Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений



2020-03-17 275 Обсуждений (0)
Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным условием функционирования рыночной экономики является оптимизация структуры производства и народного хозяйства в целом. Структурная трансформация экономики — сложный, многоплановый процесс, охватывающий, в частности, совершенствование отраслевых пропорций производства, оптимизацию воспроизводственных пропорций, совершенствование территориальной структуры производства, наконец, оптимизацию его размерной (масштабной) структуры. Совершенствование организационной структуры общественного производства предполагает рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий как составляющих его размерной структуры.

Понятие "размерная структура производства" до недавнего времени крайне редко использовалось в отечественной экономической литературе, ибо охватываемые этим понятием вопросы не относили к важнейшим структурным проблемам народного хозяйства. Господствовало мнение, что определяющей тенденцией является укрупнение производства и рост масштабов предприятий.

Классификация бизнеса по размерам (масштабам) деятельности субъектов рыночной экономики имеет исключительно важное значение, потому что позволяет выявить и проанализировать сильные и слабые стороны малого, среднего и крупного бизнеса, определить оптимальные варианты их соотношения и взаимодействия. Мировой опыт рыночного хозяйствования свидетельствует, что малый, средний и крупный бизнес не взаимоисключают, а дополняют один одного. Важнейшей составляющей рыночной экономики должно быть существование и взаимодействие крупных, средних и малых предприятий, их оптимальное соотношение.

Для отнесения того или иного предприятия к разряду крупных, средних или малых необходимы определенные критерии. Сложность их определения состоит прежде всего в том, что они не могут быть равнозначными для всех сфер и отраслей народного хозяйства. Например, то, что можно считать крупным предприятием в сфере обслуживания или торговли, окажется средним или даже малым в обрабатывающей промышленности, а, скажем, среднее предприятие пищевой промышленности по своим размерным характеристикам будет казаться малым в угледобыче и т. д. К тому же количественные характеристики масштабности предприятий изменяются от страны к стране, с развитием экономики в целом, производительных сил общества, их ресурсной основы.

Следовательно, первым требованием к выработке указанных критериев должен быть учет условий и особенностей производства в каждой конкретной отрасли или в группе близких по основным производственным характеристикам отраслей на конкретном этапе социально-экономического развития страны. С этой целью используют различные так или иначе взаимосвязанные показатели масштабов предприятий: среднесписочная численность занятых на предприятии, объем хозяйственного оборота, объем валовой продукции, стоимость производственных доходов и т. д.

Соотношение предприятий малого, среднего и крупного бизнеса зависит от роли и значения каждого сектора экономики на определенном этапе становления и развития рыночной экономики. Однако на любом из этих этапов ведущим остается крупный бизнес, меняется только его структура.

Подлинный производственный бизнес — это крупный и крупнейший. Во всех развитых странах мелкий и средний бизнес присущ преимущественно сфере мелкооптовой и розничной торговли и сфере обслуживания. Современный мелкий и средний бизнес в этих странах является порождением развитой рыночной экономики, а не исторически прошлого мелкого простого товарного производства, содействуя созданию конкурентной среды, занятости, ослаблению последствий безработицы и т. п. Поддержка в странах развитой рыночной экономики малого и среднего предпринимательства определяется и тем, что инициативные, предприимчивые люди, желающие открыть свое дело, далеко не всегда имеют для этого необходимый первоначальный капитал. Они входят в бизнес прежде всего со своим интеллектуальным капиталом, который в различных формах (субподряд, франчайзинг, особенно венчурные предприятия, о которых речь идет ниже), используется крупными корпорациями.

В развитых странах именно относительно немногочисленные крупные предприятия служат надежной основой массового производства стратегических товаров. В них подробно отрабатываются как конструкторские, технологические и другие технико-экономические вопросы, так и ценообразование, маркетинг и т. п. организационно-экономические основы. Отсюда развитие в Украине мелкого и среднего бизнеса должно создавать широкую основу для функционирования рыночной экономики. Одновременно необходимо всячески содействовать с учетом структурной трансформации разворачиванию на полную мощность крупнейших заводов, не допуская их дробления ради самого дробления под видом преодоления гигантомании. Об этом ярко свидетельствует, например, положительный опыт Николаевского глиноземного завода, в том числе привлечение им иностранных инвестиций.

В целом роль крупного бизнеса определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, — его ведущей ролью в рыночной экономике. Это объясняется тем, что центром экономического роста, начиная с конца XIX в. и по сегодняшний день, во всех ведущих странах мира были и остаются капитало- и наукоемкие отрасли, такие как нефтяная, химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электроэнергетика, электроника и т. д. В этих отраслях экономическое развитие определяет относительно небольшое количество крупных компаний. К тому же изменилась организация самих крупных компаний предпринимателей вместе с коренными изменениями в производительных силах общества. Крупным стало дело, производство не обязательно сконцентрировано на одной территории, под одной крышей и т. п. Масштабность, размерность предприятия и дела, которое оно представляет, все больше опирается на органи­зационно-экономические структуры, при которых мелкие и средние предприятия становятся довольно часто составляющими крупнейших корпораций, поставляя им узлы, детали и др., продавая их продукцию и т. п. Это современное проявление концентрации и централизации производства, с одной стороны, на основе базирования на общую финансовую группу и, с другой, развития единичного технологичного внутрифирменного и межфирменного, в том числе и международного разделения труда. Особое место в этом процессе занимают транснациональные корпорации.

Во-вторых, крупный бизнес владеет большим потенциалом поддержки малых и средних фирм, который реализуется через широкий спектр форм хозяйственной интеграции. И дело здесь не в "желании" крупных корпораций помогать субъектам малого и среднего бизнеса, а в объективных закономерностях крупного современного производства, которые требуют стабильной и эффективной системы интеграционных связей. Об этом свидетельствует опыт стран, экономика которых зиждется на двух основах — на крупных организационно-хозяйственных структурах, с одной стороны, и на малом и среднем бизнесе, — с другой. Первая придает стабильность экономике и ее управляемости, открывает путь к крупномасштабной реализации научно-технических нововведений, вторая создает конкурентную среду, обеспечивает производству мобильность и индивидуализацию.

Объективная необходимость развития малого и среднего бизнеса обусловлена изменениями, происходящими в крупном производстве на современном этапе. Во внешней среде крупного производства происходит: во-первых, обострение конкуренции в глобальном масштабе вследствие развития транспорта, информатики и средств коммуникации; во-вторых, повышение степени неопределенности внешней среды вследствие существенного снижения темпов роста во всех индустриально развитых странах; в-третьих, усиление тенденций к фрагментации рынков по причине дифференциации и индиви­дуализации потребительского спроса. Внешние изменения, которые происходят, не смогли не вызвать соответствующей реакции корпораций, которые приспосабливаются к новым условиям, а глобализация конкуренции ведет к усилению их специализации тогда, когда неопределенность и фрагментация рынков заставляет компании усиливать гибкость хозяйствования и интенсифицировать поиск новых путей дифференциации производимой продукции и услуг.

Таким образом, возникает противоречие между тенденцией к специализации, что предусматривает концентрацию однообразного производства, и усилением дифференциации, т. е. расширением спектра производства товаров. Формой разрешения этого противоречия становится гибкое (дифференцированное) массовое производство.

При анализе экономической сущности малого и среднего бизнеса необходимо иметь ввиду, что именно формы организации производства являются объективной основой создания предприятий различных масштабов (размеров). Генетический корень происхождения субъектов рыночной экономики заключен в общественном разделении труда и в обособлении производителей. Рынок опосредованно соединяет их через обмен и ценообразование. Основными предпосылками деления субъектов рыночной экономики на малые, средние и крупные являются общественное разделение труда, углубление специализации и расширение кооперации производства.

Совокупность небольших по масштабу производственных единиц характеризует понятие малый и средний бизнес. Общественной формой малой и средней производственной единицы в условиях рыночной экономики являются малое и среднее предприятия. Их главными экономическими черты следующие:

—обособленность (т. е. хозяйствование на свой страх и риск);

—специализация на каком-либо виде деятельности;

—реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. По оценкам экспертов Мирового банка, существует более 50 определений малого и среднего бизнеса. В разных странах используются различные классификационные критерии отнесения предприятий к той или иной группе. Так, в Японии такими критериями являются размер капитала, численность работающих и отраслевая принадлежность. Количество занятых и объем основного капитала — таковы критерии отнесения предприятий к разряду малых и средних в Италии, численность занятых и объем инвестиций — в Индии, а во многих странах — еще и объем используемой электроэнергии.

В Германии, например, к малым и средним относятся предприятия с численностью не более 500 занятых и объемом годового оборота не более 50 млн евро. В странах Европейского Союза (ЕС) на малых предприятиях количество занятых до 50 чел., годовой оборот менее 4 млн евро, сумма баланса менее 2 млн евро, на средних предприятиях — количество занятых от 50 до 250 чел., годовой оборот менее 16 млн евро, сумма баланса менее 8 млн евро. В Украине субъектами малого предпринимательства являются зарегистрированные в установленном порядке физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, а также юридические лица — субъекты предпринимательства любой организационной формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 50 чел., а объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн грн.

О значении малого и среднего бизнеса свидетельствуют показатели его роли в экономике. Так, удельный вес малых и средних предприятий в общем количестве занятых в США и Франции составляет 54 процента, в странах ЕС в целом — 72 процента. Удельный вес этого сектора экономики в валовом внутреннем продукте составляет в Германии — 50 — 54 процента, в Японии — 52 — 55, во Франции 55 — 62, в Италии — 57 — 60, в странах ЕС в целом — 63 — 67 процентов. В Украине этот показатель не превышает 10 процентов.

Малый и средний бизнес являются органичными структурными элементами рыночной экономики. Особое значение играет малый бизнес. Именно этот сектор экономики исторически и логически выполнял роль необходимой предпосылки создания рыночной среды. Мелкотоварное производство, из которого развивается малый бизнес, было первичной исходной формой рыночного хозяйствования. Именно поэтому мелкотоварное производство сыграло структурообразующую роль в истории становления экономики конкурентно-рыночного типа. Это специфическое и своеобразное функциональное предназначение малого бизнеса имеет особое значение для стран, которые идут путем воссоздания рыночной системы хозяйствования. Способность малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задачу его возрождения в число первоочередных задач реформирования экономики Украины, как и других стран СНГ, на их переходном этапе.

Сущность и значение малого бизнеса состоит в том, что он составляет основу современного мелкотоварного производства, осуществляет свободу рыночного выбора и быструю окупаемость затрат при благоприятных условиях, определяет степень демократизации общества, обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами широкого потребления, способствует реализации инноваций, характеризуется высокой мобильностью и рациональными формами управления.

Развитие малого бизнеса связано с решением целого ряда социальных вопросов, а именно: малый бизнес является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия и реализации личностного потенциала; этот сектор создает дополнительные рабочие места, обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности, выступает альтернативой психологии люмпенства и иждивенчества; а самое главное — он содействует формированию "среднего класса", который является основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического разделения общества.

Особое значение малый бизнес имеет в переходный период к рыночной экономике. Именно он стимулирует экономическую конкуренцию, структурную перестройку экономики, влияет на ослабление монополизма, содействует формированию нового социального слоя собственников-предпринимателей, которые обеспечивают гарантии необратимости движения к рынку.

В структуре современной смешанной экономики малый, средний и крупный бизнес не только сосуществуют, но и органично взаимодополняют друг друга. Об этом свидетельствуют интеграционные формы их кооперации. Интеграция больших, средних и малых предприятий не является какой-то идеальной моделью, которая приходит на смену старым механизмам распределения ресурсов или прежним организационным формам. Речь идет о создании нового качества рынка и организационных структур, или качественной трансформации этих форм, если они существовали раньше.

В условиях рыночных отношений основными формами интеграции больших, средних и малых хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, лизинг и венчурное финансирование. При этом субподряд является формой производственно-функциональных интеграционных связей, франчайзинг — производственно-сбытовых, лизинг — производственно-финансовых, а венчурное финансирование — формой инновационно-функциональных интеграционных связей. Необходимо подчеркнуть, что все эти формы отвечают критериям поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку следствием их использования должны быть: во-первых, рост стабильности, во-вторых, взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, финансовых, кадровых ресурсов.

Дальнейшее развитие системы хозяйственной интеграции стало возможным прежде всего из-за роста производственной специализации, благодаря которой развивается производственно-хозяйственная кооперация, проявляются ее новые формы.

Субподрядная система представляет собой долгосрочные отношения в сфере снабжения между крупной (главной) компанией, изготовляющей значительные объемы массовой продукции, и множеством малых предприятий, работающих на основе подетальной, технологической, модельной специализации производства продукции, которая изготовляется относительно небольшими объемами или при узкой номенклатуре.

Содержание субподряда заключается в увеличении объема работ, которые передаются большими компаниями по контрактам малым и средним фирмам, а также в сокращении общего количества прямых поставщиков комплектующих.

Субъектам малого и среднего бизнеса такая форма кооперации выгодна, поскольку шансов остаться на самостоятельных рынках у них почти нет. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыта которой требует больших управленческих, финансовых и технических возможностей, которыми малые фирмы не владеют. Используя производственный потенциал малых и средних фирм, крупные компании предоставляют им определенные льготы: гарантируют закупку значительной доли изготовленной продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения сырья и материалов и т. п. Крупным фирмам субподрядная система позволяет, во-первых, переложить негативные последствия конкуренции (в том числе возможное банкротство) на мелкий и средний бизнес, и, во-вторых, создать за счет предприятий этого бизнеса выгодную для себя конкурентную среду, выбирая субподрядчиков из параллельных поставщиков. На­пример, в Великобритании разоряются в течение первых трех лет 8 из 10 созданных малых предприятий.

Субподрядная система особенно развита в областях массового сборочного производства, электротехнической, электронной промышленности, в некоторых сферах машиностроения. Так, электротехнический концерн "Дженерал электрик" только в середине 80-х годов использовал для своего производства и сбыта услуги более 30 тыс. малых предприятий. У автомобильного концерна "Дженерал моторе" было 40 тыс. поставщиков, 82 процента из них — фирмы с количеством занятых меньше 100 чел.

В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой значительное распространение получила система договорных отношений относительно кооперации хозяйственной деятельности больших и малых фирм в области распределения продукции и услуг, получившая широкую известность в мире под названием франчайзинг. Франчайзинг (от фр. franchise — привилегия, вольность) — это способ доставки продукции и услуг потребителю, форма организации и осуществления предпринимательской деятельности на основе кооперации материальных и финансовых ресурсов и усилий разных предприятий. Франчайзинг может также рассматриваться как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукции или услуг, защищенных товарным знаком, дает эксклюзивные права на их распространение на определенной территории независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них гарантированных платежей. Это позволяет начинающему предпринимателю правильно выбрать место, проект, скажем, магазина, оборудование для него, получить ссуду и т. п. и торговать под маркой крупной фирмы. За эти услуги мелкий предприниматель уплачивает вступительный взнос и отчисляет определенный процент (от 3 до 12 процентов) с оборота в пользу "родственной" фирмы, у которой он обязуется закупать необходимое оборудование и товары.

В развитой рыночной экономике наибольшее количество фирм, работающих по такой системе, сосредоточено в сфере обслуживания: ресторанах и кафе, продуктовых магазинах, строительной и реконструкционной деятельности, автосервисе, розничной и оптовой торговле, при предоставлении разного рода услуг — бухгалтерские, аудиторские, юридические, туризм, гостиничное хозяйство и др.

Ярким примером использования франчайзинговой системы является индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Так, компании "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен-Ап" благодаря франчайзингу получили возможность централизованно изготовлять концентрированный сироп и поставлять его местным заводам, специализирующимся по разливу, владельцы которых в конечном итоге становились руководителями местных розничных продаж. Компания "Coca-Cola Amatil Ukraine Ltd." уже вложила в экономику Украины более 100 млн долл. США и в ближайшее время намеревается вложить еще 250 млн. В Украине в настоящее время работают два завода по производству кока-колы — во Львове и Броварах (Киевская область). Компания предполагает строительство еще одного завода в Днепропетровске. В упомянутой компании работают 2050 чел. В ближайшее время количество работников в ней превысит 4 тыс. чел.

В сфере общественного питания значительного роста бизнеса на принципах франчайзинга добилась компания "Мак-Дональде" с новой стратегией быстрого обслуживания клиентов. В Украине первый ресторан "Мак-Дональде" открылся в г. Киеве в мае 1997 г., а в ближайшие годы в Украине планируется открыть почти 100 ресторанов, что позволит дополнительно создать 5,5 тыс. рабочих мест. Объем инвестиций в экономику Украины достигает почти 100 млн долл. США. Для эффективного функционирования проекта строятся современные местные заводы по переработке мяса и картофеля.

Благодаря рыночной мобильности франчайзинг доказал свою эффективность и жизнеспособность. Так, по данным Администрации малого бизнеса США, к концу пятого года существования разорялись только 14 процентов франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых малых форм хозяйствования этот показатель составлял более 65 процентов.

Таким образом, сущность франчайзинга состоит в том, что большая компания (франчайзер) предоставляет небольшому предприятию (оператору) исключительное право на реализацию своей продукции или услуг. Заключая договор франчайзинга, небольшое предприятие принимает на себя определенные обязательства, нарушение хотя бы одного из которых приводит к разрыву договора со стороны фирмы-франчайзера. Фирмы-операторы, которые арендуют торговую точку, получают доход в виде процента от оборота.

Такая форма функционирования торгового предприятия выгодна как обществу, так и фирмам. Что касается общества, то знание особенностей первичного рынка сбыта помогает населению полнее удовлетворять свои потребности: фирме-франчайзеру это дает возможность без увеличения капитала увеличивать оборот и получать дополнитель­ную прибыль; для фирмы-оператора это гарантированная поставка и финансовая под­держка со стороны франчайзера, а в итоге — большая стойкость в конкурентной борьбе.

Одним из методов обновления материальной базы и основных фондов малых и средних предприятий разных форм собственности является лизинг как эффективный способ привлечения дополнительных инвестиций, в том числе иностранных, в развитие экономики.

Лизинг это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и состоящая в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.

Главная задача субъектов лизинговой деятельности — создать потребность в своих услугах. Мировой опыт свидетельствует о растущей среди деловых кругов популярности и жизнеспособности лизинга.

Сегодня в Украине, как и в других странах СНГ, большинство субъектов малого предпринимательства не могут ни выделить средства для инвестиций, ни взять кредит, потому что, во-первых, не в состоянии обеспечить его залогом, а во-вторых, коммерческие банки такие кредиты не предоставляют. И здесь-то и может сослужить свою службу лизинг, который для субъекта малого предпринимательства обеспечивает большие преимущества.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным фондам, не запрещено к свободному обращению на рынке и по отношению к которому нет ограничений по передаче его в аренду.

Субъектами лизинга могут быть лизингодатель, лизингополучатель, продавец лизингового имущества — субъект предпринимательской деятельности, изготовляющий имущество (машины, оборудование и т. д.) и/или продающий собственное имущество, являющееся объектом лизинга.

Для тех, кто начинает свое дело, пробиться на рынок очень сложно. Поэтому нужно искать такие способы ведения дела, которые дали бы возможность клиентам на практике ознакомится с образцами изготовляемой продукции. Предлагая ее в лизинг на определенное время, производитель нередко берет на себя обязательства по установке и обслуживанию оборудования, обучению персонала своего клиента. К лизингу начали охотно обращаться при подписании соглашений на осуществление капиталоемких проектов, в том числе при строительстве промышленных предприятий, поставке самолетов, судов и пр. С целью получения дохода значительное количество государственных предприятий и организаций готовы пустить в оборот лишнюю технику и оборудование. Передача его малым и средним предприятиям на условиях лизинга может поднять уровень отдачи фондов. Все большие темпы набирает процесс формирования фермерских хозяйств, но они чаще всего не могут получить инвестиции в виде прямых долгосрочных банковских ссуд. Альтернативой в этом случае также является развитие и использование лизинговых операций.

Лизинг выгоден и государству, поскольку задолженность предприятий иностранным лизингодателям не засчитывается в общую финансовую задолженность стран-импортеров, на территории которых находятся арендаторы.

Кроме ряда преимуществ для отдельных субъектов предпринимательства, лизинговый бизнес положительно влияет на экономику страны, особенно во время переходного периода, характеризующегося спадом производства, нестабильностью финансового сектора, кризисом банковской системы.

Большое значение для поддержки малого и среднего бизнеса имеет организация доступа малых фирм к механизму передачи технологий и результатов научных разработок в производство на основе их кооперации с большими компаниями.

Венчурное (рисковое) финансирование имеет широкое и узкое значение. В широком значении весь вклад делается в рисковые с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В узком значении это долго- или среднесрочные инвестиции в виде кредитов либо вложений в акции с целью создания и развития малых и средних быстрорастущих компаний.

Как правило, малые венчурные предприятия связаны со сферой НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), поэтому для их обозначения часто используют понятие "малые инновационные предприятия". Венчурные фонды образуются в нескольких организационных формах, главной из которых является специализированная независимая фирма венчурного капитала. Иные формы — венчурные фонды больших корпораций, инвестиционные компании малого бизнеса, научно-исследовательские общества с ограниченной ответственностью и др.

Именно через свои венчурные фонды корпорации осуществляют рыночное финансирование малых фирм. Исходя из этого перспективы развития в Украине венчурного финансирования в качестве формы интеграции больших и малых структур могут быть связаны прежде всего с реализацией потенциала промышленно-финансовых групп. Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами эффективно содействовало бы разрешению противоречия между невостребованными творческими возможностями украинских ученых и необходимостью управляемого обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства. Это в некотором смысле решило бы и проблему "утечки мозгов".

Таким образом, речь идет не об абсолютизации малого, среднего или крупного бизнеса, а об органическом сосуществовании этих секторов в структуре смешанной экономики, которые не взаимоисключают, а взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.



2020-03-17 275 Обсуждений (0)
Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)