Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инвентаризация, ее виды.



2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Инвентаризация, ее виды. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Под инвентаризацией понимают способ выявления (с последующим учетом) хозяйственных средств и их источников, не оформ­ленных текущей документацией, для обеспечения достоверности показателей учета и контроля за сохранностью ценностей. Осуществляется инвентаризация путем проверки в натуре наличия хозяйственных средств (путем взвешивания, пересчета, обмера и т.п.) и сопоставления полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Это позволяет установить расхожде­ние между данными учета и фактическим наличием средств, т.е. их излишки или недостачу (если они имели место), которое офор­мляют соответствующими документами и принимают на учет. При этом периодичность и объекты проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с девствующим законодательством. Проведение инвентаризации является обязательным: перед оставлением годовой финансовой отчетности; в случае передачи имущества государственного предприятия в аренду, в случае приватизации имущества государственного предприятия; в случает смены материально ответственного лица; в случае установления фактов краж или злоупотреблений, повреждений ценностей, а также по предписанию судебно-следственных органов; в случае пожара, стихийного бедствия, техногенной аварии; в случае ликвидации предприятия. Виды инвентаризации: полная (предусматривает сплошную проверку всего имущества предприятия и состояние расчетных отноше­ний; проводится, как прави­ло, перед составлением годового отчета, а также в случаях, предусмотренных законодательством (при смене материально ответственных лиц, приватизации государственных предпри­ятий, при выявлении фактов хищений и пр.), она дает наибо­лее полную информацию, однако не всегда целесообразна, пос­кольку трудоемкая и отвлекает значительное количество работников от основной работы); частичная (охватывает отдельные виды средств (денежные средства в кассе, материальные ценности на складе и т.п.); сплошная; выборочная; контрольная (разновидность выборочной, осуществляется в период полной, сплошной или выборочной инвентаризации или сразу же после ее окончания и, как правило, должна охватывать не менее 10-15% наиболее ценных наименований, указанных в инвентаризационной описи, но не менее 10% от их общего количества); непрерывная. Инвентаризации могут быть плановыми и внезапными. Плановые инвентаризации проводятся по заранее установ­ленному сроку. Внезапные проводятся неожиданно для материально ответственного лица с целью установления наличия ценностей.

 

Классификация счетов.

Для получения информации о хозяйственной деятельности применяется большое число разнообразных счетов. В зависимости от того, какие экономические показатели получаются при помощи тех или иных счетов, они имеют различное назначение и структуру. Классификация счетов – предварительных бухгалтерский анализ хозяйства, выявление необходимой информации о возможности ее получения. Научная классификация счетов представляет собой метод исследования множества явлений и объектов путем их разделения на классы по определенным признакам. В процессе классификации происходит не только собирание отдельных счетов в научно обоснованные группы и подгруппы, но и осуществляется разделение всей системы информации о хозяйственной деятельности на части, формирующие структуру обобщающих показателей бухгалтерского учета. Т.о., классификация – это группировка счетов по наиболее существенным признакам, что позволяет обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций, сопоставимость и сводимость соответствующих показателей. Классификация счетов по назначению и структуре облегчает изучение особенностей отдельных видов счетов и позволяет выяснить их свойства. По этому признаку счета подразделяются: основные; регулирующие; распределительные; калькуляционные; сопоставляющие. Основные счета используются для учета движения и остатков хозяйственных средств по составу и источникам создания. Они подразделяются на: активные; пассивные; активно-пассивные. Счета, при помощи которых корректируются остатки основных счетов, называются регулирующими. Они делятся на: контрарные; дополнительные. Контрарные имеют своим назначением корректировку оценки в основных счетах путем вычитания. Они делятся на: контрактивные; контрпассивные. Дополнительные отличаются от контрарных тем, что учитываемые на них суммы подлежат сложению с суммами соответствующих основных счетов. Распределительные служат для распределения различных расходов между теми субъектами, к которым они относятся. Выделяют: собирательно-распределительные; бюджетно-распределительные. Назначением собирательно-распределительных счетов является сбор каких-либо общих расходов с тем, чтобы затем в общей их сумме перенести эти расходы на другой счет, где и происходит их распределение между соответствующими объектами. Сальдо такие счета не имеют, после распределения всех расходов в конце месяца счет закрывается. К ним относятся: 91 – общепроизводственные расходы, 92 – административные расходы, 93 – расходы на сбыт. На дебете этих счетов записываются все произведенные расходы, а с кредита расходы списываются на соответствующие счета. Бюджетно-распределительные применяются для распределения расходов и доходов предприятия между смежными периодами. К ним относятся: активный счет 39 – расходы будущих периодов, пассивный счет 69 – доходы будущих периодов. Калькуляционные счета применяются для учета всех затрат на производство работ, продукции и услуг, т.е. для определению себестоимости. К ним относят: 23 – производство, 15 – капитальные инвестиции. Сальдо на таких счетах может быть только дебетовое. Сопоставляющие счета используются для определения результата хозяйственной деятельности предприятия. Основной – 79 – финансовые результаты. По дебету 79 счета отражаются расходы, а по кредиту – доходы. Также в бухгалтерском учете применяются забалансовые счета, на них учитываются активы, не принадлежащие предприятию, условные обязательства, полученное или выданное обеспечение и т.д. Эти счета не используют двойную запись. В соответствии с экономическим содержанием, счета подразделяются на: счета хозяйственных средств; счета источников образования хозяйственных средств; счета учета хозяйственных процессов. Счета учета хозяйственных средств – счета средств труда, счета предметов труда, продуктов труда, денежных средств, средств в расчетах. Счета источников образования хозяйственных средств – счета источников собственных средств, счета источников заемных средств. Счета учета хозяйственных процессов – на них учитывается приобретение материалов, производство продукции и ее реализации.

Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимается совокупность приемов по сбору, группировке в бухгалтерском учете информации и производственных затратах и исчисление фактической себестоимости продукции для контроля за издержками предприятия. В настоящее время существует следующая классификация основных методов учета затрат: по отношению к технологическим процессам: нормативный, подзаконный, попередельный; по объектам калькуляции: учет по деталям, узлам, изделиям, процессам, заказам; по способу сбора информации, обеспечивающей контроль за затратами: метод предварительного контроля; нормативный метод. Исчисление себестоимости единиц отдельных видов продукции или работ называется калькуляцией. Выделяют калькуляцию: плановую, сметную, нормативную, фактическую. Плановые калькуляции определяют допустимые затра­ты на продукцию (работы, услуги). Они составляются ис­ходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, затрат труда, использования оборудования и норм расхода по организации обслуживания производства. Сметные калькуляции составляются на разовые рабо­ты или вновь проектируемые и освоенные изделия, Для определения цели, расчетов с заказчиком. Нормативные калькуляция составляются на основе дей­ствующих на начало месяца норм расхода сырья, материа­лов и других затрат. Фактическая калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на произ­водство продукции (работ, услуг), а отражает фактическую себестоимость произведенной продукции (работ, услуг). Нормативный метод — это основной метод производ­ственного учета, который способствует введению прогрес­сивных норм расходов, действенному контролю за уров­нем расходов производства, что дает возможность использовать данные учета выявленных резервов снижения себестоимости продукции и оперативного управления произ­водством. Нормативный метод учета и калькулирования расходов на производство включает: а) текущий учет расходов по действующим нормам с учетом отклонений от них, выявление мест, причин и ви­новников отклонений; системный учет изменения самих норм; составление и периодическую корректировку норма­тивной калькуляции, базирующуюся на действующих нор­мах расходов; определение фактической себестоимости выпущенной продукции как алгебраической суммы нормативной сто­имости, отклонений от норм и изменение самих норм. Попередельный метод учета применяется на предпри­ятиях с однородной по исходному сырью и материалу и характеру обработки массовой продукцией, во время производства которой преобладают физико-химические и тер­мические производственные процессы. При применении попередельного метода учета расходы на производство, начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и до выпуска конечного продукта, учитываются в каждом цехе (переде­ле, фазе, стадии), включая себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции, выпущенной каждым последующим цехом, состоит из понесенных им расходов и себестоимости полуфабрикатов. Коэффициентный способ калькулирования продукции нашел применение в производствах, где одновременно из­готовляется продукция различных марок, сортов и т.п. Сущность данного способа состоит в том, что изготавлива­емая продукция с помощью коэффициентов приводится к одному условному изделию (например, в трубном произ­водстве - 1 км условных труб и т.п.). Все затраты делят на количество произведенных условных единиц и получа­ют себестоимость одной условной единицы. Затем с помо­щью тех же коэффициентов рассчитывается себестоимость натуральной единицы каждого сорта или вида.

1История возн-я БУ.

6000 лет до н.э.- люди стали вести хозяйство; БУ возник как практическая деятельность (счетоводство). 500 лет назад вышла книга Л. Пачоли о БУ (трактат). Началось литерат. осмысление БУ. 100 лет назад- возникли первые теоретические конструкции БУ (счетоведение).

БУ развивался под воздействием внешних причин (необх-ть вести хоз-во), затем внутренних (саморазвитие).

Для возникновения БУ были необходимы два главных фактора:

1) Хозяйство должно достиг. значит. размеров (треб. его учет).

2) Возникновение алфавита и элементар. арифметики.

Приемы БУ: 1)инвентаризация; счета расчетов. (Счета расчетов - записи: кому ты сколько должен и кто тебе сколько должен, т.е. с кем ты наход. в дел. отношениях.)

3400-2980 д. н. э.- БУ был развит в древнем Египте. Каждые два года проводилась инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества (дискретная инвентаризация) - затем дискрет. инвент-я была заменена текущей инвентаризацией (постоянной). Факты хозяйственной жизни оформлялись тремя лицами (чиновниками): [Напр.- отпуск ценностей (провод. по резолюции уполномоч. чиновника): 1-й чиновник- количество денег к отпуску; 2-й- фактич. отпуск; 3-й- делал отметку об отклонении]. Кладовщик сост. отчет о движ-и ценностей по плательщикам, получателям и видам ценностей, и выводил остатки.

В древнем Египте зародилась зеркальная, натуралистич. концепция учета (как можно более точный учет). Записи- на листах папируса -отсюда назв-е: ведение учета на листах.

В Вавилоне зародился БУ на глин. карточках. Был развит учет трудовой деятельности (з/п, человеко-дни). Впервые возн. спец. законодательство, отн. к БУ (законы Хаммурапи- 2200 д. н. э.). Законы предписывали: купцам вести самост. учет, храмам- госуд. учет.

Персия (Дарий 1) 520-е гг д.н.э.: Бухгалтеры (контролеры)- "Глаза и уши царя"- осущ. контроль хоз-ва империи.

Др. Греция- учет велся на дощечках, выбеленных гипсом. Появляются деньги в виде монет, выступ. как 1)самост. объект учета и 2)средство в расчетах. Велась хронологическая запись всех фактов хозяйственной жизни, а затем делалась рекапиталяция- систематическая разноска всех записей, сделок в хронологическом порядке. Существовали чиновники, следившие за доходами-расходами государства. Были введ. зачетные платежи, существ. переводы платежей в другие кассы. Принцип БУ- ключ от кассы у одного, ключ от помещения, где нах. касса,- у другого. Существ. периодическая публичная отчетность. Возн. разделение бухгалтера и ревизора (они равноправны).

1915- были найдены документы БУ "Папирус Зенона": Реформы системы учета в поместьях.

Цели учета (по Зенону): 1) Выявление общего положения хозяйства (сист. учет запасов); 2) Выявление хоз. эффекта.

Зенон ввел специализацию в БУ, требовал обязат. документаль. подтверждения каждой записи. В то время регламентир. ведение и заполнение документов. Учет. регистры велись по систематич. принципу ( не по хронологич.)

В Риме была введена взаимосвязан. система учет. книг: 1-я- для ежеднев. записи фактов (памятная- мемориал); 2-я- кассовая- велись только ден. счета; 3-я- книга систематич. записи. Приход записыв. слева, расход- справа. Появились термины: дебит- он должен, кредит- он верит.

Появл. бюджет. учет, фиксир. сметные ассигнования и их исполнение (сост. баланс гос-ва). Осн. правила учета в гос. хоз-ве:

1) Обязательное документирование записей.

2) Строгое разделение между учетом ден. средств и учетом матер. ценностей.

3) Хронологич. запись в текущем учете.

4) Ежемесячная систематическая запись с выделением приходных и расход. статей и указанием остатка (возн. в связи с целями налогооблож-я: на кажд. налогоплательщика открыв. лицевой счет).

5) Периодическая отчетность.

Учет в средневековье:

Вплоть до 9 в. встречаются лишь хаотические инвентар. описи. После 9 века выделяются 4 группы ценностей:

- здания, сооружения

- хозяйственный инвентарь

- продукты

- скот

Отношения между плательщиком и получателем оформляются бирочным учетом; запись делается на бирках, кот. затем ломаются пополам. Одна часть дается плательщику(приход. ордер), а другая остается у получателя(квитанция об уплате).

Возн. профессия- странствующ. писец (сост. отчеты за плату). Появляются трактаты о БУ.

Наиболее развит учет был в Англии. (В основу была положена инвентар. опись, кот называлась "Книга страш. суда" 1086 г.). Финансами в Англии ведало казначейство. Зародился регистр шахматной формы, возн. Шахматная палата- заним. учетом. В Англии была развита система учета кассовых операций. Велись книги, где в одной части записыв. приход, во второй - расход. Первый экз. нах. у кассира, второй- у бухгалтера. Записи дел. без пропусков, ошибоч. записи не исправл., записывалась лишь разница между ошибкой и фактич. Лица, занимающиеся учетом, приносили присягу. Основная цель учета- регистрация перемещения ценностей, движения товара. Позже в Англии появился институт аудита. (В 1299 г.)

    

Двойная запись(ДЗ)- возн. в Сев. Италии ок. 1250-1350 гг. Часто считают автором ДЗ Итальянца Л. Пачоли (1445-1515) гг. Суть ДЗ (двойной бухгалтерии)- введение в простую бухгалтерию счета собственных средств. В результате все факты хозяйственной жизни дважды отражаются в учете.



2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Инвентаризация, ее виды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инвентаризация, ее виды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)