Отечественная соц психология,этапы
Функции соц.психологии 1.теоретико-познавательная 2.комунитативная – систематизация знаний и передача необходимой информации 3.гуманистическая 4.прогностическая –формирование соц.псих.прогнозов относительно соотношения индивидуального и социального. 5.прикладная Базовые категории соц.психологии -ценносные отношения -социальное поведение -комунитативный потенциал личности -активность -компетентность -нормативное поведение -самосознание -социализация -роль,позиция, статус. Сфера групповых процессов -групповые нормы и санкции -групповая совместимость -груп.поляризация и изоляция -груп.конфликт -стиль лидерства и руководства -груп.сплаченность Сфера общения -вербальные,неверб.комуникации -межличносные отношения -культура общения -межличностный конфликт Сфера больших соц.групп и массовых явлений -массовое поведение -способ жизни -соц классы -стихийные группы -психологический состав -мода 4 Метод исследования – способ путь к получению необходимой информации о соц.псих. реальности. 1.метод наблюдения 2.метод тестирования 3.метод эксперимента 4.метод социометрии Взаимодействие соц психологии с социологией. Общее: изуч. Общество-люди,группы Взаимодействие соц.психологии и психологии. Психология изуч внутр.мир, а соц псих и внутр, и внешний. Взаимодействие соц псих и биологии, анатомии, философии, экономики. Три этапа развития и становления соц.психологии 1)описательный (6 до н.э. –серед.19в.н.э.) Конфуций пытался решить этико-псих.проблемы индивидов. Платон- социоцентризм рассматривал как деление на 3 части тела: 1)голова-ум,философы, 2)сердце(храбрость)-воины, 3)живот(телесные вожделения) –ремесленики. Аристотель –теория эгоцентризма «Человек- социальное животное, которое не может нормально развиваться вне общества». 2)этап становления соц псих знания. Теория доминирующего факта: 1 направление: подражание (Баджот, Тарт) 2:внушение (Лелон) 3: привычка (Джейбс) 4: инстинкт 5:коллективного сознания (Дюркгейм) 6:социальный дарвинизм (спенсер) –борьба за существование по средствам межличносных и межгрупповых конфликтов. 7:бихевиолизм (Джон Уотсон)-наука о человеческом поведении. 8: психо-аналитическая теория (Фрейд) 3)этап экспериментально-теоретического метода (ученый Трипер) -эволюционный подход (Мак Дугал) -теория социального научения (Уолтерс) -феноменологический подход (Левин) - социально когнитивный подход (Бандора) Отечественная соц психология,этапы 1)зарождение соц психологии на идеи общественных наук 2)отделение соц псих от философии, социологии и психологии и преобразование ее в соц.науку (19ст-начало 30гг 20ст). Бехтерев выдвинул идею коллективной рефлексии. Богданов создал теорию тектологии –разрешение задачи триединой организации (люди,вещи,идеи) 3)стогнация («замораживание») конец 50гг-начало 30гг. –началось восстановление и развитие соц.псих с точки зрения соц ориентации 4)активная подготовка специалистов и разработка новых интерпретаций предмета и обьекта соц психологии.
7 Механизмы общения –обычно понимаются те соц эк процессы, явления которых возникают в результате влияния друг на друга. Такое взаимовлияние оказывает воздействие на уровень их комуникативной активности, на характер и эфективность их комунитативного поведения. Взаимодействие: 1) непосредственное (контактное)-движение и заключение в ней инфо передается в форме импульса движения, 2) опосредованное –когда инфо и закодированный в ней импульс движения передается в форме сигнала, несущих определенный смысл. 8 Механизмы воздействия 1)внушение (Бехтерев) – это целенаправленное неаргументированное воздействие на человека или группу, приводящих к появлению у человека помимо его воли и создания определенное состояние, чувство, отношение либо к изменению его поведения т.е.совершенного им поступка непосредственно не следующего из принятых норм и принципов деятельности. 2)убеждение –метод сознательного влиЯния на психику через обращение к его критическому суждению. Смысловые убеждения: а)убеждения являются составной частью системы представлений и взглядов человека. Б)способ сознательного воздейтсвия на психику из вне. Основные требования: 1)содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности. 2)уб. Должно строится с учетом индивид.особенности воспитуемого. 3)уб.должно содерж.как обобщенные так и конкретные факты и примеры. 4)убеждая других, воспитатель сам должен верить в то, что он говорит. 3)подражание –способ усвоения новых норм поведения и деятельности, проявления в копировании и воспроизведении индивидом черт и образов, демонстрируемым поведением. 9 Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), ха- рактеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками,а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. На социальном уровне общение является необхо- димым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Выделяют различные виды общения,которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодей- ствия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому чтоиндивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременномежду несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимо- действия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. Опосредованное, или косвенное, общение проис- ходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. К особому виду общения относится массовое об- щение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержа ния информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
10 Функции общенияопределяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Муд- Vрик)', установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович), спло- чения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (4. А. Брудный), контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания,змотивному, установления отношений, оказания влияния(Л. А. Карпенко) и др. Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций. 1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условияхобщения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитиемыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность). 2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах. 3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество. 11 Общность –это характеристика состояния соц группы как совокупности субьектов ощения. Макрообщность –это большие соц группы. Общность среднего уровня –соц институты и организации. Микрообщность –малые группы. Функции общности:1)закреплять групповые интересы2)обособлять первуюгруппу от второй 3)выражать и утверждать специфические групповые и ценносные ориентации. Общность проявляется: 1)в идентификации людей друг с другом; 2) в согласовании действий, мыслей, чувств людей, входящих в конкретную общность. 3)взаимопонимание 4)симпатии и эмпатии 5)кооперация деятельности. 12 Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин ≪толпа≫ является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе. Виды толпы: 1)пасивный(выжидательный) 2)активный (действующий). Пасивный-случайная толпа, конвенциональная, экспресивная, экстатическая. Активный- агресивная толпа, паническая. Черты человека в толпе: анонимность, инстинкты, безсознательность, состояние единения (или ассоциации), состояние гипнотического транса, ощущение неодолимой силы, заражаемость, аморфность, безответственность, соц.деградация. 13 Социальная группа — важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели,общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее - эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. Каждая группа должна иметь наличие трех единств: место, время и действие. Формы межличносных отношений: 1)групповые устремления (цели,задачи, мотивы, потребности, ценности, идеалы, убеждения лежащие в основе поведения совместных усилий членов группы. 2)групповое мнение: мнения в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к опред.фактам, событиям и явлениям. 3)групповое настроение –сложное эмоциональное состояние, общий эмоциональный настрой всех членов группы, совокупность переживаний, овладевший в опред.период и в опред.степени определяющий направленость, ориентацию и характер всех проявлений в группе. 4)традиции – складываются на основе длительного опыта совместной деятельности и представляют собой прочно укоренившиеся в жизни группы нормы и стереотипы поведений и действий каждого члена группы. Параметры соц группы 1)психологическое содержание общей деятельности –это совокупность целей,задач и операций, помогающие удовлетвор.основных мотивов этой деятельности, а также потребности и соц деятельности членов групп. 2)это композиция (состав группы), совокупность индивид.характеристик членов группы, важных с точки зрения ее целосных особенностей. 3)структура группы: 1)структура комуникаций 2)распред.власных функций. 3)соотношение формальных и неформальных взаимоотношений в группе 4)групповые процессы – это процессы групповой динамики, отражающие цикл жизнедеятельности группы (создание –функционирование-распад)
15 Групповые нормы –определенные правила и стандарты поведения, созданные группой. 1)имплицитные нормы –неофициальные правила, существующие в группе. 2)эксплицитные нормы –четко выделенные правила поведения и формально утвержденные. Групповые санкции – совокупность механизмов, благодаря которым группа стимулирует нормативное поведение и лияет на поддержание индивидоами существующих норм и ценностей. Групповое ожидание(экспектация) – представление о том, как долго должен вести себя член группы в опред.ситуации.
1.Соц.психология,прикладная соц.псих. 1 2.Функции соц.психологии.. 1 3Сфера групповых процессов. 1 4Метод исследования. 1 5Три этапа развития и становления соц.психологии.. 1 6Отечественная соц психология,этапы.. 1 7Механизмы общения. 1 8 Механизмы воздействия. 1 9Общение. 1 10 Функции общения. 1 11 Общность. 1 12Толпа. 1 13Социальная группа. 1 14Параметры соц группы.. 1 15 Групповые нормы, санкции,ожидание. 1
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |