Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование туристической деятельности. Цели и методы регулирования. Лицензирование туристической деятельности



2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Государственное регулирование туристической деятельности. Цели и методы регулирования. Лицензирование туристической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Законодательство Республики Беларусь о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № Ю, 2/839) и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора[1, c. 126].

Организационными формами туризма являются международный и внутренний туризм.

Международный туризм включает в себя:

¾ въездной туризм - путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих на территории Республики Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь;

¾ выездной туризм - путешествие граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за пределы территории Республики Беларусь.

Внутренний туризм - путешествие граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь.

Основными принципами государственного регулирования в сфере туризма являются:

¾ защита прав и законных интересов граждан, в том числе обеспечение их безопасности при занятии туризмом;

¾ развитие туризма и туристической индустрии как приоритетного направления социально-экономической политики Республики Беларусь;

¾ формирование представления о Республике Беларусь как 5 стране, благоприятной для развития туризма;

¾ обеспечение устойчивого развития туризма на территории Республики Беларусь; поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;

¾ развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности на рынке туристических услуг;

¾ гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма.

Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:

¾ обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;

¾ создание благоприятных условий для рационального использования свободного времени, доступности туризма;

¾ рациональное использование туристических ресурсов;

¾ охрана окружающей среды для предотвращения негативных последствий, обусловленных развитием туризма;

¾ создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

¾ создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов граждан и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;

¾ развитие международных контактов.

Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка и развитие экспорта туристических услуг, внутреннего, социального и экологического туризма, а также развитие туристической индустрии. Под экспортом туристических услуг понимается их оказание резидентами Республики Беларусь нерезидентам Республики Беларусь.

Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в сфере туризма.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает реализацию государственной политики в сфере туризма.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь реализует государственную политику в сфере туризма, осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма, исполняют решения вышестоящих государственных органов в этой сфере.

Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь создается в целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, субъектов туристической индустрии по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в республике, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристических услуг, а также для выработки рекомендаций по:

¾ проведению государственной политики в сфере туризма и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий;

¾ реализации международных программ и соглашений по вопросам поддержки и развития туризма;

¾ соблюдению интересов субъектов и участников туристической деятельности в сфере туризма.

Положение о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Государственная поддержка туризма осуществляется в соответствии с государственными и местными программами развития туризма.

Государственные программы развития туризма утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, местные программы развития туризма разрабатываются местными исполнительными и распоряди­тельными органами и утверждаются местными Советами депутатов.

Макроэкономическое регулирование сферы туризма через социаль­ную сферу позволяет использовать возможности деятельности и разви­тия корпоративных структур сферы туризма. Все это говорит о многих факторах и особенностях экономического регулирования туризма.

На рис. 1 представлена схема, иллюстрирующая виды государствен­ного регулирования сферы туризма. Регулирование происходит в основном через социальную сферу, что накладывает особенность на корпора­тивную деятельность в сфере туризма. Приходится учитывать все осо­бенности деятельности в социальной сфере и сфере туризма.

 

Рис. 1. Виды государственного регулирования сферы туризма.

 

Рынок туризма сильно зависит от государственной внутренней и внеш­ней политики. Корпорации сферы туризма могут формировать стихийный спрос собственной маркетинговой политикой, которая формирует услуги, их продвижение на рынке, авторитет и взаимодействие с организациями.

Но здесь корпораций ожидает еще и местное регулирование на уров­не органов местного самоуправления. Контроль осуществляют все орга­ны государственной политики[3, c. 94].

Также существуют ассоциации гостиничного и туристского бизнеса, которые активно влияют на стихийный рынок и лоббируют в местном самоуправлении необходимые правила и законы. Например, существует государственный реестр разрешенных контрольно-кассовых машин (ККМ) для применения в гостиницах и ресторанах, и решения комиссии по перечню реестра «лоббируют» организации, производящие эти кон­трольно-кассовые машины.

В современной России стихийный рынок требует дешевых услуг, а следовательно, это влечет и низкое качества обслуживания. Это рынок приезжих туристов (торговцев) из стран ближнего и дальнего Востока, стран СНГ. Туристские группы из стран западной Европы - и Америки требуют более дорогих услуг, но и более качественного обслуживания. Приходится иметь и качественный номерной фонд, рестораны и низко­качественный номерной фонд, дешевые кафе.

Все эти факторы влияют на статус корпорации, поэтому рынок оте­лей разделен на 1-2-х, 3-х и 4-5-ти звёздные. Для корпорации один из способов привлечения туристов - цена и качество оказываемой услуги.

При конкурентной борьбе ПК могут снижать цены, заключать выгодные сделки с мелкими туристскими фирмами или цепочками фирм гостиничного бизнеса на следующие сезоны. Но эта деятельность сложна и требует строго­го учёта, потому что цены могут измениться при наступлении сезона, тогда убытки от снижения цен могут привести к потере договорных связей.

Лицензирование является важным, но не единственным инструментом государственного регулирования туристического рынка. Роль государства может возрастать через развитие государственных компаний, содействие развитию современной туристической инфраструктуры, разработке мероприятий по рациональному использованию и защите национальных туристических ресурсов.

Лицензируемая деятельность может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями[8, c. 63].

Лицензируемая деятельность имеет следующие составляющие работы и услуги:

¾ туроператорская деятельность;

¾ турагентская деятельность.

Лицензии действуют на всей территории Республики Беларусь.
Лицензия выдается сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при ее выдаче, являются наличие:

1. для турагентской деятельности:

¾ в штате соискателя лицензии не менее 30 процентов специалистов, имеющих высшее или дополнительное (на базе высшего) образование в сфере туризма или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

¾ у руководителя юридического лица (его структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя, осуществляющих турагентскую деятельность, высшего или дополнительного (на базе высшего) образования в сфере туризма или стажа работы в сфере туризма не менее 3 лет (из них не менее одного года в должности руководителя (заместителя руководителя) либо в должности руководителя структурного подразделения в случае, если туристическая деятельность не являлась профилирующей);

2. для туроператорской деятельности:

¾ в штате соискателя лицензии не менее 30 процентов специалистов, имеющих высшее или дополнительное (на базе высшего) образование в сфере туризма или стаж работы в сфере туризма не менее 5 лет;

¾ у руководителя юридического лица (его структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя, осуществляющих туроператорскую деятельность, высшего или дополнительного (на базе высшего) образования в сфере туризма или стажа работы в сфере туризма не менее 5 лет (из них не менее двух лет в должности руководителя (заместителя руководителя) либо в должности руководителя структурного подразделения в случае, если туристическая деятельность не являлась профилирующей).

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности, являются наличие:

¾ у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих туристическую деятельность, служебного помещения (офиса), отвечающего санитарным нормам, установленным законодательством Республики Беларусь, и оборудованного программно-техническими средствами связи;

¾ внешней рекламной вывески с информацией об исполнителе услуг и режиме его работы в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и Закона Республики Беларусь «О рекламе».

Лицензиаты обязаны обеспечивать:

¾ соблюдение прав и свобод туристов;

¾ безопасность и свободу передвижения в стране (месте временного пребывания);
предоставление туристам исчерпывающих сведений об особенностях путешествий;

¾ информирование туристов о регионах и странах, объявленных в установленном порядке опасными в отношении инфекционных заболеваний;

¾ беспрепятственный допуск работников лицензирующего органа и привлекаемых ими специалистов для проведения проверки на территорию проверяемых объектов и доступ к документам;

¾ выполнение лицензионных требований и условий, а также Закона Республики Беларусь «О туризме» и иных актов законодательства, регулирующих деятельность в сфере туризма.

Лицензия на осуществление туристической деятельности выдается сроком на 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет .

Требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии:

для туроператорской деятельности:

¾ наличие в штате соискателя лицензии не менее 30 процентов специалистов, имеющих высшее или дополнительное (на базе высшего) образование в сфере туризма (список ВУЗов прилагается) или стаж работы в сфере туризма не менее 5 лет;

¾ наличие у руководителя юридического лица (его структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя, осуществляющих туроператорскую деятельность, высшего или дополнительного (на базе высшего) образования в сфере туризма или стажа работы в сфере туризма не менее 5 лет (из них не менее двух лет в должности руководителя (заместителя руководителя) либо в должности руководителя структурного подразделения в случае, если туристическая деятельность не являлась профилирующей);

¾ для турагентской деятельности:

¾ наличие в штате соискателя лицензии не менее 30 процентов специалистов, имеющих высшее или дополнительное (на базе высшего) образование в сфере туризма или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

¾ наличие у руководителя юридического лица (его структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя, осуществляющих турагентскую деятельность, высшего или дополнительного (на базе высшего) образования в сфере туризма или стажа работы в сфере туризма не менее 3 лет (из них не менее одного года в должности руководителя (заместителя руководителя) либо в должности руководителя структурного подразделения в случае, если туристическая деятельность не являлась профилирующей).

Перечень документов:

Заявление установленного образца

Копии учредительных документов (устав, учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Копия извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика.

Документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления.

 Копии документов, подтверждающих право собственности или иного законного права пользования помещением, в котором предполагается осуществлять деятельность (договор аренды помещения или технический паспорт). При наличии договора аренды обязательно представлять технический паспорт помещения заверенный (печатью) арендодателем.

Копии документов, подтверждающих соответствие руководителей и специалистов юридических лиц (их структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей лицензионным требованиям и условиям осуществления туристической деятельности (штатное расписание, копия свидетельства об окончании профильного учебного заведения, копия трудовой книжки, с подтверждением стажа работы в сфере туризма).

Копия соглашения (Договора) с иностранным юридическим лицом об организации приема иностранных туристов в Республике Беларусь (для туроператоров).

В случае:

I. Утраты лицензии лицензиату может быть выдан ее дубликат. Для получения дубликата лицензии лицензиат обязан представить в Минспорта:

¾ заявление на получение дубликата;

¾ копию объявления об утрате лицензии, размещенного в одном из печатных средств массовой информации;

¾ документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за выдачу дубликата.

Дубликат лицензии выдается в течение 10 дней со дня представления указанных документов.

До выдачи дубликата лицензии действие лицензии не приостанавливается, а копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, ему не возвращаются.

II . Утраты копии лицензии, заверенной лицензирующим органом, лицензиату может быть выдана другая копия. Для ее получения лицензиат обязан представить в Минспорта:

¾ заявление на получение копии лицензии;

¾ документ об уплате лицензионного сбора за выдачу копии лицензии.

Копия лицензии, заверенная лицензирующим органом, выдается в течение 10 дней со дня представления указанных документов.

III. Смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном законодательством.

Для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию лицензиат представляет в Минспорта:

¾ заявление установленного образца о внесении изменений

¾ документы, подтверждающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений;

¾ документ об уплате лицензионного сбора за внесение изменений и (или) дополнений, за исключением случаев внесения изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства.

¾ При получении лицензии, оформленной на новом бланке, лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган оригинал ранее выданной лицензии (либо ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом.

IV. Реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязано подать в Минспорт:

¾ заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением.

V. Реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей VI . Открытия подразделений (филиалов) необходимо получить копию лицензии, заверенную лицензирующим органом.

VII . Окончания срока действии лицензии лицензиат обязан не позднее чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до истечения этого срока подать в Минспорта:

¾ заявление о продлении срока действия лицензии

¾ документы, необходимые для получения новой лицензии[9].

 

 

Практическое задание

А. Сделать анализ туристического предложения в летнем сезоне текущего года и зимнем наступающего года по материалам периодической печати («Туризм и отдых», «Отдых и путешествия», «Путешественник») и туристической выставки

Анализ туристического предложения в летнем сезоне текущего года

Таблица 1. Анализ предложения туристических услуг по их видам в летний сезон

Вид услуг
2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Государственное регулирование туристической деятельности. Цели и методы регулирования. Лицензирование туристической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование туристической деятельности. Цели и методы регулирования. Лицензирование туристической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)