Формы обучения как дидактическая категория
Форма в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Итак, форма обучения как дидактическая категория характеризует внешнюю сторону процесса обучения, в дополнение к методу, который раскрывает внутренние аспекты взаимодействия преподавания и учения. То есть понятие метод и форма относятся друг к другу как внутреннее и внешнее, а их связь характеризуется тем, что «методы реализуются в формах, а формы обеспечивают организацию и существование методов». Таким образом, если для определения метода ключевым является слово способ как внутренняя характеристика взаимодействия учителя и ученика, то для понятия «форма обучения» ключевыми становятся слова характер общения как внешняя характеристика этого взаимодействия. Форма обучения - это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и ученика (преподавания и учения) с целью передачи и усвоения социального опыта. Основными признаками формы обучения являются: • распределение учебно-организационных функций между участниками учебного процесса; • выбор и последовательность звеньев учебной деятельности; • режим работы; • количество участников. Три разновидности форм обучения: 1) формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная; 2) организационные формы обучения: урок, факультатив, экскурсия, домашняя работа и т.п.; 3) образовательные системы: классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная и др.. Формы организации обучения. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном следующие формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая. Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности: – воспитывает в учащихся чувство коллективизма; – позволяет обучаемым рассуждать; – формирует устойчивые познавательные интересы; – учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса; – ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы. Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении. Выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: – индивидуальную — деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе; – индивидуализированную — предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. Но индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются: – класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; – каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; – задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы. Недостатки данной формы организации учебной деятельности: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3990)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |