Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие метода, приема, средства воспитания. Классификация методов воспитания



2015-11-10 3710 Обсуждений (0)
Понятие метода, приема, средства воспитания. Классификация методов воспитания 4.83 из 5.00 6 оценок




Метод воспитания – это способ достижения заданной цели воспитания.

Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей:

Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие.

Средства воспитания – применяются в единстве с методами и методическими приемами. К ним относят материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности. Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т.п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

Классификация методов – это выделенная по определенному признаку система методов.

Научная классификация требует определения общих оснований и вычленения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Существует множество классификаций методов по различным основаниям.

Наиболее распространенной в настоящее время является классификация методов воспитания на основе направленности личности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.

1. Методы формирования сознания направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, предполагают усвоение (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Они используются системно, в комплексе с другими методами.

Рассказ на этическую тему предполагает яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказ на этическую тему выполняет функции: служит источником информации, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, служит способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется, когда необходимо сформировать или закрепить новое нравственное качество или форму поведения, выработать правильное отношение воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

Метод увещевания предполагает сочетание просьбы с разъяснением и внушением, что позволяет проектировать в личности воспитанника положительное, вселяет веру в возможность достижения более высоких результатов.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Предметом этической беседы являются нравственные, моральные, этические проблемы, целью – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Метод предполагает привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений.

Диспут – это спор на разные темы, волнующие воспитанников. В основе диспута – спор, борьба мнений, его цель – не вывод, а процесс.

Пример как метод формирования сознания дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Психологической основой примера служит подражательность, благодаря чему люди овладевают социальным и нравственным опытом.

2. Методы организации деятельности основаны на практической деятельности воспитанников.

Упражнение как метод воспитания является способом привлечения воспитанников к целенаправленной деятельности. Сущность метода состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений являются устойчивые качества личности – навыки и привычки. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Эффективность упражнения зависит от системы упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения, мотивации и стимулирования.

Требование – метод воспитания, с помощью которого стимулируется или тормозится определенная деятельность воспитанника.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований.

Косвенные требования (совет, просьба, намек, доверие, одобрение) отличаются от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые – негативны.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование.

Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, – опосредованные требования.

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано.

Поручение. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам.

Метод воспитывающих ситуаций является методом организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.

3. Методы стимулирования.

Метод поощрения позволяет выразить положительную оценку действий воспитанников. Его использование закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.

Виды поощрения: одобрение, ободрение, благодарность и т.д.

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.

Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

 



2015-11-10 3710 Обсуждений (0)
Понятие метода, приема, средства воспитания. Классификация методов воспитания 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Понятие метода, приема, средства воспитания. Классификация методов воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3710)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)