Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации воспитательного процесса младших школьников



2015-11-10 3093 Обсуждений (0)
Формы организации воспитательного процесса младших школьников 5.00 из 5.00 4 оценки




Принципы воспитания

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания

 

Принцип культуросообразности воспитания. воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

 

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.

 

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

 

Принцип коллективности социального воспитания. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

 

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

 

Принципы воспитательного процесса:

· принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;

· принцип адекватности системе социальных отношений;

· принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;

· принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;

· мотивация учебной деятельности;

· принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;

· принцип педагогического оптимизма;

· принцип демократизации в воспитании.

 

Закономерности воспитательного процесса:

· взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;

· единство действий участников педагогического процесса;

· зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

· взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;

· гармонизация личных и общественных интересов;

· обусловленность содержания педагогического процесса.

Форма воспитания — внешнее выражение этого процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая — в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности — интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так, стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно затормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях.

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество — возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания — серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания, достаточно эффективных при условии квалифицированного педагогического руководства и относительно низкой экономической стоимости педагогических услуг. Последняя причина — решающая при выборе формы воспитания в нашей стране.

Формы организации воспитательного процесса младших школьников.

Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамич­ны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма — это способ организации и способ существования предмета, процесса, яв­ления. Форма воспитательной работы — это способ организации вос­питательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элемен­тов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанни­ков. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: - массовая (фронтальная); - групповая (кружковая); - индивидуальная.

Встречается и другая классификация — в зависимости от мето­дов воспитательного воздействия:

- словесная (лекции, конференции); - практическая (экскурсии, конкурсы); - наглядная (музеи, панно).

Формы воспитательной работы различают и по времени воздей­ствия: - урочные; - внеурочные (в т.ч. внешкольные).

Эффективность различных форм воспитательной работы опреде­ляется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.

К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, спо­собствующие формированию личности: учеба, общественно-полезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием "социального заказа", на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из "прокрустова ложа" такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

· философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

· оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

· приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

· раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

· развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

· возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

· формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

· развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

 

Особенности воспитательной работы в трудовом коллективе. Чем современнее становится производство и выше экономические требования, предъявляемые к нему, тем большее значение в его жизнедеятельности приобретает фактор "работы с персоналом". Менеджер не может быть не заинтересован в создании эффективной технологии воспитания, позволяющей оказывать наибольшее воздействие на внутренний духовный мир работников, способствуя тем самым формированию у них здоровых социальных чувств, ценностных ориентации и моральных убеждений.
Успешное применение различных форм и методов воспитания предполагает умелое использование исходных принципов управленческого воспитания, о которых говорилось выше. Кроме того, существует ряд так называемых "технологических принципов" реализации замысла воспитательных усилий руководителя. К таковым следует отнести:
· психологическая обоснованность;
· моральная мотивация применения;
· индивидуальный подход;
· адаптация к нуждам трудовой деятельности;
· личностная ориентированность;
· системная задействованность.
Психологическая обоснованность. В литературе описано более 4000 особенностей личности. Любое педагогическое воздействие на личность подразумевает знание ее индивидуально-психологических, общественно-психологических и научно-мировоззренческих характеристик. Л.Н. Толстой писал: "Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе"- то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
Помочь человеку дробно не мельчать можно при умелом включении в трудовую деятельность его лучших способностей и возбуждения у него достойных жизненных интересов.
Моральная мотивация. Прежде чем предъявлять требования к другим, воспитателю полезно глубоко осознать нравственный смысл следующих слов К.Д. Ушинского: "Кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою... только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других". Особенно это важно для руководителя-педагога, наделенного правами воздействовать на людей не только духовно, но и экономически. Это налагает на него дополнительную моральную ответственность.
Индивидуальный подход. Прекрасны слова Н.М. Карамзина: "Талант великих душ есть увидеть великое в других людях". Не повстречай молодой и малообразованный сержант Михаил Калашников в 1942 году начальника Военной академии им. Ф. Дзержинского генерала Благонравова, который буквально разглядел в нем конструкторский талант, неизвестно, как бы сложилась судьба создателя самого первоклассного стрелкового оружия.
Адаптация к нуждам трудовой деятельности. Педагогическая деятельность руководителя направлена на использование умственного потенциала работников. В этой связи есть смысл вспомнить интересное высказывание Н.А. Бердяева из книги "Самопознание": "Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и в творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел из вне ко мне". Вот почему, занимаясь профессиональным образованием и воспитанием, полезно шире использовать в обучении такие приемы управленческого воспитания как упражнения по "кейсам" (по фактам их деловой практики, опыта коллег), общение с "ментором" (наставником или в качестве стажера), "круговую аттестацию" - работа над деловым проектом и оценка ее результатов различными экспертами, ролевые игры.
Личностная ориентация. Необходимо сознавать, что знание предмета не означает умение его преподавать. "...Поистине хороший метод воспитания должен исходить из вечных всеобщих задатков и сил человеческой природы", - писал И.Г. Песталоцци. Самое существенное в методе, по его мнению, состоит в том, что он пробуждает в личности сокровеннейшие задатки, предоставляя им свободу действия, побуждение и стимул к максимально возможному их развитию.
Системное задействование. Педагогическое воспитание личности предполагает ее всестороннее познание и обязательный учет тех обстоятельств, которые влияют на ее поведение. Это помогает воспроизводить конкретные педагогические условия организации воспитания людей в рамках делового социума. Кто владеет ими, тот более удачлив в нахождении путей к сердцу и уму людей. Кому они не доступны, тот постоянно нуждается в подсказке, что и как нужно делать.
Формы управленческого воспитания. В рамках любого делового социума, а тем более трудового коллектива реализуются следующие формы управленческого воспитания:
· мировоззренческое просвещение;
· трудовое соревнование;
· участие в управлении.

Чтобы шире использовать трудовое состязание в воспитательных целях, при его организации надо соблюдать следующее:
· стратифицированный подход к участникам трудового соревнования;
· конкретизацию форм участия в трудовом соревновании (индивидуальная или групповая), поэтапность подведения его итогов, оперативная оценка его предварительных результатов;
· гласность и сравнимость результатов соревнования, широкое использование различных информирующих средств (например, ежедневная балльная оценка труда, демонстрируемая на электронном табло социума);
· гибкость стимулирования, что включает психологически обоснованное использование материальных и духовных мер поощрения участников соревнования, соблюдение принципа "есть победители, но нет обиженных", т. е. все участники профессионального состязания заслуживают поощрения, но в соответствии с достигнутыми трудовыми показателями.

 

Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч. - ``рождающий''), локализованные в структурах ядра клетки - хромосомах.

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает:

детерминированную часть - определяет то общее, что делает человека человеком:

детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;

обеспечивает видовые задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор;

к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

переменную часть - определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:



2015-11-10 3093 Обсуждений (0)
Формы организации воспитательного процесса младших школьников 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Формы организации воспитательного процесса младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3093)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)