Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика законов, принципов, правил обучения



2015-11-10 1741 Обсуждений (0)
Характеристика законов, принципов, правил обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Законы обучения – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса. Например: 1.процесс обучения зависит от внешних условий, в которых он протекает 2.зависимость между целью, средствами и результатом обучения 3.зависимость содержания образования от его целей и возможностей учащихся 4.зависимость результатов обучения от собственной активности школьников 5.единство процессов обучения и воспитания.

Принцип – руководящие положения, которые относятся ко всему процессу обучения в целом, определяют весь его ход, распространяется на все учебные предметы; лежат в основе содержания, организации, методов обучения; - исходные положения о способах достижения дидактических целей с учетом законов пед. процесса. Принципы указывают общее направление учителя, но не содержат конкретных путей реализации принципа. Правила раскрывают отдельные стороны принципа, в них даются конкретные рекомендации.

Классические принципы обучения разработаны Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, К.Д. Ушинским. Классические принципы обучения: 1.научности обучения (ведущий); 2.связи обучения с жизнью; 3.доступности и пассивности. Новые принципы обучения разработаны на основе выявления новых законов процесса обучения: обучение на высоком уровне трудности (развивающее обучение).

Принцип научности обучения обязывает, чтобы все сообщаемые учебные сведения находились в полном соответствии с современной наукой и при этом использовались методы обучения, близкие к методам науки, основы которой изучаются. Правила: 1.излагай учащимся только достоверные факты и явления в их правдивом освещении; 2.четко выделяй основные идеи теории в изучаемом материале; 3.обеспечивай ведущую роль теории в обучении; 4.используй язык науки, основы которой изучаются и работай с понятиями; 5.изучай явления природы и общества в их развитии; 6.знакомьте школьников с историей важнейших открытий в науке; 7.раскрывайте перспективы развития науки и техники.

Принцип связи обучения с жизнью требует не только ознакомление учащимися с областью использования усваиваемых знаний в жизни, но и формирование умений, навыков практического применения полученных знаний. Правила: 1.опирайся на имеющийся у школьников практический опыт; 2.показывай пути использования знаний на практике; 3.формируй соответствующие умения, навыки применения знаний на практике; 4.раскрывай диалектическую связь науки с практикой; 5.учи школьников извлекать из своей практической деятельности теоретические знания.

Принцип сознательности и активности требует глубокого осмысления учениками изучаемого материала, умения осмысленно применять полученные знания на практике. Правила: 1.обеспечивать понимание изучаемого материала; 2.соотноси новые знания с уже имеющимся опытом детей; 3.преодолевай формализм в обучении и механическое запоминание материала; 4.комментируй ответы учащихся; 5.стимулируй познавательную активность учащихся.

Принцип доступности и пассивности – соответствие содержания, методов, объема изучаемого материала, уровня развития учащихся и подготовки. Правила: 1.учитывай реальный уровень развития и подготовленности учащихся; 2.объясняй материал простым, доступным языком; 3.оптимизируй объем работы на уроке и домашних заданий; 4.подробно разбирай наиболее трудные места учебника; 5.комментируй домашнее задание; 6.используй при объяснении необходимую наглядность.

Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость добиваться усвоения учениками системы знаний, а не разрозненных сведений из различных наук, требует преподавания основных наук в строгой логике. Правила: 1.осуществляй обучение постоянно без перерыва; 2.опирайся на внутри- и меж- предметные связи; 3.переходи к изучению нового материала только после усвоения старого; 4.предъявляй к ученикам последовательные требования.

Принцип прочности – прочное усвоение ЗУНов, которые должны обладать свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Правила: 1.тщательно отбирай материал для заучивания, запоминания; 2.обучай учащихся приемам умственной работы; 3.чередуй виды учебной деятельности учащихся; 4.излагай материал эмоционально; 5.закрепляй знания на практике.

Принцип наглядности обучения – опора на чувственный опыт детей. Правила: 1.обеспечивай восприятие по возможности всеми органами чувств; 2.перед использованием наглядности определи, сформулируй цель наблюдения; 3.применяй наглядность в комплексе с другими средствами обучения; 4.применяй наглядность на уроке в меру; 5.обеспечивай хорошую видимость наглядности для всего класса; 6.обеспечивай безопасность применения наглядностей.

Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся требует от учителя знания не только общих особенностей детей, но и индивидуальных качеств ребенка (степень активности, особенности мышления, памяти, степень устойчивости внимания, характер пробелов, состояние здоровья). Правила: 1.постоянно изучай индивидуальные особенности учащихся; 2.спроектируй для каждого ученика систему индивидуальных пед. воздействий; 3.создавай оптимальные условия для полноценного развития каждого ученика; 4.индивидуализируй учебные заведения в зависимости от особенностей личности каждого ученика.

II. УМЕТЬ



2015-11-10 1741 Обсуждений (0)
Характеристика законов, принципов, правил обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика законов, принципов, правил обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)