Часть II . Современные философские проблемы областей научного знания.
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей. Кафедра философии ИФиП УрО РАН Учебный год Часть I . Философия науки. 1. Проблема взаимосвязи философии и науки и основные концепции её решения. 2. Наука как предмет прикладных исследований. Становление общего науковедения в ХХ в. 3. Философия науки, её объект, предмет, структура, научная и образовательная роль. 4. Культура, цивилизация и наука. Культурная и цивилизационная роль науки. Сциентизм и антисциентизм. 5. Специфика науки как вида культуры. Наука и другие виды культуры. 6. Культурно-исторический контекст развития науки. Культурно-исторические типы научной рациональности. 7. Наука как деятельность. 8. Наука как социальный институт. 9. Коммуникативные аспекты науки. 10. Проблема сознания и его природы: основные философские подходы. Свойства сознания. 11. Личность учёного. Научная деятельность как вид творчества. 12. Различные виды знания. Специфика научного знания и его критерии. 13. Основные классы научного знания и их дисциплинарная организация. Фундаментальные и прикладные научные дисциплины. 14. Уровни научного познания и соответствующие им формы знания. 15. Развитие философских категорий и их познавательная роль. 16. Онтологические категории в истории философии и науки. Понятия, выражающие идею единства мира: универсум, бытие, реальность, материя, субстанция. 17. Структурные свойства бытия и понятия, их выражающие: вещь, тело, свойство, отношение, часть, целое, система, элемент, структура, иерархия. 18. Функционально-динамические свойства бытия и понятия, их выражающие: движение, превращение, развитие, прогресс, регресс. 19. Гносеология, её история, основные проблемы и понятия. 20. Гносеология о знании: основные аспекты анализа. 21. Проблема истины и её критериев. 22. Методология, её становление, развитие и роль в научном познании. 23. Логика Аристотеля как исторически первая форма методологии научного познания. 24. Общетеоретические и эмпирические методы научного познания. 25. Проблема соотношения и приоритета эмпирического и теоретического научного познания. 26. Философия и лингвистика о сущности языка. 27. Язык и сознание. Функции языка. 28. Коммуникативный аспект языка. Язык науки. 29. Аксиология как философская дисциплина. Аксиологические идеи в истории философии и науки. 30. Основные проблемы аксиологии. 31. Ценностные аспекты научного знания и познавательной деятельности.
История науки 1. Истоки и начало науки как философская проблема. 2. Философские школы и научные программы архаической Греции: Пифагор. 3. Философские школы и научные программы эпохи классической Греции: Демокрит, Сократ, Аристотель. 4. Социально-исторические условия формирования средневековой европейской культуры. 5. Основные характеристики средневекового мировоззрения и философии. Схоластика как философская традиция европейского Средневековья. 6. Университеты – прообраз европейской науки. Средневековая натурфилософия как этап в научном познании. 7. Общая характеристика эпохи Возрождения. Основные черты ее мировоззрения. 8. Формирование научной картины мира в эпоху Возрождения: Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. 9. Реформация и контрреформация как заключительные этапы Возрождения: Э.Роттердамский, М.Лютер. 10. Основные черты натурфилософского периода в развитии науки. 11. Социально-исторические и культурно-идеологические условия формирования науки Нового времени. 12. Природа и основные стратегии её познания в новоевропейской науке. Формирование экспериментально-математического естествознания в XVII-XVIII вв. 13. Основные черты классической научной картины мира. 14. Роль Аристотеля в зарождении философии науки в Античности. 15. Ф.Бэкон как философ науки эпохи становления классического естествознания XVII в. 16. Философия науки И.Канта. 17. Социально-исторические, философско-мировоззренческие и научные предпосылки кризиса классической науки. 18. Кризис понятий классического естествознания: развитие идей электромагнетизма, статистической физики и теории относительности. 19. Роль квантовой механики в формировании неклассической науки. 20. Основные черты неклассической научной картины мира. 21. Формирование «большой науки» в ХХ в. Понятие НТР. 22. Становление кибернетики и различные варианты трактовки её предмета и функций. 23. Информация как важнейшее понятие науки ХХ века. 24. Формирование синергетики и её основных понятий. 25. Особенности постнеклассической научной картины мира. 26. Кризис классической философии и факторы формирования основных направлений философской мысли XIX – XX вв. 27. Философия жизни и неокантианство о специфике социально-гуманитарных наук. 28. Становление и основные этапы развития позитивизма как «философии науки». 29. Философия науки марксизма.
Часть II . Современные философские проблемы областей научного знания. Философские проблемы математики, техники и социальной коммуникации. 1. Возникновение арифметических и геометрических знаний в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон). 2. Становление и развитие «чистой» и прикладной математики в Древней Греции. Математика Средневековья и эпохи Возрождения. 3. Математика в эпоху классического естествознания (XVII – первая половина XIX вв.): И.Ньютон, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц. 4. Неклассический этап развития математики (вторая половина XIX – XX вв.). 5. Дискуссии о предмете математики. 6. Особенности математического знания. 7. Место математики в системе науки. Математизация научного знания. 8. Философские проблемы обоснования математики: логицизм, интуиционизм, формализм. 9. Объект, предмет, методология и функции информатики. 10. История становления и развития информатики. 11. Проблема искусственного интеллекта. 12. Проблема информации и социальной коммуникации. 13. Философия техники: основные понятия и проблемы. 14. Онтологический аспект философии техники. 15. Гносеологический аспект философии техники. 16. Аксиологический аспект философии техники. 17. Философская антропология: основные характеристики и понятия. 18. Культурно-исторические предпосылки эволюции телесности. Становление и развитие концепции «тела-машины». 19. Техногенная цивилизация: анализ с позиции философской антропологии.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |