Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы налогообложения РФ



2020-03-17 263 Обсуждений (0)
Принципы налогообложения РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

Современная налоговая система РФ: развитие и перспективы

 

 


 

Введение

налог правовой ставка

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования.

В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия, действующей ныне в России налоговой системы.

Актуальность данной темы состоит в том, что налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Соответственно, объектом исследования является экономическая сфера жизни общества в целом, а предметом - налоговая система.

Цель работы состоит в том, чтобы охарактеризовать налоговую систему России, выявить основные проблемы в ее развитии и пути их решения. Задачи работы:

охарактеризовать начальный этап становления современной налоговой системы;

рассмотреть структуру современной налоговой системы: виды налогов, их функции, принципы;

выявить проблемы современной налоговой системы РФ и разработать способы их разрешения.

Структура данной работы представлена тремя главами. Первая из них включает два параграфа, затрагивающие предысторию формирования налоговой системы и принципы налогообложения. Вторая глава так же включает два параграфа о том, какие налоги взимаются в нашем государстве и в каком направлении развивается наша налоговая система. И, наконец, третья глава состоит из двух параграфов о структуре налоговых органов и их правовом статусе.


 

Становление налоговой системы РФ

Налоговая реформа

К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития принудило находить выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому основным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения. Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

В ноябре 1991 года новое русское правительство заявило о собственной приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предугадывала:

- либерализацию цен и заработной платы;

проведение твердой денежно-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля;

приватизацию половины всех маленьких и средних компаний;

прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов экономической помощи иным странам;

укрепление системы социальной защиты.

Конечными целями проводимых реформ являлись: экономическое, социально - политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на данной базе благосостояния и свободы её людей; развитие демократических институтов; укрепление русской государственности.

Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством [2. C. 45].

Налоговая система создавалась в 1991 года практически с незапятнанного листа, беря во внимание действительность того времени. Основная функция была - формирование бюджета. Расчет создателей налоговой системы делался на быстрейший подъем торгового капитала и скорый расцвет инвестиций от торговли в нужные, лишь перспективные отрасли индустрии. Торговля вправду процветала. Но инвестиционной активности не наблюдалось. Предприниматели пытались избежать уплаты налогов. Налоги превратились во всепоглощающего монстра - 150 налогов, «съедающих» 60% от дохода - это не столько действительность, сколько приговор для страны. Крах бюджетов последних лет сделал неизбежным смену налоговой системы [2, C. 50].

В декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01.92). Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами [2, C. 89].

И в 1997 года Правительством был представлен на утверждение

гос Думе проект Налогового кодекса. Создатели проекта

Налогового кодекса претендовали на то, что их труд и есть долгожданная налоговая реформа, которая дозволит обеспечить экономический подъем. Их оппоненты утверждали, что это не реформа, а шлифовка имеющейся налоговой системы, её логическое продолжение и закрепление имеющегося беспорядка еще на несколько лет.

Проект Налогового кодекса подвергался всесторонней критике на особых парламентских слушаниях. Принятые слушаниями рекомендации говорили о необходимости переработки проекта по такому количеству принципиальных позиций, что это, по существу, равнозначно подготовке совсем нового документа. Тем не менее, Дума в первом чтении приняла новый Налоговый кодекс.

В новом НК РФ, разграничивались понятия налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимался обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличался от налога тем, что уплачивался за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий [2, C. 98].

НК РФ определил общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.

Объектами налогообложения могли являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога [2, C. 106].

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависело, прежде всего, от размеров прибыли

налогоплательщика. В НК РФ был провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:

законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;

налоги не могут иметь дискриминационный характер;

налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; - не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории РФ;

законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика. К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения [2, C. 110-115].

 

Принципы налогообложения РФ

 

. Принцип законности налогообложения. Является общеправовым и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Налогообложение - ограничение права собственности, но ограничением законное, т.е. основанное на законе и, в широком смысле, направленное на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права).

. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом. Налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками [3, C. 56].

Запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная - федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

. Принцип справедливости налогообложения. Означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика. По словам Н.И. Тургенева: «Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, то есть его доходу».

Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов [1, C. 58].

. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольным). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

. Принцип определенности налоговой обязанности. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств [3, C. 60].

Все вышесказанные принципы можно сформулировать проще:

. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.

. Налогообложение должно носить однократный характер.

. Обязательность уплаты налогов.

. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

. Разумное сочетание прямых и косвенных налогов.

. Использование системы налоговых льгот.

. Четкое разделение налогов по уровням государственного правления: федеральные, региональные и местные.

 


 



2020-03-17 263 Обсуждений (0)
Принципы налогообложения РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы налогообложения РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)