Антропологический материализм Л. Фейербаха
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающаяся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта, Гегеля и других философов и возродил, продолжил передовые традиции материализма XVIII в. В отличие от других представителей классической немецкой философии, которые были идеалистами, Фейербах - воинствующий материалист. Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция - Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм). Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций и тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха: во-первых, Бога как самостоятельной реальности нет, Бог - это порождение сознания человека; во-вторых, религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью, а распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; в - третьих, корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; в четвертых - мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; в пятых - Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек, Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Заключение
Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Классическая немецкая философия - одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах). Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она: повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс. Историческое значение немецкой классической философии состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития; в переориентации философских исследований на сущность человека, его разум; в понимании истории как целостного процесса; в обосновании идеи социального прогресса и свободы. Главный итог и значение немецкой классической философии можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности. Очень весомыми оказались и собственно философские приобретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания изрядно «встряхнули» философию.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580 с. . Андрейченко Г.В. Философия. Учебник для вузов. - М.: КНОПУС, 2008. - 455 с. . Булатов М.А. Немецкая классическая философия. - М.: КНОРУС, 2003. - 456 с. . Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.. - 155 с. . Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос, 2003. - 288 с. . Кальной И.И. Философия: Учебник. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - 447 с. . Кохановский В.П. Философия. Учебник. - М.: «Лань», 2007. - 355 с. . Лешкевич Т.Г. Лекции по философии. - СПб.: Питер, 2003. - 315 с. . Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с. . Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с. . Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с. . Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2003. - 368 с. . Попов В.Е. Философия. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 255 с. . Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с. . Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с. . Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 331 с. . Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: НОРМА, 2007. - 912 с. . Философия. Учебник - Под ред. Л.Е. Балашова. - М.: НОРМА, ИНФРА, 2010. - 653 с. . Философия. Учебник/ Под ред. О.А. Митрошенкова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 455 с. . Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |