Обучение персонала и развитие культуры управления операционными рисками
Реферат По дисциплине: «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ»
На тему: «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
г. Москва – 2009 г. Введение Руководство и собственники кредитных организаций уделяют все более пристальное внимание управлению операционными рисками (ОР). Несмотря на безусловную очевидность существования подобных рисков и необходимость управления ими специалисты не всегда имеют четкое и исчерпывающее представление о методах комплексной и эффективной реализации данного процесса. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим основные подходы и принципы внедрения системы управления операционными рисками. Изначально определим, что под системой управления операционными рисками (далее — СУОР) мы понимаем комплекс организационных, методических, автоматизированных средств по предупреждению возможных операционных рисков, минимизацию отрицательных последствий и недопущение повторов их реализации. В качестве определения операционного риска приведем наиболее часто встречающуюся формулировку: риск возникновения убытков (недополучения прибыли) в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности банка и/или требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими банка и/или иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) информационных, технологических и других систем и/или их отказа (нарушения функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. Можно указать следующие источники возникновения ОР: персонал (намеренные / ненамеренные действия сотрудников организации, которые могут нанести ущерб ее деятельности); процессы (ошибки и некорректное выполнение операций в ходе осуществления бизнеспроцессов либо должностных обязанностей); системы (нарушение текущей деятельности организации в результате сбоя в информационных системах и/или недоступности IT-сервиса); внешняя среда (воздействия извне, которыми организация не может управлять и которые выходят за рамки ее непосредственного контроля). Операционные риски корпоративного уровня безусловно влияют на деятельность банка, однако не всегда учитываются в стратегии его развития. Бесспорным является и тот факт, что реализация указанных рисков влияет на финансовый результат: статистика показывает, что прямые потери могут составлять 5–20% от величины капитала под операционные риски, остальные потери являются скрытыми и носят качественный характер. Таким образом, отсутствие СУОР приводит к возникновению массы проблем и повышает подверженность кредитной организации операционным рискам. Модель формирования и внедрения СУОР
В соответствии с письмом Банка России от 24 мая 2005 г. №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» под управлением операционными рисками понимаются их выявление, оценка, мониторинг, контроль и минимизация. Детализировав данную формулировку, мы получим следующие компоненты модели организации СУОР: планирование внедрения СУОР; обучение персонала банка и развитие культуры управления операционными рисками; выявление операционных рисков; учет и классификация инцидентов операционных рисков; оценка операционных рисков; предметный анализ операционных рисков; решение задач по минимизации (устранению) операционных рисков; мониторинг и контроль минимизации операционных рисков; анализ СУОР.
Планирование внедрения СУОР
Планирование может выражаться в разработке документа «Концепция управления операционными рисками в рамках общей стратегии кредитной организации». Данный документ должен давать представление об «идеальном» состоянии уровня операционных рисков, к которому следует стремиться, чтобы получить максимальный результат. По мере возможности необходимо конкретизировать способы достижения целей, перечислив плановые задачи (оперативные, тактические, стратегические), которые будут решены в рамках СУОР. Обучение персонала и развитие культуры управления операционными рисками
Формирование культуры управления ОР является одной из наиболее сложных задач: на начальном этапе риск-менеджеры, как правило, сталкиваются с сопротивлением и скепсисом персонала. Обучение персонала отличается от обучения риск-менеджеров. В рамках учебного курса необходимо найти разумный баланс между теорией и практикой, кроме того, следует обеспечить условия, позволяющие сотрудникам проходить обучение без отрыва от выполнения своих непосредственных обязанностей. По окончании учебного курса персонал должен иметь четкое представление о своем праве сообщать о выявленных операционных рисках, об адресате подобных сообщений, их форме, а также способах мотивации и получения обратной связи по результатам минимизации операционного риска. Очная форма обучения требует больших трудозатрат на организацию и проведение обучающих мероприятий, при этом объем аудитории сравнительно мал, а темп учебного процесса невысок. Система дистанционного обучения является более эффективной за счет широкого охвата аудитории (в нее могут входить все сотрудники филиальной сети), незначительных трудозатрат, возможности контролировать состав обучаемых и результаты динамичного учебного процесса. Развитие культуры управления ОР предполагает не только обучение персонала, но и проведение других мероприятий. Разработка нормативных документов, а именно: — раздела в составе политики по управлению рисками, касающегося управления ОР; идеальным вариантом является гармоничное функционирование СУОР в рамках общей системы управления рисками и ее взаимосвязь с другими корпоративными системами управления; — регламента выявления и оценки операционных рисков (положение по операционным рискам); — документов (в соответствии с перечнем нормативной документации), касающихся плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и/или восстановление деятельности банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Ознакомление сотрудника с регламентом выявления и оценки ОР при приеме на работу (в банке должен быть формализован перечень документов, обязательных для ознакомления при приеме на работу). Внесение в раздел «Общие должностные обязанности» должностной инструкции пункта об обязанности каждого сотрудника банка минимизировать операционные риски в рамках своей должности. Регулярная рассылка информационных писем, напоминающих о необходимости сообщать о возникших операционных рисках. Внесение в реестр управленческой отчетности банка (при наличии такового) формата отчета по операционным рискам. Донесение информации о выявленных ОР до ответственных подразделений (владельцев риска). Неперсонифицированный обмен опытом между подразделениями (филиалами) в области управления ОР. Внесение в форму сообщения об ОР графы «Предложения по минимизации операционных рисков». Сотрудников, внесших эффективные предложения, после проведения соответствующих мероприятий следует премировать. В данном случае можно провести аналогию с системой инноваций и рацпредложений.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |