Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Первобытная культура



2015-11-10 1107 Обсуждений (0)
Тема 1. Первобытная культура 0.00 из 5.00 0 оценок




А.В.Тетенькин

ПОСОБИЕ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ


 

СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Предисловие Введение Темы лекций. 1. Первобытная культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Культура Древнего Востока. 3. Античная культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Христианская культура Средневековой Европы. 5. Культура Эпохи Возрождения и Реформации. . . . . . . . . . . . . 6. Проблемы развития русской культуры 9-19 веков. 7. Европейская культура 20 века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8. Советская культура.   Темы семинарских занятий. 1. Исторические типологии культур. Восточные и западные типы культур. 2. Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры. 3. Инкультурация и социализация. Феномен массовой культуры. Элитарная культура. 4. Роль техники в культуре. 5. Место религии в культуре. 6. Христианская религия в средневековой Европе. 7. Западно-европейская культура нового времени. 8. Русская культура в контексте мировой культуры. Контрольные вопросы Рекомендуемая литература                    

Предисловие.

 

Предлагаемое вниманию студентов Пособие по культурологии составлено из четырех частей. 1.Введение посвящено основным категориям теории культуры и характеристике культурологи как науки. Введение предназначено для самостоятельного изучения студентами. 2.Лекционный цикл состоит из конспектов лекций по истории культуры, отведенным различным культурно-историческим типам мировой, европейской и российской истории. 3.Практический цикл содержит планы семинарских занятий по теоретическим и прикладным проблемам современной культуры и по истории культуры. 4.Пособие содержит список контрольных вопросов к зачету/экзамену по культурологи. 5. В конце пособия составлен список литературы.

Пособие составлено преподавателями кафедры истории Иркутского государственного технического университета: Введение написано к.и.н. А.В.Тетенькиным и д.и.н. В.В.Есиповым, лекционная часть - к.и.н. А.В.Тетенькиным, семинарский (практический) раздел написан Л.В.Даниленко, д.и.н., проф. В.В.Есиповым, к.и.н. А.В.Тетенькиным; список контрольных работ составлен д.и.н., проф. В.В.Есиповым.


Введение.

 

Общее определение Родовой категорией культурологии является понятие «культура». За две тысячи лет со времени его появления в Древнем Риме значение понятия «культура» проделало путь от искусственных сельскохозяйственных посадок, от воспитания (возделывания) рожденного человека (Рим), нравственной, воспитательной стороны жизни общества, национального духа (Гердер), от состояния, отделяющего человека от стихии его необузданных агрессивных страстей (Кант), второй – искусственной природы, созданной человеком (Гегель) до коллективного человеческого опыта во всех областях жизни (Тэйлор) и адаптивного механизма существования общества (Маркарян). В общем случае культура является механизмом-способом существования социума, иными словами, его выживания. Суть этого процесса состоит в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека и общества – обеспечении материальной и духовной культурной среды жизни. Культурологи отвечают на вопросы как устроено общество, каков культурный опыт и традиции, каковы те формы поведения, что позволяют человеку и обществу жить и развиваться во времени и пространстве. Культура является внебиологическим (=ненаследственным), специфически социальным способом адаптации – выживания. Отсюда в культурологи выделяются 3 основные сферы работы механизма культуры: адаптация к окружающей природной среде (дом, одежда, техника), адаптация индивида к обществу (социуму) (законы, мораль, государство) и адаптация социума к другим обществам (международное право).
Концепции культуры Адаптация как основная функция культуры в общем случае может быть развита в составляющие ее аспекты: коммуникативный, познавательный, воспитательный, ценностный, социорегулятивный. Разные подходы в исследовании культуры и ее аспектов, ее структуры нашли отражение в соответствующих концепциях культуры. Аксиологическая концепция (аксиология – наука о ценностях) рассматривает культуру преимущественно с положительной стороны – все, что хорошо, то и есть культура. Деятельностная концепция дает определение культуры как специфического для человека способа деятельности, включая средства и результаты деятельности. Функциональная концепция на первое место выводит стабилизирующую функцию культуры. Культура здесь – система запретов направленных на борьбу с хаосом, анархией. Эта концепция базируется на полифункциональности культуры. В обществе две мощных системы запретов: мораль и закон, которые принципиально не изменились с момента своего возникновения. Семиотическая концепция определяет культуру как ненаследственную память человечества – семиотическое (знаковое) образование. Процессуальная концепция рассматривает культуру как творческий процесс вместе с его средствами и результатами. Это определение культуры со стороны участи в ней личности. Достоинство ее в том, что она объясняет все новое, что возникает в культуре. С позиции этой концепции культура – это бесконечная цепь открытий, совершенных конкретными личностями. Социально-кибернетическая концепция определяет культуру как особую систему средств хранения и передачи социального опыта, превращающую его в орудие гибкого программирования обществом поведения индивидов и в орудие частичного предопределения жизни последующих поколений устоявшимся предыдущим опытом (традициями).
Художественная культура Особое место в культуре занимает художественная культура – изобразительное искусство, литература. Основная ее роль – в удовлетворении эстетических потребностей общества и человека. Помимо этого в разные времена художественная культура выполняла познавательные, воспитательные, коммуникативные функции, была частью механизма социальной идентификации.
Культурные традиции и новации Важнейшим элементом культуры являются культурные традиции – образцы (стереотипы, знания, нормы) поведения в какой-либо сфере. Их совокупность образует человеческий опыт. По отношению к человеку, в основной своей функции традиции консервативны – подчиняя, они заставляют поступать человека определенным образом. Обратные ситуации – создания новых образцов поведения – характеризуются как новации.
Информация и коммуикация Различают два типа существования культурных традиций (знания, опыта) – в сознании людей и в знаковой форме на материальных носителях (тексты, картины и пр.) Значение последней – хранение знаний (информации) и передача их на расстояние и время (коммуникация). Обязательным условием коммуникации является владение обоими коммуникантами одним языком общения (системой раскодировки-понимания информации). Можно, далее, утверждать, что каждому человеческому сознательному поступку соответствует определенная культурная норма, и каждому продукту человеческой деятельности также соответствует его культурный образец – замысел его изготовления и использования. Эти культурные нормы-традиции не могут развиваться во времени подобно биологическим организмам. Свойством саморазвития обладает только Человек. Развитие культурных традиций, появление новаций приходит в движение усилием человеческого сознания.
Материальная и духовная культура, артефакты Весь мир материальных предметов искусственного происхождения может быть разделен на мир материальной и духовной культуры. К первой относятся вещи, удовлетворяющие физические потребности людей, ко второй – удовлетворяющие духовные потребности. В большинстве случаев вещи служат обоим типам потребностей, но мы можем выделять преобладающие из них: например, основной функцией одежды является защита от холода, ее стиль (внешний вид), во вторую очередь, удовлетворяет эстетическим запросам индивида и позволяет идентифицировать себя с определенной социальной группой («новыми русскими», «хиппи», «рокерами», «блатными» и др.).
Культурные ценности Для культуры каждого общества характерен определенный набор культурных ценностей. Это, во-первых, принятый в обществе свод правил поведения (этика=мораль). Во-вторых, это условный набор материальных благ и символов принадлежности к определенной социальной группе, выполнение которых (этика) и обладания которыми (благами, символами) позволит индивиду ощутить себя полноправным, уважаемым членом общества (например, «стопроцентный американец») или достичь более высокого социального статуса.
Мораль, этика Мораль, синонимом которой является также понятие «этика», являясь сводом общепринятых в обществе норм поведения и оценок в системе противоположностей «добро-и-зло», имеет потребительский характер, в отличие от нравственности: делание добра и недеяние зла хороши не сами по себе, как это было бы в случае с нравственностью, а как условие получения личной выгоды. Золотое правило этики: «не делай другому того, чего не желал бы в отношении себя».
Субкультуры, идентификация в культуре Устойчивым уровнем социального образования, обладающим самостоятельным типом культуры, как правило, выступает общество, чья автономность гарантируется государством. В случае с моноэтническим государством понятия «этническая культура» и «культура общества» совпадают. В противном случае с многонациональным обществом понятие «культура общества» будет шире. При пристальном рассмотрении общество, этнос окажутся не монолитными социальными образованиями, а объединением, складывающимся из различных сегментов – социальных групп (классов), профессиональных слоев, возрастных категорий и т.д. Каждому из этих образований присущ свой уровень культуры, который по отношению к культуре общества является субкультурой, в основных своих чертах воспроизводящей устройство культуры в целом. Один из ключевых вопросов (суб-)культуры при этом – вопрос самосознания и самоидентификации внутри соответствующей социальной группы. Культура вырабатывает механизм различения по линии «свои – чужие». Один из важнейших элементов идентификации («узнавания») – набор символов и ритуалов социума. Они, как правило, отчуждены от повседневности и имеют отчетливо выраженный знаковый характер репрезентации (представления) собою группы (герб, гимн, флаг и т.п.).
Цивилизация и культура Более высокий, надобщественный тип культуры часто связывают с ареалом распространения религиозной конфессии. То или иное религиозное учение может выступать как матрица образования особого типа социальных-культурных отношений (например, исламская культура). Часто в этом отношении употребляется понятие «цивилизация». Понятие «цивилизация» в культурологи также является одним из базовых. Согласно А.Зиновьеву, цивилизация – это определенное культурно-историческое поле сосуществования ряда обществ с одним из них в качестве цивилизационного ядра во главе, распространяющим в своих пределах «поля», т.е. на входящие в одну цивилизацию общества, специфическое, собственное культурное (социально-политическое, религиозное, хозяйственное и пр.) влияние. Отношения между «ядром» и «периферией» могут носить характер имперско-колониальных, неэквивалентных властных отношений (как в случае с Древним Римом, Древним Китаем, современной Западной цивилизацией, см. «глобализация» в теме 7), либо характер тиражирования («клонирования») социального устройства от центра-образца к периферии цивилизации (социалистическая цивилизация, исламская цивилизация и пр.). Применительно к древним цивилизациям выделяют набор необходимых для них признаков. По мнению ряда исследователей, это, во-первых, наличие государства, социального (классового) неравенства, разделения труда (выделения ремесла) и производящего хозяйства (главным образом, земледелия). Во-вторых, для археологов в этом отношении имеют значение письменность и монументальное строительство (пирамиды, крепостные стены, оросительные каналы), которые были бы невозможны без наличия вышеназванных условий. Для нас здесь важно отметить, что понятие «цивилизация» не противопоставляется «культуре», являясь, по сути, видовым его определением – «уровнем развития культуры, для которого характерно …». Рядом исследователей, кроме того, понятия «культура» и «цивилизация» противопоставлены друг другу как различные этапы развития общества (О.Шпенглер, Н.Бердяев).
  Человеческая культура предстает перед нами в двух состояниях: как живой, действующий механизм существования социума (и мы можем наблюдать его в действии, в «живом» виде), и в качестве остатков прошлой и потому мертвой культуры. Последнюю мы можем лишь реконструировать с разной степенью полноты на основе материальных остатков предметов материальной и духовной культуры. Эти культурные остатки являются для нас поэтому памятниками культуры. Исходя из требования полноты реконструкции, памятниками культуры являются все культурные остатки. Беря во внимания самоопределение в сегодняшнем дне и выбор будущего, понятие «памятники культуры» меняет свое содержание: для нас имеют значение в качестве таковых наилучшие образцы культуры – шедевры художественной культуры, передовой опыт, выдающиеся достижения. На этом принципе отбора (селекции) лучших образцов выстроен механизм прогресса культуры в избранном направлении, например, технический прогресс.
Культурно-исторические типы Развитие культуры из прошлого в настоящее (история культуры) разбито исследователями на ряд культурно-исторических типов, отражающих некие устойчивые состояния культуры обществ в течение определенного промежутка времени (например, первобытная культура, культура Нового Времени и др.).
Эволюционный и цивилизационный подходы Выстраивание культурно-исторических типов в одну траекторию как этапов единого поступательного развития является плодом эволюционного подхода в культурологи. Противоположный ему цивилизационный подход предполагает независимое, автономное существование культурно-исторических типов (цивилизаций) (см. об этом в теме 2).
Науки, изучающие различные аспекты культуры и методы исследования культуры Современная культурология интегрирует в себе знания философии, истории, социологии и этнологии, этики, эстетики, культурной антропологии (ответы на вопросы о мере культуры с точки зрения человека), отражающие различные аспекты развития культуры. По уровню обобщения / практицизма различают теоретическую и прикладную культурологию. Среди методов культурологи в качестве ведущих выделены: 1) синхронический и диахронический. В первом случае речь идет об описании культуры, взятой в определенный период времени, а во втором – в ее истории; 2) сравнительно-исторический и типологический. В первом случае речь идет о реконструкции каких-либо древних культур на материале исследования генетически родственных культур, а во втором – о выявлении общих и отличительных черт у тех или иных культур, сравниваемых между собою независимо от общности или необщности их происхождения; 3) археологический. Он используется как вспомогательный к диахроническому и сравнительно-историческому методам исследования культуры и опирается на данные археологических раскопок; 4) семиотический. Его сущность состоит в том, чтобы представить культуру того или иного народа как сложную знаковую систему; 5) психологический. Он состоит в проникновении исследователя во внутренний мир человека как носителя культуры.  

 


Тема 1. Первобытная культура.

Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: археология, этнография, антропология, палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век, железный век, альтруизм, родовая община, брачные отношения, палеолитические Венеры, матриархат, физиопластческая живопись, анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, архетипы, мифы, синкретизм.

 

Роль первобытной культуры в системе знаний культурологии Культура первобытного общества является исторически первым, исходным типом культуры. В отличие от иных культурно-исторических типов, принадлежащих разным народам и эпохам, это универсальная стадия, через которую прошло все человечество. Для нас изучение первобытной культуры важно, во-первых, потому что именно в ней были сформированы основные черты культуры как таковой, те черты и характеристики, которые, неизменно присутствуя в каждой последующей культурной эпохе, образуют сам фундамент или структуру культуры. Во-вторых, и сегодня значительное число народов на Земле пребывает в этом состоянии культуры, именуемом как традиционное, примитивное, родовое, первобытно-общинное и др. Необходимость общения с так называемыми «отсталыми» народами диктует потребность в изучении их культуры, которая при все более детальном рассмотрении оказывается отнюдь не примитивной, простой и невзрачной. В исследовании первобытной культуры открывается ее собственная логика, сложность, гармоничность и своеобразная красота. В-третьих, отголоски первобытной культуры видны еще и в нашем современном обществе. Такими «пережитками» наполнены в той или иной мере многие сферы общественной жизни, духовной культуры. Различного рода обереги, амулеты, нательные кресты, заговоры, гадания, порчи и сглазы являются дожившими до наших дней отголосками первобытных религиозных фетишистских и магических представлений. Знание их и умение распознавать также указывает на изучение первобытной культуры в целом.
Науки, изучающие первобытную культуру Ее изучением занимается целый ряд наук. Древнюю первобытную культуру изучает археология. Она имеет дело с материальными остатками человеческой деятельности, реконструируя, в первую очередь, картину материальной, а во вторую очередь, духовной культуры первобытных людей. В этом археологам помогают специалисты антропологии – дисциплины, изучающей человека как биологического вида. Именно антропология работает над теорией происхождения человека от обезьяны. Современную первобытную культуру изучает этнография, занимающаяся исследованием народов мира, в том числе и живущих первобытным образом. Первобытная история и культура имеет самую длинную историю существования, насчитывающую около 3 миллионов лет. По этому она заслужила эпитеты «спящей истории» (Леруа-Ладюри), «долгой истории» (Ф.Бродель). Поэтому в исследовании ее велика роль археологии. Основные типы памятников археологии – это хозяйственно-бытовые комплексы – стоянки, пещеры, мастерские; погребальные комплексы – могилы, курганы (могилы с насыпанным надмогильным холмом); памятники наскального искусства – петроглифы (писанницы). С другой стороны, этнография первобытных народов позволяет представить первобытную культуру не в разрозненных материальных остатках, а как целостный действующий феномен.
Периодизации первобытной культуры Наиболее употребляемой периодизацией первобытной истории и культуры является археологическая периодизация. Она делит первобытную эпоху по типу материала, из которого изготавливались орудия, на каменный век, бронзовый век и железный век. В каменном веке люди научились добывать огонь, строить жилища, шить одежду, в конце каменного века изобрели лук со стрелами, научились шлифовать, сверлить и пилить камень, одомашнили животных (начиная с собаки), освоили земледелие, научились делать из обожженной глины керамическую посуду. В бронзовом веке появились орудия из бронзы, а в железном веке – из железа. Бронзовый и железный века вместе насчитывают не более шести тысяч лет. Львиная доля первобытной культуры приходится на каменный век – около 3 млн. лет. Каменный век, в свою очередь, поделен на палеолит, мезолит, неолит. Палеолит разделен на нижний (древний), средний, верхний (поздний). Историческое время неравномерно распределено между этапами палеолита и каменного века. Большая его часть приходится на палеолит, а в нем на нижний палеолит (более 2,5 млн.лет). С этой основной периодизацией определенным образом соотносятся и иные периодизации, произведенные по другим основаниям. Палеоантропологи, как известно, выводят эволюцию современного человека и обезьян от общего предка. Начавшись где-то около 6-7 млн. лет назад в Африке, пройдя через реконструированные по найденным остаткам этапы прогрессивного развития от гомо габилисов (людей умелых), питекантропов и синантропов – гомо эректусов (людей прямоходящих, 0,9-0,4 млн. лет назад), неандертальцев (400-50 тыс. лет назад) она завершилась становлением гомо сапиенсов-сапиенсов (человека разумного) – нынешнего современного вида, охватывающего все человечество. Последнее событие произошло около 50-40 тысяч лет назад. С ним связано появление культуры верхнего палеолита. На этом биологическая эволюция человечества не остановилась: уже в верхнем палеолите в разных частях света начинают формироваться человеческие расы. Существует еще ряд схем развития общественных (социальных) отношений (схема Моргана-Энгельса), языка (схемы Марра, Поршнева), искусства, мышления (схема Леви-Брюля), синхронизированные с археологической и антропологической схемами, гораздо более спекулятивные и гипотетические сами по себе, имеющие под собой более логико-дедуктивные основания, нежели чем конкретные (ископаемые) факты.
Начала культуры В рассмотрении исходной человеческой культуры, прежде всего нужно ответить на вопрос, что именно заставляет нас видеть в тех полулюдях-полуобезьянах наличие человеческих черт, признаки существ социальных и разумных? Культура – это именно тот механизм, который в социальном смысле слова «очеловечил» этих пред-людей. Наличие обработанных каменных орудий является первым формальным признаком существования людей и общества, поскольку предполагает наличие, накопление и передачу следующему поколению положительного опыта (технологий) каменного производства и особых обязательств в сфере их использования. Обладание такими орудиями – рубилами и каменными топорами – многократно усиливало владельца, давало ему власть над природой и себеподобными. Бесконтрольное обладание такой властью в сфере удовлетворения важнейших биологических потребностей – сексуальной и пищевой опасно своей разрушительностью, способностью к самоуничтожению рода человеческого. Отсюда ясна важнейшая роль запретов на агрессию, прежде всего, сексуальную и пищевую, развития качеств альтруизма (способности жертвовать своими интересами и благами в пользу слабого) в своей среде и особых культурных механизмов контроля за соблюдением этих запретов: механизмов политических в виде наказаний, выносимых общиной, старейшинами, и сакральных в виде табу, связанного с неминуемой карой от духов. Энергия и агрессия вооруженных предлюдей должна была быть организована и направлена на добывание средств существования и на борьбу с другими коллективами людей за необходимые жизненные ресурсы.
Брачные отношения и семья Вероятно уже в нижнем палеолите был выработан механизм экзогамии – запрета на брачно-половые отношения внутри коллектива и разрешение вступления в таковые связи с представителями других родовых коллективов. От беспорядочных половых связей (промискуитет) человечество перешло к установлению сложных постоянных брачно-сексуальных связей между определенными коллективами, складыванию кровнородственных отношений и формированию семьи. Последняя в течение первобытной эпохи прошла разные эволюционные пути в различных регионах – от большой кровно-родственной семьи – родовой общины – до малой семьи, привычной в нашем понимании, сохраняя главнейшие свои черты не только брачной, но и хозяйственной единицы (ячейки) общества. В разных случаях наследование, счет поколений, поселение брачных партнеров и прочее определялись либо по мужской, либо по женской (материнской) линии. Наличие в изобразительном искусстве верхнего палеолита женских фигур (так называемых «палеолитических Венер») позволило марксистским историкам говорить о матриархате (дословно «власть матери», материнско-родовое общество) как исходном типе кровно-родственных отношений.
Общая характеристика первобытной культуры и общества Итак, производство каменных орудий, развитие языка как необходимого средства передачи опыта и контроля за коллективом, подавление запретами индивидуальной агрессии, организация труда коллектива в борьбе за выживание, экзогамия и складывание на ее основе первых брачно-половых связей и семьи – вот те исходные элементы культуры, «заставившие» пра-людей пойти по пути формирования людей социальных, принадлежащих первобытному обществу. Первобытное общество, таким образом, это тип общества, характеризуемый кровно-родственными отношениями как основными социальными отношениями, неразвитостью социальной дифференциации и разделения труда, отсутствием государства, частной собственности, а также наличием присваивающего или зачаточно примитивного производящего типа хозяйства. Ранний и наиболее широко распространенный хозяйственно-культурный тип первобытных обществ – хозяйство охотников, рыболовов и собирателей. Этот тип хозяйства дифференцирован по различным ландшафтно-климатическим зонам: охотники тундры, охотники и рыболовы таежной зоны, саванны, полупустынь и т.д. Позднее на основе некоторых вариантов хозяйственно-культурного типа охотников и рыболовов сложились производящие типы хозяйств (земледелие и скотоводство) и государства.
