Экспериментальный этап
Изучение личностной тревожности учащихся Гипотетический этап Для данного психологического исследования были выбраны ученики 8 «Б» класса Польская Екатерина и Заседателев Денис. Наблюдения за учениками велись как на уроках, так и внеурочное время. Е. Польская занимается в стрелковом спорт клубе; высокая успеваемость, учится в основном на отметки «отлично»; общительная и дружелюбная по отношению к окружающим. Д. Заседателев занимается плаванием; учится на отметки «отлично»; общается только с частью учеников из класса и параллелей, дружелюбный и активный.
Гипотеза:
1) Наблюдения за поведением Польской позволю предположить, что она обладает очень низкой степенью выраженности школьной тревожности. Это объясняется тем, что она активно работает на уроках, проявляет желание отвечать как с места, так и у доски. Допущенные ошибки сказываются на активности ученицы, но она достаточно быстро втягивается в работу, не сосредотачиваясь на них. Активность на уроках, вероятно, также может послужить основой для предположения, что Польская обладает низкой самооценочной тревожностью. Ученица не избегает ответов, а сама проявляет желание показать приобретенные знания. Наблюдения над ситуациями неформального общения Польской, как на уроках (время, когда учитель еще не пришел в класс), так и на переменах, позволяют предположить, что ученица отличается слабо выраженной межличностной тревожностью. На это указывают ее общительность, доброжелательное отношение к одноклассникам и ученикам других классов, отсутствие конфликтных ситуаций в общении.
2) На основе наблюдений за поведением Заседателева можно предположить, что он обладает низкой школьной тревожностью. Об этом свидетельствует работа ученика на уроках. Было видно, что ученик владеет материалом, старается дать собственную оценку, однако, иногда на ответы Заседателева влияли факторы не связанные с учебным процессом. Ошибки, которые допускал ученик, сказывались негативно на его активности на уроке, но он, несмотря на это, включался в работу класса. Сделать предположение на основе наблюдений о степени самооценочной тревожности Заседателева достаточно сложно. Ученик не избегал ответов как у доски, так и с места. Судя по всему, он владеет материалом, однако на его активность и желание работать на уроке оказывают влияние другие факторы, с учебным процессом не связанные. Наблюдения за неформальным общением Заседателева позволяют предположить у него высокую межличностную тревожность. Спор Заседателева и его одноклассников повлиял даже на его активность на уроках. Ученик пересел от своего соседа, который участвовал в споре и не поддержал Заседателева. На переменах стал общаться с учениками из параллельного класса, избегая встреч с одноклассниками, с которыми произошел спор. Отношение одноклассников к позиции Заседателева имеют для него большое значение, неприятие его мнения вызвало у него чувство сильного дискомфорта и повлияло на настроение.
Экспериментальный этап
1. Обработка экспериментальных данных Польской позволяет сделать следующие выводы о ее личной тревожности. По шкале «Школьная тревожность» был выявлен нормальный уровень тревожности, так как в оценке ситуаций преобладают баллы 1 и 0, общая сумма баллов по данной шкале 6, что является достаточно низким показателем. По шкале «Самооценочная тревожность» выявлен нормальный уровень, о чем свидетельствуют баллы 1 и 0, общая сумма баллов – 9. По шкале «Межличностная тревожность» также преобладают баллы 1 и 0, однако один раз был поставлен балл 2. Уровень тревожности по данной шкале нормальный, общая сумма баллов 7. В сумме три шкалы дают 22 балла тревожности. Наиболее выраженной у Польской является самооценочная тревожность, школьная и межличностная тревожность примерно равны. Уровень всех трех типов тревожности является нормальным. 2. Согласно данным эксперимента, о личной тревожности Заседателева можно сказать следующее. По шкале «Школьной тревожности» преобладают баллы 1 и 0, в сумме они равны 9. Уровень школьной тревожности Заседателева является нормальным. По шкале «Самооценочной тревожности» преобладают баллы 2 и 1, которые в сумме дают 19 баллов, что является существенным показателем. Уровень данного вида тревожности является несколько повышенным. По шкале «Межличностной тревожности» в общей сумме получилось 27 баллов, преобладали баллы 2 и 3. Данный уровень тревожности ученика высокий. В целом три шкалы дают 55 баллов. Наиболее ярко у Заседателева выражена межличностная тревожность – высокий уровень. Несколько повышенной является самооценочная тревожность. В норме только школьная тревожность. Общая сумма баллов по трем шкалам позволяет охарактеризовать Заседателева как ученика с высокой тревожностью. 3. Данные эксперимента Польской подтвердили выдвинутую на основе наблюдений гипотезу о ее личной тревожности. Уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности является нормальным, общий показатель тревожности – 22 – также невысок. 4. Эксперимент подтвердил гипотезу о личной тревожности Заседателева. Наиболее высокий уровень тревожности, как было сформулировано на основе наблюдений, выявлен по шкале «Межличностной тревожности». Затруднения в формулировании гипотезы о самооценочной тревожности были связаны с коротким промежутком временем, отведенным на наблюдение за учеником. Эксперимент позволил уточнить уровень данной тревожности – несколько повышенный. Гипотетическое предположение о том, что школьная тревожность Заседателева является нормальной подтверждено экспериментом. Конструктивный этап Поскольку три вида личной тревожности Польской находятся в норме, а общая тревожность также не высока, нет причин проводить коррекционную работу с данной ученицей. Однако необходимо поддерживать условия, чтобы уровень тревожности Польской не возрос. Заседателев нуждается в коррекционной работе в связи с его показателями самооценочной и межличностной тревожности. Взрослые должны предъявлять к нему объективные требования, которые соответствовали бы его реальным возможностям. С учеником необходимо проводить беседы о том, что неудачи и ошибки являются важной частью личного опыта и в дальнейшем помогут лучше выходить из сложных ситуаций. Неудачи в школе и ссоры с окружающими могут произойти с любым, их не следует воспринимать как катастрофу. Также необходимо прививать Заседателеву уважение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения. Проведение подобной работы должно способствовать понижению уровня самооценочной и межличностной тревожности Заседателева.
Рефлексивный этап
Работа по исследованию личностной тревожности учащихся является очень важной для формирования качеств будущего педагога-профессионала. В ходе выполнения данного задания был получен ценный опыт по проведению наблюдения за учениками, формулированию гипотезы и ее проверки с помощью данных эксперимента. Ценной и важной частью была работа над рекомендациями для коррекции тех или иных видов тревожности у школьников. Данный этап работы является достаточно сложным. Необходимо основываться на хорошем знании характера учеников, что исключает короткий срок педагогической практики. Однако общие рекомендации также должны помочь работе учителей для преодоления высокой тревожности учеников. Данное задание является очень интересным и развивающим для будущих педагогов. Кроме того, оно дает возможность в целом боле внимательно относиться к себе и окружающим. Следует отметить, что выполнение данного задания было сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, сложно сформулировать гипотезу, подкрепленную достаточным количеством наблюдений, поскольку на эту часть задания отводится незначительный отрезок времени. Во-вторых, хорошо узнать учеников за время практики тоже достаточно сложно, что затрудняет формулирование предложений на конструктивном этапе. В целом, данное задание является очень полезным в процессе приобретения ценного психолого-педагогического опыта. Ситуации и оценки
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |