Коллектив как объект и субъект воспитания, воспитательные возможности совместной жизнедеятельности и взаимодействия. Функции коллектива. Типы и структура детских коллективов
Существенные признаки коллектива и его функции. На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива); систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по А.С. Макаренко, укрепляет коллектив, и др. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Структура и основные типы детских коллективов. Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы это позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой. Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Работа с активом действительно необходима, поскольку, как писал А.С. Макаренко, актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. Структура школьного коллектива: - первичный коллектив (ученический коллектив) - действующий актив – это те, которые на каждый вопрос отзываются с чувством, со страстью, субеждением, с требованиями. Это тот резерв актива, который сменяет действующий актив. - группа здорового пассива – это те, которые не доросли, но в кружках участвуют, и в стенгазетах, но которые идут послушно за более старшими. - гниющий актив – достаточно умен, дипломатичен, чтобы не попадаться на глаза и вести свою тихую линию и выйти в жизнь нетронутые и невоспитанные. - болото – люди, которые кое-как бредут, кое-как выполняют нормы, а чем они живут, что у них в голове и на душе, как они относятся к коммуне не узнаешь. - шпана – это те кто сменяют действующий актив.
29. Этапы развития детского коллектива. Основные пути формирования детских коллективов. Позиция воспитателя в процессе формирования коллектива. Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
30. Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства. Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе включает:1. Аналитическая функция. - Анализ и оценка индивидуальности учащегося.- Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.- Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания.- Изучение и анализ становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка.- Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды учащихся класса, группы, объединения. 2. Прогностическая функция. - Представление образа желаемого результата воспитательной деятельности.- Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка.- Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности.- Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся. 3. Организационно-координирующая функция. - Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).- Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся.- Взаимодействие с педагогами, работающими в классе, осуществление воспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических встреч.- Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.- Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы, дневники наблюдений). 4. Коммуникативная функция. - Регулирование межличностных отношений между детьми- Установление оптимальных взаимоотношений учитель - ученик,содействие общему благоприятному климату в коллективе.- Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми.- Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков. Основные направления деятельности. Работа с учениками. Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, - это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками.Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса. Работа с родителями и общественностью.Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Работа классного руководителя с общественностью является важным направлением в его деятельности. Они помогают правильно использовать свободное время, преодолевать безнадзорность школьников, остающихся после школы без присмотра старших. Классный руководитель при помощи общественности может провести экскурсии и другие мероприятия, оборудовать в клубных помещениях или при домоуправлениях комнаты для приготовления домашних заданий. Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей- это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства. Работа с учителями в рамках методобъединения.Все классные руководители (воспитатели) 5-11 классов являются членами методобъединения классных руководителей (воспитателей). Заседания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда - более часто, но не чаще, чем 1 раз в месяц.В обязанности руководителя методического объединения входят: составление плана работы на год (совместно с членами объединения и зам. директора), проведение заседаний, взаимодействие с другими методическими объединениями, организация выставок, подведение итогов работы, ведение документации.Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. Работа по оформлению документации.Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руководитель использует диагностические методы исследования учащихся и всего коллектива, он должен составить документ - характеристику школьника.Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника представляет собой:Характеристикаученика________ класса________ школы________ города________1. Общие сведения о школьнике:2. Направленность личности:3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы:4. Способности и особенности познавательной деятельности:5. Педагогические выводы и рекомендации.6. Анализ семейных взаимоотношений. Кроме составления характеристики конкретного школьника, классный руководитель составляет характеристику всего класса:- сколько отличников;- кто входит в актив класса;- сколько детей в основной группе, а сколько в специальной;- есть ли дети из неполных семей;- общая оценка класса (сильный, средний, слабый).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1670)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |