь = х, Ипост. август = Ипер сентябрь = у, получим систему уравнений: 66000х + у = 678000, 74000х + у = 742000 Решая ее, получим: 8000 х = 64000, х = 8 Итак, величина валовых постоянных затрат составляет 150000 руб. Точка безубыточности определяется по формуле: ТБ.= Ипост. / Ц – Ипер., где Ц – цена продажи изделия ТБ.= 150000 / 12 – 8 = 37500 шт. Следовательно, для покрытия всех затрат предприятию необходимо выпустить 37500 штук продукции.
Задание 4 Предприятия производит два вида изделий – изделие А и изделие В в одном подразделении.
Используя вышеизложенные данные, определите: а) предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов, приняв в качестве базы отнесения затрат затраты труда (в чел.-ч); б) ожидаемую и фактическую сумму накладных расходов по каждому изделию; в) полную себестоимость каждого изделия (ожидаемую и фактическую). Решение: 1) Найдем коэффициент накладных расходов: , 2) Определим ожидаемую и фактическую сумму накладных расходов по каждому изделию: Ожидаемая: Изд.А = 0,5*7000*6,5862 = 18441 руб., Изд.В = 0,5*6000*6,5862 = 19759руб, Общая = 18441+19759 = 38200 руб. Фактическая: Изд.А = 0,5*7000*6,5862 = 23052 руб., Изд.В = 0,4*6000*6,5862 = 15807 руб., Общая= 23052+15807 = 38859 руб. 3) Определим полную себестоимость каждого изделия:
Задание 5
За месяц были приобретены основные материалы на сумму 400000 руб. Прямые трудовые затраты составили 220000 руб. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в совокупности составили 330000 руб. Затраты материальных ресурсов связаны только с производственным процессом. За этот же период было реализовано 100 изделий. Найти полную себестоимость реализованной продукции? Определить цену реализации изделия при запланированной прибыли в размере 30% и НДС 18%. Решение:
1. Определяем себестоимость произведенной продукции. Себестоимость произведенной продукции = остатки материалов + произведенные затраты материалов за период – остатки материалов на конец периода + прямые трудовые затраты + общепроизводственные затраты + остатки основного производства на начало периода – остатки основного производства на конец периода. Себестоимость произведенной продукции = 55 000 + 400 000 – 65 000 + 220 000 + 330 000 + 96 000 – 80 000 = 956 000 руб. 2. Определить себестоимость реализованной продукции. Себестоимость реализованной продукции = остатки готовой продукции на начало периода + себестоимость произведенной продукции – остатки готовой продукции на конец периода. Себестоимость реализованной продукции = 50 000 +956 000 – 85 000 = 921 000 руб.
Задание 6 На предприятии за отчетный период имели место следующие затраты, д.е.:
Определите коэффициенты распределения общих расходов, относительно предложенных баз распределения расходов, исходя из данных, представленных в таблице.
Решение: Определить распределение общих материальных расходов можно следующим образом:
Заключение
Анализ зависимости «Затраты - Объем – Прибыль» устанавливает отношение между важнейшими показателями, характеризующими деятельность любого предприятия , - затратами на производство, его объемом и прибылью. С помощью этого инструмента руководство предприятия может прогнозировать величину прибыли, ее изменение по сравнению с существующим уровнем и на основе этой информации принимать решения по выбору стратегии поведения предприятия. Важное место в концепции CVP – анализа принадлежит точке безубыточности, или критической точке. Эта точка определяет тот объем продаж ( в натуральных или денежных единицах), при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Соответственно, если объем продаж больше, чем в точке безубыточности, предприятие имеет прибыль, в противном случае убыток. Для отечественных предприятий CVP – анализ еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.
12
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |