Расчет волновых зубчатых передач
Расчет волновых зубчатых передач отличается от расчета обычных зубчатых передач тем, что учитывает изменения первоначальной формы зубчатых венцов и генератора волн от упругих деформаций. Экспериментальные исследования показывают, что волновые передачи становятся неработоспособными по следующим причинам. 1. Разрушение подшипников генератора волн от нагрузки в зацеплении или из-за значительного повышения температуры. Повышение температуры может вызвать недопустимое уменьшение зазора между генератором и гибким зубчатым венцом. Номинальный зазор на диаметр примерно равен 0,00015 диаметра оболочки. Возрастание нагрузки и температуры в некоторых случаях связано с интерференцией вершин зубьев на входе в зацепление, появляющейся при больших изменениях первоначальной формы генератора волн, гибкого и жесткого зубчатых венцов. 2. Проскок генератора волн при больших крутящих моментах (по аналогии с предохранительной муфтой). Проскок связан с изменением формы генератора волн, гибкого и жесткого зубчатых венцов под нагрузкой вследствие их недостаточной радиальной жесткости или при больших отклонениях радиальных размеров генератора. Проскок наступает тогда, когда зубья на входе в зацепление упираются один в другой поверхностями вершин. При этом генератор волн сжимается, а жесткое колесо распирается в радиальном направлении, что приводит к проскоку. Для предотвращения проскока радиальное упругое перемещение гибкого колеса предусматривают больше номинального, а зацепление собирают с натягом или увеличивают размеры передачи. 3. Поломка гибкого колеса от трещин усталости, появляющихся вдоль впадин зубчатого венца при напряжениях, превышающих предел выносливости. С увеличением толщины гибкого колеса напряжения в нем от полезного передаваемого момента уменьшаются, а от деформирования генератором волн увеличиваются. Поэтому есть оптимальная толщина. Долговечность гибкого элемента легко обеспечивается при передаточном отношении в ступени и > 120 и чрезвычайно трудно при u < 80, так как потребная величина радиального упругого перемещения увеличивается с уменьшением передаточного отношения. 4. Износ зубьев, наблюдаемый на концах, обращенных к заделке гибкого колеса. Износ в первую очередь зависит от напряжений смятия на боковых поверхностях от полезной нагрузки. Часто возникает износ при сравнительно небольших нагрузках, связанный с интерференцией вершин зубьев от упругих деформаций звеньев под нагрузкой. Во избежание этого геометрические параметры зацепления следует выбирать так, чтобы в ненагруженнои передаче в одновременном зацеплении находилось 15...20 % зубьев. Между остальными зубьями в номинальной зоне зацепления должен быть боковой зазор. При увеличении крутящего момента зазор выбирается и число одновременно зацепляющихся зубьев увеличивается из-за перекашивания зубьев гибкого колеса во впадинах жесткого колеса от закрутки оболочки и вследствие других деформаций колес. 5. Пластическое течение материала на боковых поверхностях зубьев при больших перегрузках. Анализ причин выхода из строя волновых передач показывает, что при передаточных отношениях и > 100... 120 несущая способность обычно ограничивается стойкостью подшипника генератора волн; при u < 100 — прочностью гибкого элемента, причем уровень напряжений определяется в первую очередь величиной радиального упругого перемещения и в меньшей степени вращающим моментом. Максимально допустимый вращающий момент связан с податливостью звеньев. Удобно за критерий работоспособности условно принять допустимые напряжения смятия [σ]см на боковых поверхностях зубьев по аналогии со шлицевыми соединениями: Отсюда где Т — вращающий момент на тихоходном валу передачи, Н-м; d — диаметр делительной окружности гибкого зубчатого венца, мм; - коэффициент ширины зубчатого венца (берется 0,2...0,18 для силовых, 0,15...0,1 для малонагруженных и кинематических передач); К — коэффициент, зависящий от режима работы, равный 1 при спокойной нагрузке (Ттаx /T < 1,2); 1,25 — при умеренной динамической нагрузке (Ттах /Т < 1,6); 1,75 —при резко динамической нагрузке (Ттах /Т < 2,5). При работе с продолжительными остановками коэффициенты уменьшают, а при непрерывной круглосуточной работе увеличивают в 1,2 раза. Величину [σ]см берут по данным экспериментов такой, при которой также обеспечивается работоспособность передачи по другим критериям: где — коэффициенты, зависящие соответственно от передаточного числа в рассчитываемой ступени и; от частоты вращения п генератора волн, мин-1; от размеров передачи d. Соответственно
= 1,25 при d < 130 мм, =1 при d > 130 мм. В средних условиях [σ]см для стальных колес 10...20, для пластмассовых 3...15 МПа; при малых скоростях генератора увеличиваются в 5... 10 раз. Размеры передачи, полученные по предложенным зависимостям, согласуются с данными каталогов иностранных фирм. Параметры зацепления выбирают с учетом податливости звеньев. Для упрощения расчетов применяют упрощенные зависимости, проверенные экспериментами. Они справедливы только для эвольвентных зубчатых колес, нарезанных стандартным инструментом с исходным контуром, имеющим α = 20°, коэффициент высоты ha* = 1, коэффициент радиального зазора С* = 0,25 (или С* = 0,35 для модуля до 1 мм); для передаточного числа в одной ступени u = 60...320, а также для указанных ниже соотношений размеров и формы деформации генератора волн. Модуль зацепления вычисляется по зависимости m = d/z и округляется до стандартного. Необходимый боковой зазор между зубьями в начале зоны зацепления ненагруженной передачи и величина относительного радиального упругого перемещения: где Tmах — максимально допустимый момент перегрузки (обычно Ттах ≥ 2Т); G — модуль упругости при кручении, МПа; h2 — толщина оболочки колеса, мм (рис. 4); m — модуль, мм; — радиальное упругое перемещение в долях модуля .
Смещение исходного контура для гибкого x1 и жесткого х2 колес и глубина захода в долях модуля : Размеры зубчатых колес определяют по зависимостям, аналогичным зависимостям для обычного зацепления. Диаметры окружностей впадин и вершин зубьев гибкого колеса (нарезаемого стандартной фрезой); Диаметр вершин жесткого колеса Диаметр впадин жесткого колеса зависит от параметров долбяка и определяется по известным зависимостям: где Индекс 0 относится к инструменту (долбяку). Смещение исходного контура долбяка средней изношенности можно брать х0 = 0, диаметр окружности вершин долбяка Толщину зуба при нарезании контролируют по роликам или через длину общей нормали. Степень точности зубчатых колес обычно 7-я. Рекомендуемая геометрическая форма зацепления исключает интерференцию (при нарезании гибкого колеса в недеформированном состоянии червячной фрезой, а жесткого — стандартным долбяком с числом зубьев долбяка zо ≤ 0,5 z2). Кулачковый генератор волн имеет кулачок, выполненный по форме кольца, растянутого четырьмя силами с углом между силами 2β = 60°. Радиус-вектор кулачка (рис. 5, слева) в каждой четверти где — внутренний диаметр подшипника генератора; — радиальные перемещения гибкого кольца подшипника, которые подсчитывают в интервале ;
в интервале где . Здесь — потребное максимальное упругое перемещение с учетом упругих податливостей генератора волн и жесткого колеса, а также отклонений размеров от номинальных при изготовлении; Дисковый генератор волн (см. рис. 5, справа) имеет два больших ролика диаметром Dр, расположенных на эксцентриковом валике с эксцентриситетом е: где е = 3,4 ; —внутренний диаметр цилиндра или подкладного кольца. Подшипники генератора волн рассчитывают по реакции FR на динамическую грузоподъемность. Радиальная реакция на один подшипник , осевая , коэффициент вращения V =1,2, коэффициент безопасности Кб =1,1 —для кулачковых генераторов (с гибким подшипником), Кб = 1,3 — для дисковых генераторов с обычными подшипниками. Гибкое колесо выполняют с дном (рис. 4, сверху) или сo шлицевым соединением (рис. 4, снизу), причем зубчатые венцы одинаковые (с эвольвентными зубьями), но В1 = 0,5 В. Толщина зубчатого венца до впадин зубьев Остальные величины: С = 0,2В; h2 = (0,5...0,8) h1, h1` = h1 ; L = 0,8d; h4 = (1...1,2) h2, h3 = 2h1, h5 ≥ 0,16d. Гибкое колесо проверяют на прочность по известным зависимостям для запаса прочности. Зависимость для определения общего запаса прочности гибкого колеса:
где u — передаточное отношение волновой передачи в одной ступени; d = mz1 —диаметр делительной окружности, мм; m — модуль, мм; L — длина, мм (см. рис. 4); — радиальная деформация; E = 2·105 МПа — для стали; h1 — толщина зубчатого венца, равная 0,5(df1 — dц), мм; Kσ — эффективный коэффициент концентрации напряжений у основания зуба; Т—вращающий момент, Н·м; Кd — коэффициент увеличения напряжений от сил в зацеплении; σ-1 — передел выносливости материала стандартных круглых образцов при знакопеременном цикле напряжений, МПа. Эффективный коэффициент концентрации напряжений Минимальный радиус переходной поверхности, мм, где С* = 0,25, ρ* = 0,4 при m > 1; С* = 0,35, ρ* = 0,4 при m = 1...0,5; С* = 0,5, ρ* = 0,33 при m ≤ 0,5. Коэффициент увеличения напряжений от сил в зацеплении Колеса выполняют из стали ЗОХГСА, 50Х, 38ХНВА, 40X13 с твердостью 28...32НRC. Жесткое колесо выполняют с толщиной обода h0 > (6...8) h1. Меньший коэффициент принимают при посадке жесткого колеса в корпус по посадке с натягом. Использованная литература:
1. «Детали машин», Д. Н, Решетов, изд. «Машиностроение», Москва, 1989 г.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |