Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность недобросовестной конкуренции



2020-03-17 300 Обсуждений (0)
Сущность недобросовестной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Недобросовестная конкуренция нарушает права и законные интересы субъектов хозяйствования. Первые попытки правового оформления понятия недобросовестной конкуренции относятся к концу XIX в., когда во Франции этим понятием стали оперировать суды в целях защиты интересов предпринимателей, вступившихв конкурентную борьбу на рынке. С этого времени оно получило широкое распространение и стало общепринятым.

Понятие недобросовестной конкуренции развивалось исторически. Профессор Г. К. Гине под недобросовестной конкуренцией понимал «пользование принадлежащим каждому правом соревнования, которое сопровождается способами морально недопустимыми, понижающими деловую порядочность купцов в отношении друг к другу и подрывающими доверие к купцам со стороны потребителей». Из этого определения нетрудно заключить, что уже тогда к недобросовестной конкуренции относили именно недопустимые, противозаконные методы, а не действия, которые просто не удовлетворяют одну из сторон торгового оборота. В этом заключается ключевое положение в понимании поняти» недобросовестная конкуренция». Система зарубежного законодательства, направленного на пресечение недобросовестной конкуренции, развивается достаточно динамично. Среди нормативных актов, регулирующих процесс пресечения недобросовестных конкурентных действий, следует назвать Федеральный закон о недобросовестной конкуренции 1923 г. (в редакции 1980г.; Австрия); Закон № 14 о предотвращении недобросовестной конкуренции 1934г. (в редакции 1990г.; Япония); Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции 1952—1953гг. (в редакции 1976 г.; Канада); Закон о запрещении недобросовестной коммерческой практики от 20 ноября 1990г. (Венгрия); Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией от 16 апреля 1993г. {введен в действие 8 декабря 1993г.), ст. 28 (с 1 января 1995г.; Польша); Закон о запрещении недобросовестной конкуренции от 2 сентября 1993г. (с 1 декабря 1993г.; Китай). Безусловно, данный перечень не является исчерпывающим. В советском законодательстве положения, направленные на пресечение проявлений недобросовестной конкуренции, впервые появились в постановлении Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. (п. 2в). К ним отнесены такие действия, как введение в заблуждение потребителей (покупателей) относительно наименования изготовителя товара и его местонахождения, характера и способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товара; использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы; использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации. В Украинском законодательстве основы правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции первоначально были заложены в Законе Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» Статья 7 этого Закона под недобросовестной конкуренцией подразумевала «неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитацию, копирование, прямое воспроизведение товаров другого предпринимателя, самовольное использование его имени; умышленное распространение неправдивых или неточных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя; получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью причинения вреда деловой репутации или имуществу другого предпринимателя». В настоящее время понятие, виды недобросовестной конкуренции, ответственность за совершение недобросовестных конкурентных действий и правовые основы защиты от недобросовестной конкуренции определены Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» Согласно ст. 1 этого Закона недобросовестной конкуренцией «являются любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности». 8 Законе Украины «О защите экономической конкуренции» законодательство о защите от недобросовестной конкуренции определено как составная часть законодательства о защите экономической конкуренции. В то же время наметившаяся ранее обособленность законодательства о защите от недобросовестной конкуренции продолжает сохраняться, поскольку подавляющая часть Закона Украины «О защите экономической конкуренции» посвящена предупреждению и пресечению монополистических злоупотреблений, а не регулированию вопросов пресечения недобросовестной конкуренции. Таким образом, данный Закон разграничивает законодательство, регулирующее защиту субъектов хозяйствования от недобросовестной конкуренции, и антимонопольное законодательство.

Во Франции, в отличие от Украины, специального закона о пресечении не­добросовестной конкуренции, нет. Различные виды актов недобросовестной конкуренции, условия ответственности и санкции за это правонарушение разрабатываются судебной практикой. Примерный перечень актов недобросовестной конкуренции, сгруппированный по признаку однотипности действий, направленных против конкуренции, включает: незаконное использование чужой репутации; использование незаконных коммерческих приемов; дискредитация конкурентов; дезорганизация предприятия конкурента. Во многих судебных и научных источниках подчеркивается трудность точного и всеобъемлющего определения понятия недобросовестной конкуренции во французском праве. В частности, указывается, что в качестве недобросовестной конкуренции должны квалифицироваться любые действия, состоящие в использовании обманных средств в экономическом соперничестве. При этом подчеркивается, что недобросовестная конкуренция является необходимым дополнением к правовой регламентации любого вида промышленной собственности. Отсутствие четких формулировок является особенностью мировой практики при определении понятия недобросовестной конкуренции. Зачастую оно является чрезвычайно широким и размытым, что дает значительный простор для его толкования национальными судебными системами за счет применения таких широко используемых выражений, как «добрые нравы», «добрая совесть», «честные обычаи гражданского оборота». Так, в Швейцарии согласно ст. 2 Закона о недобросовестной конкуренции преследуется «всякое поведение или коммерческая практика, вводящие в заблуждение или каким-либо иным образом противоречащие обычаям торговой практики или имеющие место в отношениях между конкурирующими субъектами или в отношениях субъектов коммерческой деятельности с клиентурой».

Подобные критерии используются также в законодательстве других стран, в частности в Германии и Румынии.

Германия, в отличие от Франции, относится к странам, в которых действует специальное законодательство в области пресечения недобросовестной конкуренции. Статья 1 Закона о пресечении недобросовестной конкуренции определяет, что недобросовестной конкуренцией являются действия, совершаемые в деловом обороте в сфере конкурентных отношений и нарушающие при этом добрые обычаи.

Своеобразным является правовое регулирование недобросовестной конкуренции в США. Для Акта о Федеральной торговой комиссии, также как и для Закона Шермана, характерна неопределенность основных юридических терминов и конструкций. Закон, в частности, не расшифровал понятия «нечестные методы конкуренции».

Важность вопроса об ответственности в механизме пресечения недобросовестных конкурентных действий обусловлена тем, что санкции, закрепляемые нормами, определяют последствия, наступающие за несоблюдение и нарушение этих норм, выполняя в определенной мере функцию повышения защищенности субъектов хозяйствования от недобросовестной конкуренции.

В соответствии с зарубежным и национальным законодательством совершение недобросовестных конкурентных действий влечет за собой различные виды ответственности: хозяйственно-правовую, гражданско-правовую, уголовную и административную. Однако в разных государствах соотношение использования тех или иных ее видов, как и выбор этих видов, различны.

Различно и размещение норм, предусматривающих ответственность в нормативных актах той или другой страны. Так в Австрии, Германии, Швейцарии, Японии соответствующие нормы закреплены в законах о пресечении недобросовестной конкуренции, в то время как в Италии они предусмотрены уголовными кодексами и специальными законами.

В Украине ситуацию можно охарактеризовать как пограничную. Нормы, предусматривающие ответственность за недобросовестную конкуренцию, заложены как в специальном законе («О защите от недобросовестной конкуренции»), так и в различных кодексах. Хозяйственно-правовая ответственность предусмотрена статьями 21, 25 и 26 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Данные статьи предусматривают, что в случае нарушения правил конкуренции Антимонопольный комитет Украины вправе принять решение о наложении штрафа (ст. 21), изъятии товаров и копий изделий другого хозяйствующего субъекта (ст. 25), опровержении неправдивых, неточных и неполных сведений (ст. 26). За совершение указанных действий хозяйственный суд вправе изъять незаконно полученную прибыль.

Пока не ясно, каким образом соотносятся нормы об ответственности, закрепленные в Законе Украины «О защите экономической конкуренции», с нормами, закрепленными в Законе Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Исходя из содержания заключительных положений нового закона, они носят обособленный характер.

Однако, несмотря на приоритеты, в большинстве стран, среди которых и Украина, при определении виновности того или иного субъекта анализируется относительно однотипный круг вопросов. В Японии санкции за недобросовестную конкуренцию подразделяются на три вида: возмещение причиненного вреда, запрет дальнейшего правонарушения и восстановление деловой репутации истца. Можно говорить, что в деле возмещения вреда истец должен доказать вину ответчика в форме умысла или неосторожности. Размер причиненного ущерба исчисляется, как правило, исходя из прибыли, полученной ответчиком в результате своих противоправных действий.

В зарубежном законодательстве одним из распространенных способов восстановления деловой репутации истца является публикация ответчиком так называемого извинительного письма в средствах массовой информации.

Во Франции, помимо обычных условий ответственности (виновное действие, вред и причинно-следственная связь), для возложения ответственности за недобросовестную конкуренцию требуется специальное условие — конкурентная ситуация.

Вина при недобросовестной конкуренции проявляется прежде всего в недобросовестности поведения правонарушителя. Критерием определения такого поведения служат обычаи, установленные в каком-либо спектре предпринимательства. Иногда речь идет о противоречии правилам торговой порядочности или торговому этикету (лояльности). При установлении вреда суды руководствуются общими принципами: подлежащий возмещению вред должен быть достоверным и прямым. Однако их применение в области ответственности за недобросовестную конкуренцию имеет свои особенности, поскольку допускается наличие вероятного (будущего, возможного) вреда.

В Германии вопрос об установлении вины зависит от вида иска, предъявляемого в суде. Так, иски о прекращении противоправного действия, запрете дальнейшего правонарушения, публикации судебного решения разрешаются независимо от вины правонарушителя, в силу самого факта правонарушения. В таких случаях также необязательно наличие вреда, поскольку он может наступить для потерпевшего только в будущем. В то же время в делах о возмещении вреда для применения ответственности необходимы все условия, в том числе вред и вина (в форме умысла и неосторожности). Специальным условием ответственности за многие недобросовестные конкурентные действия, как и во французском за­конодательстве, выступает наличие конкурентных отношений между истцом и ответчиком.

В странах англосаксонской системы права круг условий ответственности определен более детально, применительно к отдельным правонарушениям.

В Украине, как и в ряде европейских стран, за совершение противоправных действий против конкуренции, наряду с гражданско-правовой и хозяйственно-правовой, предусмотрена также уголовно-правовая ответственность. Она наступает в соответствии со статьями 231 и 232 Уголовного кодекса Украины в случае неправомерного сбора, разглашения и использования коммерческой тайны.

В Германии такой вид ответственности применяется в строго определенных случаях за правонарушения, относящиеся к недобросовестной конкуренции. Большинство предусмотренных уголовных правонарушений — это дела по частному обвинению, то есть дела, возбуждаемые только по ходатайству потерпевшего. Темне менее дело может быть возбуждено и органами уголовной юстиции, если они считают это целесообразным вследствие особого общественного интереса.

Польским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за недобросовестную конкуренцию (за разглашение или использование для собственных целей информации, являющейся производственным секретом, копирование внешнего вида изделия с помощью технических средств, воспроизведение или выпуск такого изделия в оборот, умышленное введение клиентов в заблуждение, если такие действия причиняют существенный вред предпринимателю). Наличие существенного вреда является при этом обязательным условием наступления ответственности. В Японии уголовно-правовым санкциям посвящены статьи 5 и 5-2 Закона № 14. В соответствии со ст. 5 предусмотрена ответственность в виде тюремного заключения на срок до 3 лет или штрафа до 200 тыс. иен. Следует отметить, что уголовно-правовые санкции в Японии, в отличие от большинства зарубежных стран, играют важную роль в пресечении недобросовестной конкуренции.

Особенностью украинского законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции является также значительное распространение, по сравнению с рядом европейских государств, административной ответственности. Административная ответственность, предусмотренная ст. 23 Закона, устанавливается путем наложения на субъект хозяйствования административного взыскания за совершение действий, определенных настоящим Законом как недобросовестная конкуренция. Административную ответственность предусматривает ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в которой указаны виды административных нарушений и размеры штрафных санкций.

Законодательством Украины, наряду с понятием «недобросовестная конкуренция», применяется понятие «недобросовестная реклама». В отличие от недобросовестной конкуренции, пресечение которой регулируется Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», недобросовестная реклама определяется Законом Украины «О рекламе». Недобросовестная реклама — это реклама, которая вследствие неточности, недостоверности, двузначности, преувеличения, умолчания, нарушения требований в отношении времени, места и способа распространения, а также иных требований, предусмотренных законодательством Украины, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить вред лицам и государству. Согласно ст. 10 Закона Украины «О рекламе» недобросовестная реклама, как и недобросовестная конкуренция, запрещена.

Необходимым элементом состава правонарушения «недобросовестная реклама», в отличие от «недобросовестной конкуренции», является возможность причинения вреда лицам или государству. Вместе с тем недобросовестная конкуренция и недобросовестная реклама имеют много общего. Достаточно сказать, что до принятия Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» недобросовестная реклама входи в состав действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией. При этом дол недобросовестной рекламы в общем числе правонарушений, квалифицировавшихся как недобросовестная конкуренция, составляла в среднем более 50 процентов.


Выводы

 

Таким образом, проведенное исследование о роли антимонопольного законодательства в государственном регулировании экономикой показало, что правовые основы пресечения злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий и других нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства в основном регз'лируются законами Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» от 18 февраля 1992г. и «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001г — в иных случаях — с момента вступления в силу соответствующих договоров. Конкурентное законодательство в разных странах имеет свои особенности. Общим является подход к регулированию конкурентных отношений в современных развитых странах. Все, что сопровождает развитие экономики и полноценное удовлетворение потребностей людей, должно поощряться правом, а все, что не сопровождает это развитие, — ограничиваться или запрещаться правом. Следует особо подчеркнуть, что государство решает поставленные задачи путем правового регулирования отношений конкуренции. Приоритет права в регулировании процессов конкуренции и экономики в целом свидетельствует о стремлении боль­шинства развитых стран к построению правового государства. Украина в данном случае не является исключением.

Правовые основы пресечения злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий и других нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства в основном регулируются законами Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» от 18 февраля 1992 г. и «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г— в иных случаях — с момента вступления в силу соответствующих договоров.

В соответствии с зарубежным и национальным законодательством совершение недобросовестных конкурентных действий влечет за собой различные виды ответственности: хозяйственно-правовую, гражданско-правовую, уголовную и административную. Однако в разных государствах соотношение использования тех или иных ее видов, как и выбор этих видов, различны.


Литература

 

1. ЗАКОН УКРАЇНИ Про Державний бюджет України на 2007рік. Праця і зарплата. №1, 2007. С.3-11.

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. -М.э 2000.

3. Башнянин Г. Політична економіка. К.: Нікацентр, Ельга, 2000.

4. Гальчинський А. Основи економічних знань. К.: Вища школа, 1999.

5. Мочерний С. Основи економічної теорії. К.: Знання, 2000.

6. Мельникова В.І., Климова Н.І. Макроекономіка. - К., 2004.

7. Основи економічної теорії: політекономічний аспект. За ред. Климка Г. К.: Знання, 2004.

8. Політична Економія. За ред.. д.е.н. Башнянина Г.І., Навчальний посібник. Видавець СПД ФО В.М. Піча « Магнолія плюс», Львів-2006.

9. Экономика Украины №6, 2006, стр. 31-40

10.Хозяйственный кодекс Украины - Харьков: Одиссей, 2004. - 252 с.



2020-03-17 300 Обсуждений (0)
Сущность недобросовестной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность недобросовестной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)