Жанровые метаморфозы современного российского телевидения
«Жанры всегда возникают ко времени»[4]… Эту формулу как нельзя лучше иллюстрирует современное российское телевидение. Приоритет одних и забвение других жанровых форм напрямую зависит от ориентиров общества, продиктованных временем. С этим трудно не согласиться: именно с информационными потребностями и коммуникативными предпочтениями той или иной эпохи априори связывают процессы жанрообразования, которые, наряду с собственно тематическими «пристрастиями» аудитории, участвуют в формировании телевизионного контента. Современная организация телевизионного вещания рассчитана прежде всего на потребление информационного продукта развлекательной направленности – на этой тенденции в своих оценках российского медиапространства делают акцент как теоретики, так и практики журналистики. В частности, речь идет о том, что сейчас «парадоксально устойчиво развивается сектор развлекательного телевещания»[5], что зритель находится под «сильным прессом развлекательности»[6], что «бренд «развлечения» захватил все форматы»[7], наконец, что «стремление к «инфоразвлечению»[8] – свойство всех массмедиа без исключения. Развлекательный формат современного российского телевидения во многом обуславливает возникновение тех или иных жанровых тенденций, в основе которых стремление создать яркую, броскую «упаковку», чтобы подаваемая информация как можно легче воспринималась аудиторией, увлекала зрителя, создавала иллюзию радости, беззаботности, легкости бытия. В итоге, содержание медиатекста, уступая формальным характеристикам, отходит на задний план, мельчает, становится поверхностным, легковесным. На индустрию развлечений сегодня работают все телевизионные каналы – в конкуренции за целевую аудиторию ими создаются все новые и новые телепродукты, по задумке создателей притягивающие зрителя как магнит. Первый канал не является исключением. Пожалуй, по степени многочисленности, разнообразия, инвариантности развлекательных программ Первый выступает бесспорным лидером на медийном рынке России. Более того, с увеличением сегмента развлекательного телевидения его содержание обретает более качественный уровень: хорошая драматургия и режиссура во многом меняют наше представление о рейтинговых шоу, современных телевизионных играх и т.п. В частности, сетка вещания Первого канала – свидетельство движения не только к количеству, но и к качеству подобных телепередач. И это несмотря на то, что многое из телевизионного «прошлого» Первого канала время от времени возвращается на экраны, правда, в измененном виде, но все же легко узнаваемом. «Поле чудес», «Клуб веселых и находчивых», «Пусть говорят», «Модный приговор», «Давай поженимся!», «Кто хочет стать миллионером?», «Минута славы», «ПрожекторПерисХилтон», «Южное Бутово», «Мульт личности» - вот далеко не полный список ныне действующих развлекательных проектов Первого канала. Совсем недавно на Первом в ряду телепрограмм гедонистической направленности одним из лидеров по своей продолжительности было шоу на льду с участием звезд. Его отличительная особенность – популяризация такого эффектного и зрелищного спортивного направления, как фигурное катание. Однако проект «Ледниковый период», несмотря на клонированность (широко известен, например, его аналог на канале «Россия», а его предшественниками на Первом были программы «Танцы со звездами», «Цирк со звездами»), выходит за рамки традиционных, привычных представлений о таком жанре, как шоу. Интерактив со зрителем, постоянная смена партнеров, бесконечность выхода в эфир – все это «раздвигает» рамки этого жанра и делают его сродни сериальному фильму. Зрители не успевают и даже порой устают следить за соревнованиями выступающих пар: возникает эффект некой – конечно же, виртуальной – реальности, существующей по ту сторону экрана и не зависящей от человеческой воли и сознания (оторваться от нее невозможно!). В ней мало что меняется от серии к серии – ее можно наблюдать еженедельно в одно и то же время и практически с одним и тем же составом участников, членов жюри. Главными, первостепенными в проекте становятся не столько «баллы» и «победа» (то есть не оценка мастерства, таланта, артистизма выступающих), сколько постоянство их выступлений в эфире и незыблемость самого действа. Не будет преувеличением сказать, что современное ТВ перестает реализовывать свои основные информационно-образовательные функции. Даже в программах, наиболее ориентированных на просветительские аспекты, на первый план выходит гедонистическая составляющая. Одна из таких передач - «Достояние республики». Здесь отчетливо прослеживается поворот в сторону интерактива – за рейтинг той или иной песни прошлых лет голосуют «старшее» и «младшее» поколения. С одной стороны, передача просвещает – дает представление об истории песенного творчества в нашей стране, о музыкальных тенденциях в России (Советском Союзе). С другой – зачастую спор «отцов» и «детей» режиссирован таким образом, что именно он, а не какой-то определенный хит, послуживший собственно поводом для «жаркого» разговора, становится «гвоздем» программы. Жанровые метаморфозы российского телевидения поистине впечатляют. Так, «ПрожекторПерисХилтон» представляет собой причудливый сплав различных жанровых установок. В нем сатирический комментарий зачастую уступает место стебу, анализ подменяется иронической репликой, анекдотом, элементы критики – нарочитым передергиванием контекста. Так или иначе, за каждым словесным пассажем ведущих стоит конкретная цель – эпатировать публику. При этом от выпуска к выпуску программа словно бы теряет свою остроту, критическую направленность: ведущие слишком заняты тем, чтобы одержать верх в негласном словесном поединке «кто кого переговорит-переюморит». Так, налицо гиперболизация и абсурдность формулируемых в эфире оценок современной действительности (например, «Нет зимы – нет олимпиады – нет проблем»[9]. Еще один телевизионный проект, интересный с точки зрения жанрового наполнения, – «Большая разница». В его основе достаточно профессиональные и талантливо выполненные пародии на рейтинговые передачи и фильмы, словом, ту продукцию, которая так или иначе имеет отношение к современному телевизионному контенту. Можно сказать, что данный проект является эксклюзивным, поскольку он не имеет аналогов ни на российском, ни на западном телевидении. Тщательная работа с гримом, декорациями, реквизитом, костюмами, основательный подбор актеров на роль объектов той или иной пародии – все это делает проект заметным явлением не только на Первом канале, но и на российском телевидении в целом. Не совсем верно относить программу «Большая разница» к телевизионной критике. Цель пародии, скорее, – «создать некую модель явления, ставшего предметом внимания пародиста»[10], сымитировать его. Главное, на что направлена имитация такого плана, – вызвать смех у аудитории как реакцию на знакомые, всеми узнаваемые сюжеты. Представляется очевидным, что программа «Большая разница» в этом смысле успешно справляется со своими задачами. Жанровая природа этого телевизионного продукта существенно усложняемся за счет того, что в программе не только пародируются известные актеры, ведущие, звезды шоу-бизнеса, телевидения, кино. В целом, этот проект - «пародия в пародии», поскольку представляет собой пародию на известные церемонии вручения премий в той или иной области искусства («Оскар», «Ника», «Тэффи», «Золотая маска» и т.п.). Не случайно премией «Большой разницы» является знаковая фигурка «Золотая тормашка» - своеобразный символ общей направленности передачи в ее стремлении перевернуть привычное с ног на голову, посмотреть на мир – в данном случае телевизионный – новыми глазами, под другим углом зрения… и от души рассмеяться. Наконец, особого разговора в связи с жанровыми ориентирами современного телевидения заслуживают программы «Южное Бутово» и «Мульт личности». Эти телепроекты успешно демонстрируют новую ипостась российского ТВ – в сфере развлечений на «голубом» экране начинает реализовываться тенденция АРТизации, еще малоизученная и, соответственно, требующая серьезного теоретического исследования. Так, в основе действа, разворачивающегося в программе «Южное Бутово», - импровизация. На глазах у зрителей происходит акт театрализации – каждый из участников выступает в роли демиурга, творца, создающего новую реальность. Выполняя спецзадания ведущего-режиссера, герои успевают за короткий промежуток времени примерить на себя множество «масок». Жанровая палитра современной телеиндустрии отличается существенным многообразием и причудливым сочетанием форм. Кардинально изменилось содержание не только привычных для нас интервью, репортажей, очерков, комментариев и т.п. Жанровым метаморфозам подвергся и столь популярный на телевидении жанр, как шоу, характеризующийся бесспорной инвариантностью, успешно реализуемой практикой современного ТВ («экстремальное шоу», «романтическое шоу», «интеллектуальное шоу», «шоу о моде и стиле», «судебное шоу» и т.д.). Традиционная система телевизионных жанров в современных условиях оказывается не очень жизнеспособной, да и не слишком востребованной телевизионщиками-профессионалами. Не исключено, что в скором времени зритель окажется один на один с такими жанровыми гибридами, как «шоу-репортаж», «ироническое интервью», или «очерк-стеб» на российском ТВ вдруг приобретет статус «короля жанров» (совсем как классический газетный очерк, который уже однажды пережил пик популярности – тогда, в советские 70-е). А в учебниках по теории журналистики появится тема «Зрелище как жанр современного российского телевидения». 7 марта 2010 года на Первом стартовал еще один телевизионный проект под названием «Жестокие игры», заявленный в сетке вещания как «экстремальное шоу». По всей видимости, это клон известного реалити-шоу «Последний герой». Его еще предстоит оценить (и в жанровом отношении тоже). «Жанры всегда возникают ко времени»... С этим трудно не согласиться. Тем более, что в наше время жизнеспособной оказывается и другая формула: «аудитория смотрит все жанры, кроме скучного»[11]. Представляется, что именно в ней – ключ к пониманию жанровых метаморфоз современного российского телевидения. Глава 2.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |