Воспоминания о Надежде Михайловне Клермон.
Я живу в городе Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Я пенсионерка. Свое свободное время я посвящаю народному театру города Приморско-Ахтарска. И на репетициях я часто вспоминаю режиссера Корткеросского народного театра Надежду Михайловну Клермон. Рассказываю про неё, привожу в пример. И когда мне режиссёр Константин Харитонов дал роль 90-летней Лизаветы Прокофьевны в своей пьесе «Как казак топор искал», то я сразу же представила себе Надежду Михайловну. Всегда держала её образ перед глазами и в себе. Я прежде уже писала в газету про Надежду Михайловну Клермон много и подробно. Повторяться не буду. Может вспомню что-нибудь дополнительно об этом уникальном человеке.
С Надеждой Михайловной Клермон я встретилась первый раз в 1975 году зимой. Я тогда с однокурсниками проходила практику в селе Помоздино. Помоздинский народный театр приезжал в Корткерос на Дни Культуры. Привезли спектакль «Изьва йывса крепость» («Изваильская крепость») Потолицына. Нас встретила красивая элегантная женщина. Еще до поездки я слышала много хорошего о Надежде Михайловне Клермон и корткеросском народном театре. В последствии Надежда Михайловна вспоминала наше выступление и сказала: «Помоздинцы тоже хорошо спектакль отыграли». Тогда даже в мыслях не было, что с Надеждой Михайловной и корткеросским народным театром надолго свяжет меня судьба. В Корткеросе осенью 1978 года встретилась и познакомилась с Надеждой Михайловной Клермон поближе. Пришли мы с директором Дома культуры Капитолиной Гергартовной в гости. Нас встретила обычная сельская женщина. Она была занята осенними заготовками. Вроде ничего не говорило в ней о великом режиссёре. Но когда Надежда Михайловна и Капитолина Гергартовна пустились в воспоминания о театре, как живо и интересно стали рассказывать свою жизнь и приключения в театре, я увидела, какая она яркая личность. «Самородок» - так любила она говорить. Так начались наши нечастые встречи. В ноябре 1978 года народный театр готовил программу к 90-летию Виктора Савина. Было решено восстановить отрывки из пьес Савина, которые в своё время ставила Надежда Михайловна. Понятно, что без бывшего режиссёра никак не обойтись. Можно сказать это у нас была совместная работа. Собрались все актёры, выпестованные Надеждой Михайловной. Как они были рады. Вновь воцарилась атмосфера былых репетиций. Сама она играла в пьесе Виктора Савина «Ва шыр». Сколько искристого юмора, сколько весёлых находок. И рядом старый товарищ по театру Михаил Алексеевич Кирушев. Надежда Михайловна не была задействована в последующих спектаклях, потому что в них не было возрастных ролей. Но она была всегда рядом с нами, работниками культуры. Какое-то время она являлась техническим работником. И мы всегда чувствовали её заботу. Рано утром придёт, наведёт чистоту и порядок, поставит чай, выставит на стол сухари. Поднимет настроение очередной весёлой байкой. Однажды вышел большой конфуз у меня. Я тогда жила в гостинице. Гостиницу дежурная закрывала в 23 часа. Я задержалась на вечерней прогулке с подругами и дежурная принципиально меня не пустила в гостиницу. Куда деваться? Подруги мои, тоже молодые работники культуры, предложили переждать в Доме культуры до утра. Решено – сделано. Устроились в мягких креслах народного театра и прикорнули. Хотели уйти до прихода Надежды Михайловны. Но не тут-то было. Она приходит рано-рано. Приходит и видит интересную картину . Испугалась – думала, чужие кто залезли. А мы стоим, виновато глазами хлопаем. И Надежда Михайловна про это ЧП рассказала директору со свойственным ей артистизмом и с гротеском. Из-за этого неприятного события отношения наши не испортились. В 1980-м году сыктывкарское телевидение готовило передачу про Корткеросский народный театр. Брали интервью у режиссёров, у актёров, снимали отрывки из спектаклей. И кто же очаровал больше всего и редактора и оператора? Надежда Михайловна Клермон. Её актёрский багаж неиссякаем: хоть изобразить, хоть спеть, хоть сплясать, хоть на балалайке и гитаре сыграть. Помню, я чуть что, сразу к Надежде Михайловне. Как дитя без мамы без неё. 1982 год. Корткеросский район готовится к Дням культуры в Сыктывкаре. Народному театру поручено подготовить оперетту «Мича ныв» Михаила Лебедева, как визитную карточку Корткероса. Как тут обойдешься без Надежды Михайловны? Я сразу же пошла к ней. Ведь для неё «Мича ныв» родное дитё. Она, не долго думая, подключилась к репетициям. Тут и старинные свадебные песни, и плач невесты, и костюмы, и старинная утварь – всё с её помощью. А с приходом в народный театр режиссёром Анастасии Анатольевны Казаковой Надежда Михайловна окончательно утвердилась артисткой своего родного театра. В первом же спектакле по пьесе Геннадия Юшкова «Тадзи и колö, Юля» ей была предложена роль Öгапеи. Она добросовестно ходила на репетиции. Никогда не держала себя выше других. Всегда была наравне со всеми. Хотя всем было видно, особенно зрителям, что по проживанию роли, она правдивее других. И в тот период, когда Анастасия Анатольевна отсутствовала, за режиссёрскую работу снова взялась Надежда Михайловна Клермон. Это был 1986 год. И снова на репетицию потянулись её родные артисты Михаил Ивашев, Анатолий Челпанов, Василий Изъюров, Николай Потапов, Капитолина Валл. В массовых сценах играли жители села Корткерос, которые ещё с молодости были рядом с режиссёром. Надежда Михайловна взяла пьесу Николая Попова (Жугыль) «Кодi мыжа?» И закрутилось-завертелось как в старые добрые времена. Надежда Михайловна не мыслила театр без большой массы людей на сцене. Я помню с каким уважением, с какой любовью зрители вспоминали про театр и про Надежду Михайловну. Это для них было таким мощным явлением в области культуры. Мне на память приходят спектакли в которых играла Надежда Михайловна Клермон. Г. Юшков «Кыськö тай эмöсь», Ф. Буляков «Петöны пöчöяс верöс сайö», Ф. Абрамов «Пелагея», А. Чехов «Дядя Ваня». Мы были на сцене вместе, в поездках по району вместе, в республиканских фестивалях участвовали вместе. И каждый раз она удивляла, как она подходила к роли. Взять хотя Маню Большую в «Пелагее». Какой она придумала костюм для образа пьющей деревенской женщины. А в «Дяде Ване» самой обаятельной героиней стала няня Марина с гитарой. В «Кыськö тай эмöсь» придумала смешной трюк, как её героиня цепляется за ограду. Разными деталями точно раскрывала свои образы. И даже, когда я уже работала начальником отдела загса Корткеросского района, как-то раз обратилась за помощью к Надежде Михайловне. Делали обряд помолвки. Созрела мысль обыграть в старинном стиле. Кто об этом лучше всего знает? Надежда Михайловна Клермон. Вот я и пришла в очередной раз к ней за советом. Но кроме репетиций и спектаклей были и простые житейские встречи. В одно время мы с ней жили в соседних домах. Время от времени заходили друг к другу. Часто встречались на улице и подолгу разговаривали. Она рассказывала о своём житье-бытье, интересовалась жизнью нашей семьи. В 1993 году Надежде Михайловне исполнилось 70 лет. Анастасия Анатольевна организовала бенефис и пригласила меня ведущей. Вот тогда мы от души поговорили с Надеждой Михайловной. Я приходила к ней домой и записывала её рассказ. Она угощала меня своей фирменной капустой, селёдкой, которую сама солила. В её доме всегда было очень мило, душевно и оптимистично. Она никогда не теряла чувство юмора и всегда смешила анекдотами. Последний раз с Надеждой Михайловной мы виделись в 2017 году. Я уже давно жила в Краснодарском крае и приехала на побывку. Мне встретилась внучка Людмила Александровна и говорит: «Заходи, бабушка дома». Святое дело – встретиться с Надеждой Михайловной. Я пришла, а её дома нет. Правнучка Полина говорит, вышла, где-то около дома должна быть. Я обошла кругом. Нету. Посидела, подождала и пошла обратно. А Надежда Михайловна мне навстречу откуда-то идет с палочкой. Куда-то далеко гулять ходила. Молодец! Посидели, поговорили о разном, посмеялись, повспоминали. Она сожалела, что годы, что зрение плохое. А то бы ещё играла в народном театре. Надежда Михайловна написала воспоминания «И ничего не забыть» о своей жизни и творчестве для районной газеты «Звезда». Ярко, красочно, образно. Читая, мы вместе с ней и плачем и смеёмся. Её воспоминания вошли в книгу о народном театре «Театр в моей жизни». Я благодарна судьбе, что привела меня в Корткерос, что встретила я такую интересную, талантливую, самобытную, замечательную женщину, Надежду Михайловну Клермон.
Лидия Жолобова Краснодарский край
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |