Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методы проведения операционного анализа



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Основные методы проведения операционного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




К основным методам проведения операционного анализа относятся метод уравнений, графический метод и метод маржинального дохода.

Метод уравнения

Прибыль = выручка – затраты, или

Чистая выручка – Переменные затраты = Постоянные затраты + Операционная прибыль, получим главное уравнение СVP

(Продажная цена ед. · Количество единиц) – (Переменные затраты на ед. Количество единиц) = Постоянные затраты + Операционная прибыль.

Анализ «затраты – объем – прибыль» называют анализом безубыточности.

Безубыточность означает такое состояние бизнеса, при котором чистая выручка покрывает все затраты, т.е. нет ни убытков, ни прибыли.

Операционный анализ построен на калькулировании в системе директ – костинг. Учитывая поведение затрат, операционный анализ доказывает, что традиционный подход к управлению затратами и прибылью, построенный на калькулировании по методу поглощения, недооценивает затраты до точки безубыточности (ТБ) и переоценивает их влияние после точки безубыточности.

ТБ может быть вычислена как в натуральных единицах, так и в рублях.

Графический метод

Данный метод является другим способом предоставления информации о затратах и прибылях (убытках). В отличие от расчета показателей для одного уровня продаж, график высвечивает затраты, прибыли и убытки, которые наблюдаются для разных уровней деятельности в релевантном диапазоне продаж. В точке безубыточности валовой маржи хватает только на покрытие постоянных затрат, прибыль равна нулю, убытки равны сумме постоянных затрат.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

-наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

-выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

-вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 1).

Изображенная на рис. 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Рисунок 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

 

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

 

Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

 

  

 

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

 

 

Производственный левередж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:

 

(1)

 

Либо   (2)

 

где ЭПЛ — эффект производственного левереджа;

МД — маржинальный доход;

Зпост — постоянные затраты;

П — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левереджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

 

 (3)

 

где П – изменение прибыли, в %;

В – изменение выручки, в %.

Производственный левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием:

– цены и объема продаж;

– переменных и постоянных затрат;

– комбинации любых перечисленных факторов.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие производственного левереджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект производственного левереджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левереджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственного левереджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4. Между производственным левереджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левереджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный левередж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5. Эффект производственного левереджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левереджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левереджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левереджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного левереджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

 

 

 

Практическая часть

Задание 1.

Предприятия А,В,С используют позаказный метод учета затрат на производство. Сведения о предполагаемых затратах по предприятиям приводятся ниже:

  А В С
Затраты труда, чел.-ч 70 000 50 000 45 000
Затраты машинного времени, маш.-ч 20 000 65000 50000
Прямые затраты на материалы, руб. 400 000 550 000 340 000
Производственные накладные расходы, руб. 560 000 650 000 150 000

 

Базой для определения предварительно рассчитанного коэффициента накладных расходов служат: на предприятии А – машино-часы; на предприятии В – затраты на прямые материалы; на предприятии С – человеко-часы.

Требуется:

а) определить предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов;

б) определить сумму накладных расходов, включаемых в затраты на производство на основе предварительно рассчитанного коэффициента. Если в течение года на предприятии А выполняются три заказа, при этом зарегистрированы следующие затраты машинного времени: по заказу № 456 – 8000 маш.-ч, № 678 – 6000 маш.-ч, № 786 – 5000 маш.-ч.

Если фактические накладные расходы составят за год 530 000 руб., будут они перераспределенными или недораспределенными?

Решение:

Коэффициент накладных расходов определяется как отношение суммы производственных накладных расходов к базе распределения. Коэффициенты накладных расходов составят:

- для предприятия А:

Кн = 560 000 / 20 000 = 28.

- для предприятия В:

Кн = 650 000 / 550 000 = 1,18.

- для предприятия С:

Кн = 150 000 / 45 000 = 3,33.

Сумма накладных расходов, включаемых в затраты на производство на основе рассчитанного коэффициента накладных расходов, в организации А составит:

по заказу № 456:

8 000 маш.-ч * 28 = 224 000 руб.

по заказу № 678:

7 000 маш.-ч * 28 = 196 000 руб.

по заказу № 786:

5 000 маш.-ч. * 28 = 140 000 руб.

 

 

Задание 2

Предприятие производит изделия, которые последовательно проходят обработку в трех цехах. Руководитель располагает следующей информацией:

  Цех № 1 Цех № 2 Цех № 3
Объем производства, ед. 14 000 14 000 14 000
Прямые затраты на материалы, кг/ед. 8 10  
Стоимость материалов, руб./ед. 12 13  
Прямые затраты на заработную плату, чел.-ч на ед. 0,3 0,4 0,5
Часовая тарифная ставка, руб. 8 7,7 8,2
Накладные расходы (рассчитанные предварительно), руб. 27 000 25 000 24 000
База отнесения накладных расходов чел.-ч Объем пр-ва Затраты на зарплату

 

Определите:

а) предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов для каждого цеха;

б) себестоимость производства изделия по каждому цеху и по предприятию в целом;

в) цену продажи единицы изделия, если запланирована прибыль в размере 30%.

Решение:

а) Рассчитаем коэффициент расходов (Кнр) определяется следующим образом:

Кнр 1 = 27000 / (14000*0,3) =6,43,

Кнр 2 = 25000 / (14000*,04) = 4,46,

Кнр 3 = 24000 / (14000*0,5) = 3,43

б) Чтобы определить себестоимость производства изделия по каждому цеху и по предприятию в целом (С), необходимо найти сумму затрат:

С цех = Затраты материальные + Затраты на з/пл + Накладн. расходы

С цех №1 = 8*12 + 0,3*8 + 27000/14000 = 96 + 2,4 + 1,93 = 100,33 руб.,

С цех №2 = 10*12 + 0,4*7,7 + 25000/14000 = 130 +3,08 +1,79 = 134,87 руб.,

С цех №3 = 0,5*8,2 + 24000/14000 = 4,1 + 1,71 = 5,81 руб.;

Спредпр. = С цех №1 + С цех №2 + С цех №3 = 100,33 + 134,87 + 5,81 = 241,01руб.

в) Цена продажи изделия (Ци), с учетом запланированной прибыли в размере 30 %, определяется следующим образом:

Ци = Спредпр.+ 0,3 * Спредпр.

Ци = 241,01 + 0,3 * 241,01 = 313,31 руб.

 

Задание 3

 

Предприятие за август месяц произвело - 66000 изделий. Валовые затраты составили - 678000 д.е.

За сентябрь было произведено – 74000 изделий, валовые затраты составили – 742000.

Затраты на данном предприятии классифицируются по отношению к объему производства.

Переменные затраты пропорциональны загрузке производственных мощностей.

Цена продажи изделия - 12 д.е.

Предприятие работает по заказам, поэтому на начало и конец отчетного периода запасов готовой продукции не имеет.

Определите:

1. переменные затраты на единицу продукции,

2. постоянные затраты предприятия,

3. точку нулевой прибыли предприятия (точку безубыточности).

Решение:

Общая сумма затрат на производство определяется по формуле:

Z = Ипер.* К + Ипост., где

Z – себестоимость продукции (валовые затраты),

Ипер – переменные затраты на единицу продукции,

К – количество произведенной продукции,

Ипост. – постоянные затраты.

Получаем:

Zавгуст = Ипер * 66000 + Ипост. = 678000

Zсентябрь = Ипер * 74000 + Ипост. = 742000

Так как Ипер август = Ипер сентябрь (норма переменных затрат в расчете на единицу изделия неизменна, меняется только общая сумма переменных затрат в зависимости от объема производства), а также Ипост. август = Ипер сентябрь (валовые постоянные затраты неизменны), то обозначив

Ипер август = Ипер сентябрь = х,

Ипост. август = Ипер сентябрь = у, получим систему уравнений:

66000х + у = 678000,

74000х + у = 742000

Решая ее, получим: 8000 х = 64000,

                             х = 8

Итак, величина валовых постоянных затрат составляет 150000 руб.

Точка безубыточности определяется по формуле:

ТБ.= Ипост. / Ц – Ипер., где

Ц – цена продажи изделия

ТБ.= 150000 / 12 – 8 = 37500 шт.

Следовательно, для покрытия всех затрат предприятию необходимо выпустить 37500 штук продукции.

 

Задание 4

Предприятия производит два вида изделий – изделие А и изделие В в одном подразделении.

  Изделие А Изделие В
Ожидаемые затраты на одно изделие:    
Прямые затраты на материалы 6 кг по цене 35 руб. за 1 кг 5 кг по цене 56 руб. за 1 кг
Прямые затраты на заработную плату 0,4 чел.-ч, часовая тарифная ставка 9 руб. 0,5 чел.-ч, часовая тарифная ставка 8 руб.
Накладные расходы ? ?
Ожидаемый объем производства, ед. 7 000 6 000
Ожидаемая сумма накладных расходов, руб.

             38 200

Фактические затраты на одно изделие:    
Прямые затраты 5,5 кг по цене 34 руб. 4,5 кг по цене 56 руб.
Прямые затраты на заработную плату 0,5 чел.-ч 0,4 чел.-ч
Тарифная ставка, руб. 9 8

 

Используя вышеизложенные данные, определите:

а) предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов, приняв в качестве базы отнесения затрат затраты труда (в чел.-ч);

б) ожидаемую и фактическую сумму накладных расходов по каждому изделию;

в) полную себестоимость каждого изделия (ожидаемую и фактическую).

Решение:

1) Найдем коэффициент накладных расходов:

,

2) Определим ожидаемую и фактическую сумму накладных расходов по каждому изделию:

Ожидаемая:

Изд.А = 0,5*7000*6,5862 = 18441 руб.,

Изд.В = 0,5*6000*6,5862 = 19759руб,

Общая = 18441+19759 = 38200 руб.

Фактическая:

 Изд.А = 0,5*7000*6,5862 = 23052 руб.,

Изд.В = 0,4*6000*6,5862 = 15807 руб.,

Общая= 23052+15807 = 38859 руб.

3) Определим полную себестоимость каждого изделия:

 

Задание 5

 

Остатки на счетах:

  На начало месяца, руб. На конец месяца, руб.
1. Материалы 55000 65000
2. Основное производство 96000 80000
3. Готовая продукция 50000 85000

 

За месяц были приобретены основные материалы на сумму 400000 руб.

Прямые трудовые затраты составили 220000 руб.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в совокупности составили 330000 руб.

Затраты материальных ресурсов связаны только с производственным процессом.

За этот же период было реализовано 100 изделий.

Найти полную себестоимость реализованной продукции?

Определить цену реализации изделия при запланированной прибыли в размере 30% и НДС 18%.

Решение:

  Остаток на начало периода Произведены затраты за период Остатки на конец периода
1. Материалы 55 000 400 000 65 000
2. Прямые трудовые затраты - 220 000 -
3.Основное производство 96 000 - 80 000
Готовая продукция 50 000 - 85 000
Общепроизводственныеобщехозяйственные расходы - 330 000 -

 

 

1. Определяем себестоимость произведенной продукции.

Себестоимость произведенной продукции = остатки материалов + произведенные затраты материалов за период – остатки материалов на конец периода + прямые трудовые затраты + общепроизводственные затраты + остатки основного производства на начало периода – остатки основного производства на конец периода.

Себестоимость произведенной продукции = 55 000 + 400 000 – 65 000 + 220 000 + 330 000 + 96 000 – 80 000 = 956 000 руб.

        2. Определить себестоимость реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции = остатки готовой продукции на начало периода + себестоимость произведенной продукции – остатки готовой продукции на конец периода.

Себестоимость реализованной продукции = 50 000 +956 000 – 85 000 = 921 000 руб.

 

Задание 6

На предприятии за отчетный период имели место следующие затраты, д.е.:

Стоимость основных материалов 100 000
Зарплата по изготовлению продукции 50 000
Общие затраты на материалы 10 000
Общие затраты по зарплате 20 000
Прочие общие издержки производства 140 000
Общие расходы по сбыту 30 000
Общие затраты по управлению 90 000

 

Определите коэффициенты распределения общих расходов, относительно предложенных баз распределения расходов, исходя из данных, представленных в таблице.

Вид затрат База распределения
Общие материальные расходы Стоимость основных материалов
Прочие общие издержки и зарплата Зарплата за изготовление продукции
Расходы по управлению и сбыту Совокупная величина затрат без распределяемой суммы расходов по управлению и сбыту

 

 

Решение:

Определить распределение общих материальных расходов можно следующим образом:

 

 

Вид затрат База распределения Расчет
Общие материальные расходы: 10000д.е. Стоимость основных материалов: 100000 д.е. 10000 / 100000 = 0,1
Прочие общие издержки и зарплата: 140000 д.е. и 20000 д.е. Зарплата за изготовление продукции: 50000 д.е. (140000 + 20000) / 50000 = 3,2
Расходы по управлению и сбыту: 90000 д.е. и 30000 Совокупная величина затрат без распределяемой суммы расходов по управлению и сбыту: 100000д.е., 50000 д.е.,10000 д.е., 20000 д.е., 140000 д.е. (90000+30000)/(100000+ 50000+10000+20000+ 140000) = 0,38

 

Заключение

 

Анализ зависимости «Затраты - Объем – Прибыль» устанавливает отношение между важнейшими показателями, характеризующими деятельность любого предприятия , - затратами на производство, его объемом и прибылью. С помощью этого инструмента руководство предприятия может прогнозировать величину прибыли, ее изменение по сравнению с существующим уровнем и на основе этой информации принимать решения по выбору стратегии поведения предприятия. Важное место в концепции CVP – анализа принадлежит точке безубыточности, или критической точке. Эта точка определяет тот объем продаж ( в натуральных или денежных единицах), при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Соответственно, если объем продаж больше, чем в точке безубыточности, предприятие имеет прибыль, в противном случае убыток.

Для отечественных предприятий CVP – анализ еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.




2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Основные методы проведения операционного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методы проведения операционного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)