Производство продуктов питания.
Курсовая работа Повседневная жизнь арабов эпохи аббасидов.
Выполнила студентка исторического факультета 32 группы Зверева Н.Ю.
Научный руководитель Жалменова О.П.
Тамбов 2004г. План. 1.Введение……………………………………………………………………….. 2 2.Религия…………………………………………………………………………. 3 3.Ремесло…………………………………………………………………………. 7 4.Производство продуктов питания……………………………………………. 8 5.Уклад жизни………………………………………………………………….. 10 6.Искусство…………………………………………………………………….. 14 7.Торговля……………………………………………………………………… 19 8.Праздники……………………………………………………………………. 21 9.Заключение…………………………………………………………………… 25 10. Библиография………………………………………………………………. 26 Введение. Курсовая работа направлена на изучение повседневной жизни арабов эпохи аббасидов. Аббасидская династия сформировалась в период 749 и закончила свое существование в 1258 годах. В этот отрезок времени жизнь арабов протекала бурно, шло развитие сельского хозяйства, торговли, речного и морского судоходства, возросла система образования, а так же успешно развивалась городская жизнь. Но я остановлюсь лишь на нескольких видах их повседневной деятельности. Опираясь на источники и литературу, я попыталась описать религию, уклад жизни, ремесло, праздники арабского народа и другие виды их деятельности. Данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что жизнь этого народа покрыта некой загадкой, сказочной мистикой. И все же, возникает вопрос кем же они все таки были? жители из сказок или обычным трудящимся народом, жившим в суровых условиях. Огромное количество фактического материала, детальный показ различных сторон жизни арабского народа, той важной эпохи описывают множества документов и источников. В своей работе я использовала много дидактического материала и опиралась на источники. Для того, чтобы разобраться в изучаемой теме надо в первую очередь охарактеризовать источники и литературу. Я опишу один из главных документов, который использовался в данной курсовой работе. Так, например, великолепная книга «Золотые копи и россыпи самоцветов» является важным источником. Ее автор – крупнейший ирано-мусульманский историк, писатель, географ и путешественник ал-Ма’с’уди. До наших дней сохранились два его произведения «Книга указания и наблюдения» и «Золотые копи и россыпи самоцветов». Значительная часть данных источников написана в яркой беллетристической манере, посвящена истории Аббасидской династии. В нашем виде эта часть «Золотых копий…» на русском языке издается впервые. Другая очень важная книга, которая использовалась в работе, является трудом швейцарского востоковеда Адама Меца и называется она «Мусульманский ренессанс». Этот труд, написанный на основе ценнейших источников, описывает культурный рассвет мусульманского мира в конце X века. Данная книга показывает повседневную жизнь арабского халифата. В своем труде я использовала различную литературу, но эти две данные книги составили основную часть курсовой работы. По моей работе можно будет рассмотреть жизнь аббасидского халифата и его народа и самим убедиться в том, сказочный ли это народ со своей интересной верой или просто обычные трудяги, жившие в невыносимо тяжелых условиях.
Религия. Основной религией арабской эпохи является ислам. Ислам [s lat – придание, вверение себя (Богу)], мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в начале VII века) среди арабских племен Западной Аравии. Уже в первый век своего существования, ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромные территории от Ганга на Востоке до Южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалась мусульманское государство – Халифат.[1] Основным законом в мусульманской религии является Шариат. Шариат (арабский Шариат буквально – надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.[2] Основателем ислама считается Мухаммад. Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632), основатель ислама, почитается как пророк.[3] Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов.[4] Получив, по преданию, ок. 609 (или 610) откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры.[5] В 622 вместе с приверженцами был вынужден переселиться (т. н. хиджра) в Медину (Ясриб). В 630-631 мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии; Мухаммед стал главой теократического государства. Мусульманами, особенно шиитами, высоко чтится дочь Мухаммеда — Фатима, жена его двоюродного брата Али.[6] До Мухаммеда арабам были известны монотеистические религии – иудаизм и христианство. В качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен – ханифизм. Основным источником мусульманского вероучения был Коран (с арбского – кур’ан, буквально чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, молитв, притч и др.[7] Коран понимался мусульманином как предвечное, несотворимое (слово Божие), откровение, которое Бог, говорящий в Коране, преимущественно от первого лица как бы слово в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела Гавриила.[8] Подобно тому, как для христиан Бог воплощался в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл себя в книге – Коране. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда как источник материала для решения религиозных социально-правовых проблем, возникавших перед мусульманской общиной. Сунна состоит из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда на тему, или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и так называемой опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.[9] Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...».[10] То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...» — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.[11] Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо).[12] В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.[13] Мусульмане верят в то, что Аллах (Бог) только один, у него не может быть никаких сотоварищей. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка – посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, сила творить чудеса, взятие живым на небо).[14] Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения.[15] Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.[16] Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм.[17] Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии [ал-Кинди (см. Кинди), ал-Фараби (см. Фараби), Ибн Сина, Ибн Рушд ].[18] В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия.[19] Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм. Очень рано проявились в исламе и зачатки сект. Первоначально секты возникли из политических партий, разногласия которых вращались около вопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти пророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун). Между тем как одни высказывались за выборный халифат, которому первые преемники Мухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась на всеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения, что эта власть, перешедшая непосредственно после смерти пророка к избранному самим Мухаммедом зятю его, Алию, должна, после кончины последнего, перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка. Первые называются суннитами, вторые шиитами.[20] Отделение шиитов вначале имело основанием только политическое разногласие, у них со временем явились разногласия от суннитов и в формальных пониманиях ислама. Подобно суннитам и шииты признают неоспоримое значение как Сунны, так и Корана; но так как они склонны предполагать, что Коран в своем первоначальном тексте содержал признания привилегий дела пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра и Османа был искажен добавлениями и пропусками, то они принимают за истины лишь те предания.[21]
Ремесло. Из числа трех основных потребностей человеческого тела – пище, одежды и жилья – для жителей Востока самым важным являлась одежда.[22] Искусство одеваться достигло внешнего совершенства. Самым важным ремеслом было ковроткачество. Таким образом, производство ковров было распространено повсюду, оно занимало важную ступень в жизни арабов. Отдельные типы ковров являлись составной частью национального убранства, ибо совершавший путешествие по империи мог по обстановке комнаты определить в какой провинции он находится.[23] В то время ковры делились на три основных типа: ситр – ковры на стену, дусат – ковры для пола, нахх – дорожки и намат – ковры, которые не были предназначены, чтобы по ним ходили. В Аббасидскую эпоху развивается такая отрасль как парфюмерия. Изготавливается десять сортов масел. Так, например, из фиалок, лотоса, нарциссов, карликовой пальмы и др. [24] Так же в период аббасидской династии идет прогресс в усовершенствовании труда. Так, например, развиваются водяные мельницы и плавучие мельницы, которые освобождают жителей от надоедливой повинности помола зерна на ручных мельницах. Самая большая мельница Багдада – это мельница Патрикия – имела сто жерноставов и, как говорят, ежегодно давала сто миллионов дирхемов дохода.[25] О лесопильнях нигде не упоминается.[26] Так же Восток того времени славится по всему миру изготовлением своих на удивление точных весов.
Производство продуктов питания. В противоположность питающимся рисом индийцам и жителям Восточной Азии почти все городское население мусульманской империи питалось хлебом.[27] Особенно отличались они от первых еще и тем, что все употребляли в пищу молоко.[28] Хлеб на Востоке имел форму крупных плоских лепешек. Злаковые культуры мусульман такие же как и в Европе. В сельском хозяйстве арабы предпочитали пшеницу. Ее выращивали повсюду, где было достаточно воды, а просо (дури или дурра) продолжало ограничиваться засушливыми районами юга, так как оно, «как кунжут и овес, почти не требовало воды».[29] Путешественники замечали такие вещи в рационе питания мусульман: все люди едят хлеб, мясо и суло(кумыс), а вот рыбу, овощи и рис – редко. Из числа фруктовых культур чаще всего выращивали виноград.[30] Выращивали так же цитрусовые плоды, главным из которых был лимон, другим же являлся померанец. Померанец (бигарадия, горький апельсин), вечнозеленое многолетнее растение рода цитрус. Известен только в культуре — в Средиземноморье, на Ближнем Востоке; незначительные площади на Черноморском побережье Кавказа и в Азербайджане. Из свежих плодов (несъедобны) готовят освежительный напиток, мармелад. Эфирное масло цветков применяют в парфюмерии. Используется как подвой для цитрусовых и как декоративное растение.[31] Больше всего была распространена торговля арбузами, и потому городские фруктовые хранилища назывались «арбузный дом».[32] Особенной известностью пользовались арбузы Северного Востока Персии. Так же в пищу употреблялись дыни, которые привозились из Шубаркана (между Мервом и Балхом), - нарезались на тонкие пластинки в форме спирали, а затем, когда они высыхают на солнце, их посылают в больших количествах на продажу в крупные страны. Дыни доставляли в Багдад в свежем виде на льду в свинцовых ящиках.[33] Если они прибывали целыми, то за них платили по 700 дерхемов за штуку.[34] Роль которая в наши дни принадлежит американскому томату, играл в то время гранат.[35] Этот фрукт перевозили огромными судами с Ефрат в Багдад. Самыми лучшими яблоками считались сирийские, их доставляли ежегодно ко двору халифа по 30 тыс. штук в мехах. На Востоке яблоки не росли, «так как они не в состоянии переносить горячие сухие ветра путыни».[36] Основным продуктом являлись финики, самыми лучшими из которых были Месопотамские. Жители Аббасидской эпохи испокон веков пользовались оливковым маслом, которым их снабжала Сирия и Северная Африка. Самое лучшее масло поступало из Сирии. В следствии высоких цен на сахар, сахарный тростник сажают повсюду, где только можно. Из рыбных блюд был осетр, который хорошо хранился и перевозился в засоленном виде. Изысканным кушаньем была «съедобная земля», которую ели после обеда в качестве десерта.[37]
Уклад жизни. В период Аббасидской династии для скромного существования людей считалась сумма около 300 дерхемов в год, а несколько тысяч дерхемов считалось уже приличным состоянием. Раскопки знакомят нас с типом постройки национального дома III-IX веков. Дома строились по определенному плану: крытый вход ведет с улицы или с переулка в просторный прямоугольный двор. Двор окружен рядами прямоугольных жилых и хозяйственных построек. Во всех домах есть бани и канализация, нередко и колодцы… Количество помещений в одном доме доходит до пятидесяти… В домах встречаются окна, они застеклены цветными круглыми стеклами от 20-50 см в диаметре.[38] Есть сведения, что богачи и знать в часы полуденного зноя отдыхали в помещениях с двойными стенами, между которыми был набит лед.[39] Однако, позднее, появились новые способы добиться прохлады. Натягивали грубый войлок и по нему пускали литься воду, которая, испаряясь, давала прохладу.[40] Так же в домах дополнительную прохладу давали укрепленные на опорных арках опахала (мирвахат ал-хайш), пропитанные благовониями полотнища, которые, «как паруса, весели на потолке». В домах входные двери делались из красивого резного дерева, а дверным молотком служило кольцо.[41] Вообще, дерево использовалось широко, причем в домах знати излюбленным было индийское тиковое дерево. Из-за этого интерьера домам был присущ почти немецкий «уют», как в домах наших крестьян. Единственной мебелью были лари, в которых хранилась одежда. Шкафы, а так же кровати, были неизвестны. Стол вносили только во время еды, причем в домах знати с III по IX век для этой цели особенно охотно использовались плиты из оникса. Оникс: 1. Минерал — разновидность халцедона, счередованием черных и белых полос, полудрагоценный камень. Ср. агат, гелиотроп, сердолик, хризопраз; 2. Поделочный и облицовочный камень — микрокристаллическая разновидность арагонита или кальцита, бело-желтого или зеленоватого цвета.[42] Столы на ножках появились позднее. Абу-л-касим привозит такие столы из красно-белого хорасанского дерева, говоря, что они «подобны букету гвоздики». Постепенно столы стали приобретать огромные размеры. Так в 305-917гг. халиф послал визиру три стола, самый большой из них имел в окружности 50 пядей. В III-IX веках на Востоке распространена посуда из каймакского дерева халандж, которой на ряду с китайской посудой повсюду пользуется популярностью. Кухонную посуду называют просто «медь».[43] Медная посуда имела так же свою ценность, некоторые люди обладавшие большим количеством данной утвари сдавали ее на прокат. В арабском мире встречаются заведения с горячими ванными, так называемые бани. Ислам продолжал развивать традиции греко-римского мира. В жизни древнего Востока они не получили широкого распространения, так как бани вызывали подозрение, а некоторые были вообще не уверены, что пророк когда-нибудь посещал баню.[44] Муж не должен давать денег своей жене на баню, ибо тем самым он способствует поступку, заслуживающему порицания.[45] Ал-мас-уди замечает, что в банях часто можно встретить изображение сказочного животного ал-’Анка. Эта птица с человеческим лицом и орлиным клювом, по бокам – четыре крыла и две руки с когтями.[46] Со временем численность бань неуклонно уменьшалась. Мусульманские бани покрывались асфальтом, который добывался из источника, расположенного между Куфой и Басрой, это придавало бане оттенок черного мрамора. Персонал бани состоял из пяти человек: хаммами (банщик), каййим (служитель), заббал (человек, приготавливающий кизяк - прессованный, с примесью соломы навоз, употр. в степных и южных районах как топливо и для сельских построек[47]), ваккас (истопник) и сака (разносчик питьевой воды).[48] В доаббасидскую эпоху и эпоху аббасидов мусульманское население очень критично относилось к своей одежде. Они писали, что порядочному человеку не пристойно носить цветную и яркую одежду, что такое одеяние только для рабов и женщин. Мужчина мог одевать ее в четырех стенах своего дома, в дни лечения кровососными банками или во время попойки; выходить в такой одежде на улицу было не прилично.[49] Одежда благородного человека должна быть белого цвета, так как в раю носят такую одежду по их мнению. Неприличным считалось надевать грязное вместе со стиранным, новое с уже стиранным, шерсть с шелком: «самой красивой одеждой является та, в которой все подходит друг к другу».[50] Кроме мужчин белое носили разведенные женщины, все остальные женщины должны избегать этого цвета за исключением белых шаровар, но одежда должна быть натурального цвета, а не крашенной. Крашенные вещи носили крестьянки и рабыни-певицы. Голубой цвет на Востоке – траурный. Одежда на Востоке определяла так же место работы своего хозяина, так, например, «секретари носили дурра’а – вырезанная на груди длинная рубаха, богословы – тайласан (накидка), военные – кааба (короткая персидская куртка)».[51] Богатый купец или частное лицо носили две рубахи (камис и рида) поверх штанов.[52] Встречался у арабов вместо риды и хафтан (кавтан).[53] Чулки носили как женщины так и мужчины.[54] Красные туфли считались плохим тоном, так как их носили простые мусульмане, однако элегантный щеголь мог позволить себе носить одну желтую и одну черную туфлю. Еда мусульман была так же уникальной. От обычного обеда или ужина резко отличалась пирушка. Она начиналась с бокалов и даже в самые смутные времена арабо-мусульманский народ во время таких застолий никогда не употребляли вино. Такая пирушка оперировалась острыми закусками, которые назывались нукл. Налегать на них считалось дурным тоном; редька, сельдерей, чеснок и лук из-за из резкого запаха следовало избегать, а так же и все то, что имело косточки, как оливки, абрикосы, виноград и другое, потому что когда их едят, это выглядит неприлично.[55] Гранаты, финики, арбузы были слишком дешевы – их ел простой народ и из-за этого «благородные» относились к этим блюдам с презрением.[56] То же самое касалось кислой пшеницы, черного изюма (похожего на козий помет), желудей, каштанов и поджаренного кунжутного семени.[57] У знати пользовались успехом лишь такие дорогие деликатесы, как лидийские оливки, «съедобная земля» из Хорасана, ядра фисташек, вымытый в розовой воде сахарный тростник, айва из Балха и сирийские яблоки.[58] В эпоху Аббасидской династии было известно врачевание. Об этом утверждает и ал-Мас’уди: «И вот однажды собралось сообщество философов и лекарей и произошло обсуждение различных человеческих познаний о природе явлений там, что в них божественного».[59] Из его записей можно так же понять, что медики того времени как и современные делали основной упор на практику, а не на теорию лечения больных: «Полагают многие старинные лекари, что врачевание постигается только опытом».[60] Медицинские навыки того времени передавались от учителя ученику не только практикой, но и теорией: «Или же овладеют знанием этим на слух…».[61] Лекари Аббасидского периода знали разные заболевания и болезни. Так, например, дизентерия (понос), рвота, носовое кровотечение.[62] Знали, что заболеть можно от выпитой холодной воды или вина.[63] Знали они так же строение человека, где располагаются органы и мышцы. Лечили пациентов предпочтительно травами и настоями, так, например, настоями сейва и боярышника – используется при лечении разрыва мышц живота.[64] Арабские врачи знакомы были с историей медицины. Так, например, некоторые из них ссылались на труды Древних Греков - на Муниса или Сасалиса и др.[65] Также медики с точностью знали строение рта человека. Так, например, они описывают: «Зубов у человека 32, из них на верхней десне 16 зубов и на нижней столько же.[66] Из них 4 на каждой из двух десен широкие, с заостренными краями.[67] Их греческие врачи называют резцами, и это потому, что ими разрывают мясную пищу, которую надо разрывать подобно тому, как этот вид съедобного режется ножом.[68] Передние зубы называются резцы.»[69] Так описываются все зубы в полости рта человека с мельчайшей точностью с применением их. Арабские врачи хорошо знали свою работу. Могли определить болезнь и способы ее лечения, поэтому медицина не стояла на месте, а шла в ногу со временем.
Искусство. Сначала по развитию культуры арабы стояли намного ниже большинства покоренных народов.[70] Но постепенно арабы усвоили их достижения в науке и искусстве.[71] Мусульманское искусство – явление грандиозное и блистательное. Но и загадочно это искусство, причём вовсе не только для европейцев и людей прочих культур. «Религиозная запраграммированность мусульманского искусства определила его выживание в различных политических и культурных условиях, – пишет известный знаток восточной культуры, директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский. – Эта духовная программа выражена не явственно, она не в сюжете, а в художественных особенностях». Мусульманское искусство — термин одновременно и простой, и сложный. Под ним обычно подразумевают искусство народов, исповедующих ислам. Правомерность такого сугубо религиозного выделения художественного явления нередко вызывала и вызывает возражения со стороны исследователей и публицистов. Одним более симпатичен светский подход к культуре, другие увлечены идеями непрерывности "национальных" культур, определяемой единством территории или языковой семьи. Конечно же, в искусстве мусульманских народов и их немусульманских соседей есть много общего, рождённого и сходством окружающей среды, и общим наследием. Однако и тут единство видно, когда в одном мире появляются черты, характерные для другого.[75] Проповедь Корана изначально была обращена ко всему человечеству и предполагала расширение сферы своего действия.[79] При Пророке Мухаммаде ислам принял весь Аравийский полуостров. Когда в 632 году Мухаммад умер, управлять общиной стали халифы (заместители, занимающие место). Первые четыре халифа, называемые обычно "Праведными", начали большие завоевательные походы, но Мекка и Медина оставались центрами новой общины. Соседями нового государства — халифата — были две великие державы — Византия и Сасанидский Иран. Мусульманские армии выплеснулись на широкие пространства Ближнего и Среднего Востока. Иран пал, постепенно в состав халифата вошли и Ирак, и древние иранские территории, и Средняя Азия до границ Китая, и Северная Индия. Византия уступила мусульманам Сирию, Палестину, Египет. Армии преданных идее и фанатичных завоевателей прошли всю Северную Африку и захватили Испанию.[80] Значительная часть завоеваний происходила уже тогда, когда "Праведных халифов" сменила халифская династия из знатного мекканского рода Омея — Омейяды (661—750). Они перенесли свою столицу в Сирию, ею стал один из древнейших городов мира — Дамаск.[81] При Омейядах началось бурное развитие новой мусульманской культуры и искусства, в основе которого лежал механизм духовного и политического контроля и заказа. Исполнителями этого заказа были местные жители, творившие в русле древних художественных традиций Сирии и Египта, Ирака и Ирана. Происходило глубокое усвоение этих традиций пришельцами и их преобразование на пользу и славу новому обществу. Древние приёмы украшения стали служить идеям прославления ислама и его правителей. Омейяды продолжали завоевания, строили государство, в котором византийский блеск оттенялся традициями и навыками жизни бедуинских князей пустыни. Их время было полно гражданских войн между различными группами, вкусившими сладость власти. Одна из них кончилась ликвидацией династии и переходом титула халифа к представителям династии Аббасидов (750—1258), обосновавших свои претензии на правление близким родством с Пророком. Омейядов истребили, но один из них бежал и создал свой Омейядов халифат в Испании.[84] Так начался распад единого мусульманского государства и так начался особый путь мусульманского искусства в Испании. Сирийско-византийские традиции встретились здесь с обычаями и вкусами Европы. В результате возникло искусство утончённое и изящное, имеющее свой набор отличительных черт, но при всей особенности находящиеся в единой струе искусства ислама — абстрактного, орнаментального и пышного. [85] Аббасиды перенесли свой центр в Ирак, в земли Сасанидов.[86] Они построили себе новую столицу — Багдад, "Город Мира", полный жизни центр великой империи. Огромный город дворцов, мечетей и базаров кипел жизнью. В нём строили и перестраивали, и потому от раннего Багдада почти ничего не дошло до нас. Город был сначала круглым в плане, затем разросся многочисленными кварталами. Постепенно халифам становилось тесно жить вместе с чересчур активными и строптивыми горожанами, и в 836 году халиф ал-Мутасим построил новую столицу в Ираке.[87] Её назвали Сурра ман раа (Самарра) — "радуется тот, кто видит". Это был город для знати, чиновников и военных, с дворцами, ипподромами, садами и мечетями. Знаменитая Соборная мечеть Самарры украшена удивительным минаретом со спирально поднимающейся дорожкой снаружи. Дворцы украшались замечательной резьбой по дереву и штукатурке. Стили этой резьбы во многом определяют характерные черты растительных орнаментов аббасидской эпохи. Персидская основа и мировое могущество делали искусство Аббасидов, их здания, металлическую и керамическую посуду, оружие и одежды ещё более богатыми и монументальными, чем у сирийских Омейядов. Но дух и стиль были едиными.[88] Более сдержанная роскошь стала стилем мусульманской Испании и Северной Африки. Подковообразные арки, сочетание красных и белых полос в архитектуре, синие листы с золотыми буквами Корана и обилие резной кости характеризовали испанские варианты единого художественного языка. Тогда же повсеместно распространились многие художественные приёмы, ставшие навеки характерными для ислама. Говоря упрощённо, к иранскому, византийскому и аравийскому субстрату добавились вкусы тюркской степи. Складываются более постоянные типы куполов и минаретов, стандартные узоры нового типа. В бронзовых изделиях появляется медная и серебряная инкрустация, в которой узнаются китайские и индийские мотивы.[91] Тем временем в Египте и части Северной Африки воцарилась династия Фатимидов, потомков дочери Мухаммада Фатимы и его племянника Али. В долгой борьбе за власть Фатимиды (909—1171) создали сложное религиозное учение, полное сокрытых принципов и значений, доступных только посвящённым. Толкование внутреннего смысла религии, секретные ритуалы и тайная система пропаганды придавали учению Фатимидов таинственную привлекательность, добавляя мистическую "изюминку" в искусство их эпохи. Многие из произведений фатимидского искусства — изображения на керамических сосудах, узоры на зданиях мечетей и дворцов — явно претендуют на многозначное толкование. Любимые Фатимидами сосуды из горного хрусталя уже материалом своим намекают на таинственные глубины знания.[92] Могущественные правители Фатимиды широко использовали искусство для т
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |