Приватизация в странах Центральной Европы
В процессе приватизации стран Центральной Европы выделяются общие характеристики в подходах: · приватизация считалась индикатором процессов системной трансформации, хотя имелись серьёзные различия в представлениях о масштабах перераспределения экономического пространства, формах и способах приватизации государственных предприятий; · практическая реализация намеченных задач в области приватизации запаздывала или растягивалась во времени; · экономический романтизм на первых этапах приватизации: завышенная оценка способности рыночных механизмов автоматически формировать структуру материального производства, балансировать внутренний рынок, обеспечивать финансовую стабильность. Негативным образом воздействовали на процессы приватизации такие обстоятельства, как политическая нестабильность; принудительная ликвидация прежних функциональных структур (в то время как новые ещё не сформировались); ограниченность внутренних финансовых ресурсов, что не позволяло реализовать полностью рыночные методы приватизации.[22] Каждая страна имела различия в методах и ходе приватизации, рассмотрим их на примере ряда стран. Польская Республика. Перед началом трансформации собственности 80 % производственного потенциала было сосредоточено в государственном секторе промышленности. Частный сектор охватывал большую часть сельского хозяйства, городскую торговлю и услуги. Согласно концепции перестройки структуры собственности применялись следующие методы приватизации: аукционная продажа частным лицам и организациям, развитие акционерной формы предприятий, выделение собственности органам местного самоуправлении, изменения в кооперативном секторе, включение в систему национальных предприятий с участием иностранных партнёров или полностью принадлежащих иностранным предпринимателям. Закон о приватизации государственных предприятий вступил в действие с 1 августа 1990г. С 1990 по 1994 гг. в процесс приватизации было вовлечено 28 % общего числа предприятий и 20 % коммунальной собственности. В Польше 2400 компаний осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательными актами об акционерной собственности работников.[23] На первых этапах преобразования собственности была осуществлена «малая приватизация», в частную собственность перешло 97 % всех магазинов, торговых точек, ресторанов и предприятий малого бизнеса сферы бытовых услуг. Уже к концу 1995г. на частных предприятиях в результате «малой приватизации» было занято 94 % всех работающих в розничной торговле. С середины 90 годов «малая приватизация» интенсивно проникает в производственную сферу. На крупных и средних предприятиях выделяются производства и подразделения, обслуживающие производства, которые оформляются в самостоятельные единицы. Предусматривалось создание для каждого предприятия команды профессиональных менеджеров, перед которыми ставилась цель проведения реструктурирование компании, и ее продажи. Этот способ, как правило, использовался при приватизации мелких и средних предприятий. Спецификой польской массовой приватизации стали поздние сроки её реализации, начало приватизации приходится на 1996г. Предполагалось участие в реструктурировании предприятия собственников – Национальных инвестиционных фондов (НИФ), которые нанимали управляющие компании для работы с предприятиями, в уставных капиталах которых фонд имел доли. Главной задачей фондов в программе массовой приватизации было увеличение стоимости активов и компаний в целом. Акционерами НИФов являлись граждане Польши и другие, отечественные и иностранные инвесторы (около 85 % акций), 15 % акций оставалось у Государственного казначейства. Граждане Польши становились акционерами НИФов после обмена на бирже сертификатов акций, розданных всему взрослому населению в рамках программы массовой приватизации, на акции фондов. На втором этапе массовой трансформации собственности в Польше (1999 - 2001) в процесс были вовлечены крупные предприятия, обладающие дорогостоящими основными фондами. В 2000 году поступления от приватизации составляли 6,2 млрд. долл., а дефицит госбюджета 4,7 млрд. долл. Это позволяет сделать вывод, что поступления от приватизации способствовали обеспечению финансовой стабилизации и решению проблемы сбалансированности на макроуровне. Опыт приватизации в Польше показал, что рассматривать приватизацию государственного сектора как фактор повышения эффективности экономики в краткосрочном периоде нет оснований. Частный сектор в Польше только через восемь лет системной трансформации начинает устойчиво опережать общественный по показателям эффективности.[24] Венгрия. В Венгрии процесс приватизации в государственном секторе начался в 1989 году, период её интенсификации приходится на 1995-1997 гг., когда было реализовано 60 % всей собственности, приватизированной за 90 годы. Спецификой венгерской приватизации стали высокая степень подготовки к этому процессу предыдущими экономическими преобразованиями, её платная форма реализации, высокая интенсивность участия иностранного капитала. С упразднением Центрального планового управления Венгрии прекратилось плановое распределение финансовых и производственных ресурсов. По сути, было прекращено государственное участие в управлении предприятиями. Как считает директор Венгерского Агентства государственного имущества Дъердь Лайтаи, многих социальных и экономических потерь можно было бы избежать, если бы не существовало в своё время иллюзий об отсутствии необходимости государственного участия в управлении в период приватизации предприятий и упования на то, что с началом продажи государственного имущества в страну направится поток частного капитала, достаточный для перестройки предприятий и интеграции их в рыночные отношения.[25] Функции государства как, собственника, сводились, главным образом, к организации продаж. Гораздо меньше внимания уделялось ещё непроданной государственной собственности, её управлению, подготовке к продаже, предотвращению кризисных явлений в отраслях промышленности. После начала приватизации оказалось, что частные инвесторы проявляют интерес только к тем компаниям, которые имеют стабильное положение на рынке, приличное финансовое положение и требуют лишь незначительных управленческих и технологических модернизаций. Инвесторы не собирались покрывать крупные долги государственных предприятий и не проявляли интереса к компаниям, имевшим крупные задолженности. Венгерские реформаторы быстро поняли, что государство должно взять на себя управление и реструктурирование предприятий перед их продажей, поскольку в противном случае процесс приватизации примет нежелательную форму и будет проходить через ликвидацию предприятий, что вызовет самые неблагоприятные социальные последствия. Поэтому восстановление государственного управления на предприятиях началось с создания системы мониторинга за работой компаний в целях обеспечения возможности в случае необходимости вмешиваться и разрабатывать план действий с участием государства. АГИ стало вести ежеквартально обновляемые досье по каждому предприятию, собирать ежегодные годовые отчёты и бизнес-планы на следующий год. Наведение элементарного порядка, позволило определить: какие предприятия должны быть ликвидированы, какие могут быть приватизированы немедленно, а какие требуют реструктурирования и работы по предпродажной подготовке. К 1994г. была приватизирована половина всей государственной собственности: доля национальной частной собственности составляла 25-30 %, а иностранной частной собственности -15-20 %. К середине 90-х в руках государства оставались предприятия ключевых отраслей экономики: энергетика, металлургия, тяжёлая химия, транспортные монополии и крупные банки. В 1995г. с принятием закона о приватизации начался процесс приватизации крупных предприятий. Рекордным годом приватизации в Венгрии стал 1995 год, когда государство получило 4,5 млрд. долл., которые обеспечили сокращение её внешнего долга. Массовая приватизация была в целом завершена в 1997г., в государственной собственности из 2 тысяч крупных предприятий осталось 218. От продажи госсобственности государство получило 11 млрд. долл. Были полностью приватизированы фармацевтическая, химическая, табачная отрасли, предприятия по транспортировке нефти и газа, розничная торговля, пищевая промышленность. Оценка результатов приватизации в 2000г. показала, что роль государства в экономике ещё достаточно серьёзна: в его руках полностью или частично находились монопольные предприятия в области энергетики, венгерская почта, железные дороги, Пашская АЭС, речное пароходство, аграрные объединения, лесные хозяйства и научно-исследовательские учреждения. Республика Чехия. Отличительными чертами экономики Чехии было преобладание вертикально и горизонтально интегрированных крупных предприятий, особенно в тяжёлой промышленности. Важной чертой экономики являлись сильные позиции государства в управлении предприятиями. Перед началом экономических реформ прошёл процесс стихийного разукрупнения производства и выделения отдельных предприятий. При приватизации государственного сектора применялись следующие методы: преобразования государственного предприятия в акционерное общество, возвращение собственности первоначальным владельцам, продажа на аукционах и торгах, в том числе с использованием в качестве средства платежа ваучеров, бесплатная передача собственности, например, муниципалитетам или пенсионным фондам. Особое внимание уделялось разукрупнению крупных предприятий, демонополизации экономики в целом для развития конкурентной среды. Принимались меры для защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. Предполагалось, что распределение ваучеров одновременно приведет к появлению множества мелких акционеров и росту нескольких инвестиционных фондов. Это даст толчок развитию рынка капиталов, последующей концентрации собственности у активных инвесторов, эффективности корпораций. Примечателен опыт продажи предприятий полностью за ваучеры. На таких предприятиях не удалось привлечь заинтересованных квалифицированных менеджеров, подготовить бизнес-планы на ближайшее время и перспективу, а также подготовить программы реструктурирования предприятия и выхода их из кризиса. По сути, такие ранее государственные предприятия, а теперь акционерные общества оставались на попечении государства.[26] Оценивая методы приватизации в вышеописанных странах Центральной Европы, доходы, проступившие от приватизации, обратимся к табличному материалу из раздела 2.1. Данные таблиц 1,2,3, расположение стран на рисунке 1, позволяют сделать выводы о выборе странами Центральной Европы моделей приватизации, привлекательными (по В.Андреффу) с точки зрения получения доходов, Венгрия и Польша – прямые продажи, Чехия – массовую приватизацию. Отсюда и высокие показатели поступлений в бюджет средств от приватизации. Так по данным таблицы 4 по состоянию на 2003 год в Венгрии накопленные доходы составили 31,7 процентов, в Чехии 21,9 процентов, в Польше 13,8 процентов. Венгрия, приватизация в которой признаётся наиболее успешной среди других стран ЦВЕ, к 1998г. – времени завершения основных приватизационных сделок – получила доходы в размере около 11 млрд. долл., что в расчёте на душу населения существенно выше, чем в других странах ЦВЕ.[27] Применяемые Венгрией, Польшей, Чехией методы приватизации принесли странам относительно высокие доходы, но рассмотрим в целом динамику ВВП этих стран. Из таблицы 5 видно, что на протяжении с 2000- 2002г.г. реальный прирост ВВП снижется в Чехии с 3,3 % в 2000г. до 2 % в 2002г; в Венгрии с 5,2 % в 2000г. до 3,3 % в 2002г.; в Польше с 4 % в 200г. до 1,4 % в 2002г.. Хотя индекс роста ВВП, оценивающий 2002 год в сравнении с 1995 годом, достаточно высок у Венгрии – 130,6 %, Польши- 131,5 %, Чехии – 111,7 %, при этом показатель Литвы, выше и составляет 139,5 % . Можно сделать вывод, что хотя рассматриваемые нами страны Центральной Европы и достигли наилучших результатов в денежных сборах от приватизации, и показатели ВВП увеличились в 2002г. по сравнению с 1995г., в первые года ХХI века произошел спад в их экономики. На основании анализа проведения рыночных преобразований в некоторых странах Центральной Европы можно сделать следующие выводы. Целями реформирования предприятий являлись внедрение эффективного менеджмента, развитие рынка капиталов, расширение частной собственности и поддержка предпринимательства. Приватизация государственного сектора стала важным элементом государственной политики и фундаментом для построения рыночной экономики. Широкомасштабная приватизация преследовала цели передачи государственных предприятий инвесторам, которые должны были обеспечить их интеграцию в рыночные условия хозяйствования. Почти все страны пытались реализовать социальную направленность реформ через участие в приватизации широких слоев населения с помощью приватизационных чеков или специально открываемых вкладов. В результате огромное количество акционерных обществ имело большое количество мелких владельцев акций, и оставались на попечении государства. Интеграция предприятий в условия рыночной экономики основывалась на комплексном подходе, объединяющем реструктурирование предприятий с приватизацией и оздоровлением банковской системы. При невозможности реструктурирования и приватизации, проводилась ликвидация предприятий. Практически во всех странах государство принимало участие в адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, применяя методы долгосрочного и краткосрочного реструктурирования. Государство шло на значительные финансовые затраты по реструктурированию, поскольку в противном случае предприятия ждали банкротство и ликвидация, а следовательно, сокращение рабочих мест, рост безработицы и социальная напряжённость.[28] Во всех бывших социалистических странах государственные предприятия оказались не готовы к быстрой адаптации к рыночным условиям. Производимая продукция была не конкурентно способной, производство характеризовалось высокой фондоемкостью и материалоёмкостью, предприятия имели не приспособленный к новым условиям менеджмент, избыточное количество занятых и низкую производительность труда, а также огромную финансовую задолженность перед банками. Эти причины повлияли на процессы преобразования собственности в период экономических преобразований.
3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ 3.1 Особенности российской приватизации Развитие экономики России к началу 90 годов проходило в условиях кардинальных структурных изменений всей системы государственного, экономического и политического устройства. Состояние экономики характеризовалось нарастанием кризисных явлений, имеющих системный характер. Поражение в “гонке вооружений”, резкое падение мировых цен на нефть привели к экономическому кризису. Характерные черты этого периода: резкий спад производства во всех отраслях промышленности, усиление инфляционных процессов. Приватизация в государственном секторе рассматривалась как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. С этой точки зрения при оценке эффективности приватизации на первый план должно выступать её воздействие на формирование более эффективной рыночной хозяйственной системы. Главная цель приватизации: становление новой системы хозяйства и формирование новых институтов, позволяющих существенно увеличить эффективность экономики.[29] Важнейшими документами, очертившими правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности, являются три закона федерального уровня о приватизации - Закон РСФСР от 3 июля 1991г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 2001г.№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии со ст.1 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ» от 3 июля 1991г. №1531-1 приватизация государственных и муниципальных предприятий представляла собой приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность значимое число объектов.[30] В отечественной экономической литературе выделяется три этапа приватизации: · ваучерная – 1992 – 1994гг.; · денежная (основной механизм – денежные аукционы) – 1995 – 1998гг.; · приватизация образца 1999 – 2000гг.[31] С 1991 года в России началась апробация схем и методов приватизации государственного сектора. Было предложено несколько методов, уже одобренных в Восточной Европе, включая бесплатную раздачу или продажу по низким ценам коллективам предприятий, продажу с аукционных торгов, продажу и распределение акций государством, бесплатную раздачу населению с помощью ваучеров. В начале 1992г., несмотря на процесс предела государственного имущества в ходе спонтанной приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота, данные приведены ниже на рисунке 4.[32] Рисунок 4 - Структура собственности в российской промышленности Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс. Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение. В области услуг преобладали также частные компании. В государственном управлении остались предприятия оборонной промышленности, энергетики, железнодорожного транспорта, добывающих отраслей и других отраслей. По данным Госкомстата России, за период с 1993-го по 2003 год было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32 % от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5 % от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах. Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25 % уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»). Остановимся на вопросе трансформации ГУПов в процессе приватизации государственной собственности. По данным Госкомстата России, к середине 1992г. структура собственности была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд. руб.; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд. руб. Процесс трансформации государственной собственности особенно четко прослеживается на основе данных, приведенных ниже в таблице 6.[33]
Таблица 6 – Стоимость основных фондов крупных и средних организаций в разрезе форм собственности. в миллиардах рублей
Продолжение таблицы 6
По данным таблицы можно проследить динамику изменения стоимости основных фондов крупных и средних организаций РФ в разрезе форм собственности. Стоимость основных фондов по всем формам собственности на начало 2005г. увеличилась всего почти в 2 раза (на 98,2 %) по сравнению с 1999г., в том числе российская собственность - всего на 33 %, государственная – на 76,4, федеральная – на 73,8, собственность субъектов Федерации – на 82,3, муниципальная – сократилась на 21,2 %. Вместе с тем частная собственность увеличилась почти в 2,3 раза (на 129,7 %), а иностранная – в 21,7 раза, смешанная российско-иностранная – в 18,7 раза. Эти данные наглядно свидетельствуют о глобальных изменениях, произошедших в экономике России всего за 7 лет.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |