Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отечественная соц психология,этапы



2015-11-10 337 Обсуждений (0)
Отечественная соц психология,этапы 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции соц.психологии

1.теоретико-познавательная

2.комунитативная – систематизация знаний и передача необходимой информации

3.гуманистическая

4.прогностическая –формирование соц.псих.прогнозов относительно соотношения индивидуального и социального.

5.прикладная

Базовые категории соц.психологии

-ценносные отношения

-социальное поведение

-комунитативный потенциал личности

-активность

-компетентность

-нормативное поведение

-самосознание

-социализация

-роль,позиция, статус.

Сфера групповых процессов

-групповые нормы и санкции

-групповая совместимость

-груп.поляризация и изоляция

-груп.конфликт

-стиль лидерства и руководства

-груп.сплаченность

Сфера общения

-вербальные,неверб.комуникации

-межличносные отношения

-культура общения

-межличностный конфликт

Сфера больших соц.групп и массовых явлений

-массовое поведение

-способ жизни

-соц классы

-стихийные группы

-психологический состав

-мода

4 Метод исследования – способ путь к получению необходимой информации о соц.псих. реальности.

1.метод наблюдения

2.метод тестирования

3.метод эксперимента

4.метод социометрии

Взаимодействие соц психологии с социологией. Общее: изуч. Общество-люди,группы

Взаимодействие соц.психологии и психологии. Психология изуч внутр.мир, а соц псих и внутр, и внешний.

Взаимодействие соц псих и биологии, анатомии, философии, экономики.

Три этапа развития и становления соц.психологии

1)описательный (6 до н.э. –серед.19в.н.э.) Конфуций пытался решить этико-псих.проблемы индивидов. Платон- социоцентризм рассматривал как деление на 3 части тела: 1)голова-ум,философы, 2)сердце(храбрость)-воины, 3)живот(телесные вожделения) –ремесленики. Аристотель –теория эгоцентризма

«Человек- социальное животное, которое не может нормально развиваться вне общества».

2)этап становления соц псих знания. Теория доминирующего факта: 1 направление: подражание (Баджот, Тарт) 2:внушение (Лелон) 3: привычка (Джейбс) 4: инстинкт 5:коллективного сознания (Дюркгейм) 6:социальный дарвинизм (спенсер) –борьба за существование по средствам межличносных и межгрупповых конфликтов. 7:бихевиолизм (Джон Уотсон)-наука о человеческом поведении. 8: психо-аналитическая теория (Фрейд)

3)этап экспериментально-теоретического метода (ученый Трипер)

-эволюционный подход (Мак Дугал)

-теория социального научения (Уолтерс)

-феноменологический подход (Левин)

- социально когнитивный подход (Бандора)

Отечественная соц психология,этапы

1)зарождение соц психологии на идеи общественных наук

2)отделение соц псих от философии, социологии и психологии и преобразование ее в соц.науку (19ст-начало 30гг 20ст). Бехтерев выдвинул идею коллективной рефлексии. Богданов создал теорию тектологии –разрешение задачи триединой организации (люди,вещи,идеи)

3)стогнация («замораживание») конец 50гг-начало 30гг. –началось восстановление и развитие соц.псих с точки зрения соц ориентации

4)активная подготовка специалистов и разработка новых интерпретаций предмета и обьекта соц психологии.

 

7 Механизмы общения –обычно понимаются те соц эк процессы, явления которых возникают в результате влияния друг на друга. Такое взаимовлияние оказывает воздействие на уровень их комуникативной активности, на характер и эфективность их комунитативного поведения.

Взаимодействие: 1) непосредственное (контактное)-движение и заключение в ней инфо передается в форме импульса движения, 2) опосредованное –когда инфо и закодированный в ней импульс движения передается в форме сигнала, несущих определенный смысл.

8 Механизмы воздействия 1)внушение (Бехтерев) – это целенаправленное неаргументированное воздействие на человека или группу, приводящих к появлению у человека помимо его воли и создания определенное состояние, чувство, отношение либо к изменению его поведения т.е.совершенного им поступка непосредственно не следующего из принятых норм и принципов деятельности.

2)убеждение –метод сознательного влиЯния на психику через обращение к его критическому суждению. Смысловые убеждения: а)убеждения являются составной частью системы представлений и взглядов человека. Б)способ сознательного воздейтсвия на психику из вне. Основные требования: 1)содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности. 2)уб. Должно строится с учетом индивид.особенности воспитуемого. 3)уб.должно содерж.как обобщенные так и конкретные факты и примеры. 4)убеждая других, воспитатель сам должен верить в то, что он говорит.

3)подражание –способ усвоения новых норм поведения и деятельности, проявления в копировании и воспроизведении индивидом черт и образов, демонстрируемым поведением.

9 Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), ха-

рактеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками,а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необхо-

димым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения,которые

чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодей-

ствия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных

средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому чтоиндивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременномежду несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимо-

действия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное, или косвенное, общение проис-

ходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое об-

щение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой

множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может

быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего

носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержа ния информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

 

10 Функции общенияопределяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Муд-

Vрик)', установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович), спло-

чения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (4. А. Брудный), контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания,змотивному, установления отношений, оказания влияния(Л. А. Карпенко) и др. Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условияхобщения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитиемыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как

составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во

всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество.

11 Общность –это характеристика состояния соц группы как совокупности субьектов ощения. Макрообщность –это большие соц группы. Общность среднего уровня –соц институты и организации. Микрообщность –малые группы.

Функции общности:1)закреплять групповые интересы2)обособлять первуюгруппу от второй 3)выражать и утверждать специфические групповые и ценносные ориентации.

Общность проявляется: 1)в идентификации людей друг с другом; 2) в согласовании действий, мыслей, чувств людей, входящих в конкретную общность. 3)взаимопонимание 4)симпатии и эмпатии 5)кооперация деятельности.

12 Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин ≪толпа≫

является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.

Виды толпы: 1)пасивный(выжидательный) 2)активный (действующий). Пасивный-случайная толпа, конвенциональная, экспресивная, экстатическая. Активный- агресивная толпа, паническая. Черты человека в толпе: анонимность, инстинкты, безсознательность, состояние единения (или ассоциации), состояние гипнотического транса, ощущение неодолимой силы, заражаемость, аморфность, безответственность, соц.деградация.

13 Социальная группа — важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели,общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так

далее - эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Каждая группа должна иметь наличие трех единств: место, время и действие.

Формы межличносных отношений:

1)групповые устремления (цели,задачи, мотивы, потребности, ценности, идеалы, убеждения лежащие в основе поведения совместных усилий членов группы.

2)групповое мнение: мнения в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к опред.фактам, событиям и явлениям.

3)групповое настроение –сложное эмоциональное состояние, общий эмоциональный настрой всех членов группы, совокупность переживаний, овладевший в опред.период и в опред.степени определяющий направленость, ориентацию и характер всех проявлений в группе.

4)традиции – складываются на основе длительного опыта совместной деятельности и представляют собой прочно укоренившиеся в жизни группы нормы и стереотипы поведений и действий каждого члена группы.

Параметры соц группы

1)психологическое содержание общей деятельности –это совокупность целей,задач и операций, помогающие удовлетвор.основных мотивов этой деятельности, а также потребности и соц деятельности членов групп.

2)это композиция (состав группы), совокупность индивид.характеристик членов группы, важных с точки зрения ее целосных особенностей.

3)структура группы: 1)структура комуникаций 2)распред.власных функций. 3)соотношение формальных и неформальных взаимоотношений в группе

4)групповые процессы – это процессы групповой динамики, отражающие цикл жизнедеятельности группы (создание –функционирование-распад)

 

15 Групповые нормы –определенные правила и стандарты поведения, созданные группой. 1)имплицитные нормы –неофициальные правила, существующие в группе. 2)эксплицитные нормы –четко выделенные правила поведения и формально утвержденные.

Групповые санкции – совокупность механизмов, благодаря которым группа стимулирует нормативное поведение и лияет на поддержание индивидоами существующих норм и ценностей.

Групповое ожидание(экспектация) – представление о том, как долго должен вести себя член группы в опред.ситуации.

 

 

 

1.Соц.психология,прикладная соц.псих. 1

2.Функции соц.психологии.. 1

3Сфера групповых процессов. 1

4Метод исследования. 1

5Три этапа развития и становления соц.психологии.. 1

6Отечественная соц психология,этапы.. 1

7Механизмы общения. 1

8 Механизмы воздействия. 1

9Общение. 1

10 Функции общения. 1

11 Общность. 1

12Толпа. 1

13Социальная группа. 1

14Параметры соц группы.. 1

15 Групповые нормы, санкции,ожидание. 1

 

 



2015-11-10 337 Обсуждений (0)
Отечественная соц психология,этапы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отечественная соц психология,этапы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)