Верхний палеолит – ключевой этап в развитии первобытной культуры Большинство ученых связывают с появлением в начале верхнего палеолита около 40-50 тысяч лет назад гомо сапиенса сапиенса (человека разумного) – современного нам вида людей в законченном виде – такого уровня культуры, в котором уже присутствуют все существенные элементы культуры как таковой. В верхнем палеолите обнаруживается наличие кровно-родственных (родовых) общин, речи-языка, искусства, религиозных представлений.
Речь-язык По представлениям Б.Ф.Поршнева процесс становления речи-языка прошел в своем развитии три этапа – животной имитации, суггестии – внушения и собственно речевого общения. Другой советский языковед Н.Я.Марр писал, что современный язык сменил стандартизированный ручной язык, победивший еще более древний пантомимически-звуковой. Речи-языку в ее нынешнем виде предшествовал «век команд».
Искусство К эпохе верхнего палеолита относится расцвет палеолитического искусства. Наиболее знаменитые памятники пещерной живописи Альтамира, Ласко, Монтеспан, Капова Пещера на Урале. Наскальная живопись благодаря своей реалистичности получила название «физиопластической живописи». Наряду с ней развиваются такие виды искусства как контур, барельеф, гравировка по кости, скульптура, макетные композиции из костей и камней, архитектура. Первобытное искусство являлось частью познавательной деятельности человека, коммуникативной деятельности, как некое сообщение, частью ритуальных и деятельностных процессов как элемент первобытной магии. В последующую археологическую эпоху – мезолит (среднекаменный век) изобразительное искусство становится более декоративным, орнаментальным и, в конечном счете, более условным, что связано, по-видимому, с более абстрактным его содержанием которое изображали древние художники.
Религия, духовная культура Первобытные религиозные являются первым, древнейшим опытом понимания человечеством окружающей природы и самих себя. Они представляют собой систему взаимосвязанных мистических, рациональных донаучных, этических представлений. Анализируя первобытную религию ученые выделяют ряд характерных ее черт: анимизм, магию, тотемизм, фетишизм. Анимизм – это наделение природных явлений сверхъестественными качествами, вера в существование духов, живущих в каждом объекте и явлении окружающего мира. Магия – символические действия и ритуалы с заклинаниями и обрядами, в основе которых лежат партнерские отношения человека с природой, уверенность в собственной способности повлиять магическим способом на силы природы. Следствием анимистических религиозных представлений являлись также тотемизм – вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным, а также фетишизм – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей как природных, так и сделанных человеком (обереги, амулеты). К эпохе первобытного общества относят и складывание архетипов – коллективного бессознательного опыта переживаний первобытного человека, к которым как к истокам сводят все нынешние формы сознательного и бессознательного поведения человека и общества. Совокупность космогонических (направленных на тему устройства мира) представлений складывается в мифы – сюжетные рассказы, по содержанию – некие модели (матрицы) мироустройства, человеческого поведения, религиозного отношения, в наши дни противопоставляемые более поздним их проявлениям – сказкам. Для духовной культуры первобытной эпохи характерен синкретизм – состояние неразделенности ее направлений, сегодня существующих самостоятельно, таких религиозные, рациональные донаучные знания, эстетические устремления, коммуникативные функции, этические нормативы. Практически любое произведение первобытного искусства, любой миф, содержали в себе комплекс таких значений. Материальная и духовная культура, а вместе с ней и развитие социальных отношений, прогрессировали в последующие эпохи мезолита, неолита, бронзового и железного веков. С появлением разделения труда (выделение ремесла, земледелия, скотоводства), государства завершается в некоторых точках земного шара эпоха первобытно-общинного строя.

 

 




2015-11-10 1107 Обсуждений (0)
Тема 1. Первобытная культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Первобытная культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1107)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)