Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тест описания поведения К. Томаса



2015-11-10 1125 Обсуждений (0)
Тест описания поведения К. Томаса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В нашей стране тест адаптирован Н. В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указы­вая, что на ранних стадиях их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразу­мевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминиро­вать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Од­нако в последнее время произошло существенноеизменение в отноше­нии специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полному устранению конфликтов, уве­личением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Поэтому акценты должны быть смещены с устранения конфликтов на управление ими. В соответствии с этим Томас счи­тает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изу­чения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продук­тивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Томас считает применимой двухмерную модель регулирования кон­фликтов, основополагающими измерениями в которой являются коо­перация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум способам измерения Томас выделяет следующие способы регулирова­ния конфликтов:

1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удов­летворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперниче­ству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

3. Компромисс.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремле­ния к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собст­венных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтер­нативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сто­рон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкурен­ция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничест­ва обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выполнению типичных форм поведения Томас описывает каждый из пяти перечисленных вариантов двена­дцатью суждениями о поведении индивида в Конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 

Текст опросника:

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать, то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, счем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради ин­тересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что­бы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом до­биться своего.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым стараюсь ясно определить то, в чем состоят все за­тронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состо­ят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю позицию, которая может вызвать спо­ры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра­нить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­женности.

16. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б. Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то в чем, состо­ят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы­звать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни­кающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соот­ветствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них вы­сказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине примени­тельно к его поведению).

 

Соперниче­ство Сотрудниче­ство Компромисс Избегание Приспособ­ление
1.             А Б
2.     Б А        
3. А             Б
4.         А     Б
5.   А     Б    
6. Б         А    
7.         Б А    
8. А Б            
9. Б         А    
10. А     Б        
11.     А         Б
12.         Б А    
13. Б     А        
14. Б А            
15.             Б А
16. Б             А
17. А         Б    
18.         Б     А
19.     А     Б    
20.     А Б        
21.   Б         А
22. Б     А        
23.     А     Б    
24.         Б     А
25. А             Б
26.     Б А        
27.             А Б
28. А Б            
29.         А Б    
30.     Б         А

 



2015-11-10 1125 Обсуждений (0)
Тест описания поведения К. Томаса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тест описания поведения К. Томаса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1125)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)