Глава 3. Особенности врачебного контроля за лицами среднего и пожилого возраста
Значение физических упражнений в борьбе с болезнями, в укреплении здоровья и физического развития, замедлении процессов старения и продолжения жизни людей известно с глубокой древности. К настоящему времени в медицинской науке накопилось огромное количество данных о возрастных изменениях у людей, о замедлении процессов старения под влиянием занятий физическими упражнениями. Имеются медицинские рекомендации о распределении людей среднего и пожилого возраста на группы для занятий физическими упражнениями с учетом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности, определены особенности врачебного наблюдения за этим контингентом занимающихся. Не зная всего этого, преподаватель не может правильно построить занятия физическими упражнениями для лиц старших возрастов. Проблема продления жизни и сохранения трудоспособности у лиц старших возрастов является в настоящее время важнейшей социально-биологической проблемой, в решении которой призваны принять участие и специалисты в области физической культуры и спорта. Существуют такие понятия – потенциальная и средняя продолжительность жизни. Потенциальная продолжительность жизни – это столько лет, сколько должен прожить человек как биологический вид. Она равна в среднем 120-125 годам. Средняя продолжительность жизни – это фактическая продолжительность жизни человека. Она различна в разных странах, так как зависит от социальных условий. Проблемой продления жизни людей занимаются геронтология (наука о причинах и течении процессов старения) и гериартрия (наука о болезнях старости). Различают старость физиологическую и патологическую. Физиологическая старость характеризуется равномерным и постепенным снижением всех функций организма без резкого изменения их качества, при этом долгое время сохраняются трудоспособность и общая активность. Патологическая старость сопровождается различными болезненными состояниями, изнашивающими организм или наличием резкого снижения функций важнейших систем: сердечно-сосудистой, нейроэндокринной и др. Задача врачей и специалистов физического воспитания и заключается в том, чтобы замедлить процессы старения и не дать развиться патологической старости. Чем старше человек, тем труднее становится поддерживать постоянства внутренней среды организма. Одновременно снижается приспособленность и сопротивляемость по отношению к внутренним и внешним факторам. Однако со всем этим можно бороться, и, прежде всего средствами физической культуры и спорта. Самый действенный стимулятор всех физиологических функций – физическая активность. Она увеличивает адаптационные возможности человека в любом возрасте. Физические упражнения позволяют не только замедлить процессы старения и продлить жизнь, но, что самое важное, продлить творческую активность человека. Различают следующие возрастные группы: зрелый, или молодой, возраст – для женщин до 34 лет, для мужчин – до 39 лет; средний – для женщин 35-54 года, для мужчин – 40-59 лет; пожилой – для женщин 55-74 года, для мужчин – 60-74 года, старческий – 75-89 лет, долгожители – 90 лет и старше. По состоянию здоровья и физической подготовленности лица старших возрастов делятся на 4 группы: 1) здоровые и физически подготовленные; 2) с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, невысоким уровнем физической подготовленности; 3) с выраженными отклонениями в состоянии здоровья и слабой физической подготовкой; 4) больные. Для последней группы возможны только занятия лечебной физической культурой, для первых трех – занятия в группах здоровья со стройной индивидуализацией физических нагрузок. При комплектовании групп надо учитывать не столько паспортный возраст, столько состояние здоровья и уровень физической подготовленности. Занятия должны носить оздоровительный, общеукрепляющий характер и проводиться систематически. Соревнования в среднем и пожилом возрастах не должны преследовать цель показа высоких результатов, проводится на скорость и время, то есть не должны быть связаны со значительным физическим и эмоциональным напряжением. Число их должно быть ограничено. В пожилом и старческом возрастах соревнований вообще проводить не следует. Занятия необходимо строить эмоционально, разнообразно, с широким использованием всевозможных упражнений, элементов из спортивных и подвижных игр. Следует применять порядковые упражнения; общеукрепляющие со снарядами и без них; на гимнастических скамейках и стенке; на равновесие и координацию, а также танцевальные шаги, эстафеты, ходьбу, коньки, плавание, лыжные прогулки, бег трусцой (очень тихий и не очень длительный), игру в бадминтон и др. Преподаватель физического воспитания всегда должен учитывать, что в старшем и пожилом возрастах люди обладают плохой приспособляемостью к упражнениям на быстроту и силу, восстанавливаются медленнее, а потому им требуются более длительные интервалы отдыха, чем молодым. Нужно учитывать, что эластичность мышц и связок у многих в возрасте 50 лет и старше значительно уменьшена. Из-за снижения подвижности нервных процессов координационные способности снижены, что связано с большими трудностями формирования новых двигательных навыков. Не следует применять упражнения, требующие натуживания, задержки дыхания или длительного опускания головы ниже пояса (из-за склеротических изменений, повышения АД). Большое внимание надо обращать на то, чтобы дыхание во время упражнений было правильным. После занятий не должно быть ощущения утомления, а только чувство приятной усталости, хорошего настроения, желание дальше заниматься физическими упражнениями. Однако следует иметь в виду, что оценка эффективности занятий только по самочувствию опасна, так как оно, особенно в этих возрастах, обманчиво. Постоянно должен осуществляться тщательный врачебный контроль, обычно не реже одного раза в полгода. Большое внимание нужно уделять врачебно-педагогическим наблюдениям, помогающим в индивидуализации физических нагрузок.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |