Современные технологии, используемые учреждениями культуры
В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные [14 c. 112]. 1. Общие технологии представляют собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности». 2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений». 3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения». 4. Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс. Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]: В предложенной классификации подразделяют функциональные технологии на следующие группы: - технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности; - технологии самодеятельного творчества; - креативно-оздоровительные технологии. К дифференцированным технологиям исследователь относит: - методику организации досуга детей и подростков; - методику молодежного досуга; - методику семейного досуга; - методику организации досуга лиц среднего и пожилого Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы. Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых. Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга. Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере. По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп. Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии. Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа. Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные. В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования. Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых: Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде. Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические). В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей. Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп. В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии. Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья. Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения. К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся: - технологии изучения; - технологии сохранения; - технологии восстановления; - технологии освоения; - технологии использования культурных ценностей; - технологии использования культурного наследия современного общества; - технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых. - различные виды творчески формирующих, развивающих технологий. - организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения; - развитие авторского творчества, авторских школ - повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д. - возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности; - расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества; - активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д; - технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий; - мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления. - сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией; - использование метода объектов и метода морфологического анализа для социально-культурной деятельности; - активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов; - тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде; - закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм. [12 c. 174] Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др. Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики. Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |