Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальный этап



2015-11-10 276 Обсуждений (0)
Экспериментальный этап 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение личностной тревожности учащихся

Гипотетический этап

Для данного психологического исследования были выбраны ученики 8 «Б» класса Польская Екатерина и Заседателев Денис. Наблюдения за учениками велись как на уроках, так и внеурочное время.

Е. Польская занимается в стрелковом спорт клубе; высокая успеваемость, учится в основном на отметки «отлично»; общительная и дружелюбная по отношению к окружающим.

Д. Заседателев занимается плаванием; учится на отметки «отлично»; общается только с частью учеников из класса и параллелей, дружелюбный и активный.

 

Время и место наблюдения Наблюдаемые факты Комментарии
17.02. Урок русского языка   18.02. Урок истории   18.02. Перемена после урока математики     21.02. Урок литературы   25.02. Перемена после урока математики   Польская приготовилась к уроку на перемене, аккуратно положив на стол учебник, рабочую тетрадь, ручку и карандаш. До прихода учительницы в класс тихо разговаривала с соседкой по парте. Весело отреагировала на приветствие учителя. Вела себя уверенно и проявляла готовность к занятию. По собственному желанию отвечала с места. Допустив незначительную ошибку, растерялась, но быстро исправилась и продолжила ответ. Учитель не снизил оценку, поддержав ученицу.     Заседателев не подготовился к уроку на перемене. Начал доставать учебник и тетрадь, когда учитель вошел в класс и попросил показать домашнее задание. Долго искал тетрадь в сумке. Во время проверки домашнего задания оказалось, что часть заданий Заседателева выполнена с ошибками. После замечаний учителя ученик стал вести себя более сдержанно, перестал перешептываться с соседом по парте. Однако к концу урока активность ученика вновь возросла, он включился в работу и начал перешептываться с соседом по парте.     Польская заранее приготовилась к уроку, посмотрела записи в тетради. Во время проверки домашнего задания поднимала руку, но учитель ее не вызвал к доске, а дал задание на карточке. Ученица покраснела, постоянно обращалась к соседу по парте, пыталась посмотреть в учебник. Когда учитель попросил сдать лист с ответом и карточку, Польская выполнила это с неохотой. К концу урока втянулась в работу.     Заседателев и трое его одноклассников горячо спорили, причем одноклассники были настроены против Заседателева не принимая его точку зрения. После звонка на урок ученики оставались в коридоре, продолжая спор до приходя учителя, который попросил их войти в класс. Заседателев не сел на свое обычное место – одним из участников спора, а ушел на последнюю парту.   Польская, приготовившись к уроку до прихода учителя, переговаривалась с одноклассницами, смеялась. Когда учитель вошел в класс, встала и доброжелательно приветствовала его. Активно работала весь урок с места. Отвечала на вопросы, участвовала в обсуждении. В конце урока учитель отметил наиболее активных учеников. В том числе и Польскую. Ученица обрадовалась похвале, улыбалась в ответ на улыбку учителя во время контакта глаз.   Заседателев приготовился к уроку после звонка, но до прихода учителя в класс. Сидел за последней партой, избегая своего соседа. На уроке вел себя скромно. Отвечал вяло и неохотно. В конце урока учитель, характеризуя работу учеников, сказал, что Заседателев может работать гораздо активнее и поинтересовался о причинах слабой активности ученика. Заседателев не ответил учителю.     Польская активно общается с группой из девяти учеников, часть которых не учится в их классе. Две ученицы явно из более старших классов. Общение протекало в доброжелательной обстановке, ученики смеялись и были спокойны, уравновешенны.   Заседателев общался с учениками из параллельного класса. Ученики находились далеко от кабинета, где должен был быть урок . Ученица общительная. Уверенное поведение говорит о том, что она подготовила домашнее задание.   Вероятно, у учителя и Польской хорошие отношения с учителем. Ошибка не вызвала у ученицы неуверенности при дальнейшем ответе.   Возможно, ученик не готов к уроку.   Собственные ошибки и замечания со стороны учителя отрицательно сказываются на активности ученика, подавляют его деятельность на уроке.   Ученица к уроку готова.   Судя по всему, ученице досталось задание, на которое она не могла самостоятельно ответить.   Проявила неуверенность в своем ответе. Быстро преодолела подавленность от плохо выполненной работы на карточке.   Ученик был явно обижен на одноклассников, которые не проявили к нему в данной ситуации дружелюбности и не захотели понять его позицию. Пересев со своего привычного места, Заседателев, таким образом, попытался разрешить возникший спор и показать одноклассникам свою обиду на них.   Проявление общительности и хорошего настроения свидетельствуют о готовности ученицы к уроку.     Отношения учителя и ученицы можно охарактеризовать как доброжелательные. Скорее всего. это связано с хорошей работой ученицы на уроках.   Вероятно, у ученика осталась обида на одноклассников из-за предшествующего ранее спора. Судя по содержанию ответов, ученик знает материал. Причина плохой активности и недостаточного интереса к уроку может быть связана с предшествующим спором между учениками.   В общении Польская дружелюбная и открытая. Имеет, судя по всему, достаточно широкий круг знакомств. Доброжелательна по отношению к другим ученикам и ученицам.   Заседателев общительный, но спор со своими одноклассниками тяжело переживает. Избегает своей привычной компании, общаясь с учениками из параллельного класса.

 

Гипотеза:

 

1) Наблюдения за поведением Польской позволю предположить, что она обладает очень низкой степенью выраженности школьной тревожности. Это объясняется тем, что она активно работает на уроках, проявляет желание отвечать как с места, так и у доски. Допущенные ошибки сказываются на активности ученицы, но она достаточно быстро втягивается в работу, не сосредотачиваясь на них.

Активность на уроках, вероятно, также может послужить основой для предположения, что Польская обладает низкой самооценочной тревожностью. Ученица не избегает ответов, а сама проявляет желание показать приобретенные знания.

Наблюдения над ситуациями неформального общения Польской, как на уроках (время, когда учитель еще не пришел в класс), так и на переменах, позволяют предположить, что ученица отличается слабо выраженной межличностной тревожностью. На это указывают ее общительность, доброжелательное отношение к одноклассникам и ученикам других классов, отсутствие конфликтных ситуаций в общении.

 

2) На основе наблюдений за поведением Заседателева можно предположить, что он обладает низкой школьной тревожностью. Об этом свидетельствует работа ученика на уроках. Было видно, что ученик владеет материалом, старается дать собственную оценку, однако, иногда на ответы Заседателева влияли факторы не связанные с учебным процессом. Ошибки, которые допускал ученик, сказывались негативно на его активности на уроке, но он, несмотря на это, включался в работу класса.

Сделать предположение на основе наблюдений о степени самооценочной тревожности Заседателева достаточно сложно. Ученик не избегал ответов как у доски, так и с места. Судя по всему, он владеет материалом, однако на его активность и желание работать на уроке оказывают влияние другие факторы, с учебным процессом не связанные.

Наблюдения за неформальным общением Заседателева позволяют предположить у него высокую межличностную тревожность. Спор Заседателева и его одноклассников повлиял даже на его активность на уроках. Ученик пересел от своего соседа, который участвовал в споре и не поддержал Заседателева. На переменах стал общаться с учениками из параллельного класса, избегая встреч с одноклассниками, с которыми произошел спор. Отношение одноклассников к позиции Заседателева имеют для него большое значение, неприятие его мнения вызвало у него чувство сильного дискомфорта и повлияло на настроение.

 

 

Экспериментальный этап

 

1. Обработка экспериментальных данных Польской позволяет сделать следующие выводы о ее личной тревожности. По шкале «Школьная тревожность» был выявлен нормальный уровень тревожности, так как в оценке ситуаций преобладают баллы 1 и 0, общая сумма баллов по данной шкале 6, что является достаточно низким показателем. По шкале «Самооценочная тревожность» выявлен нормальный уровень, о чем свидетельствуют баллы 1 и 0, общая сумма баллов – 9. По шкале «Межличностная тревожность» также преобладают баллы 1 и 0, однако один раз был поставлен балл 2. Уровень тревожности по данной шкале нормальный, общая сумма баллов 7. В сумме три шкалы дают 22 балла тревожности. Наиболее выраженной у Польской является самооценочная тревожность, школьная и межличностная тревожность примерно равны. Уровень всех трех типов тревожности является нормальным.

2. Согласно данным эксперимента, о личной тревожности Заседателева можно сказать следующее. По шкале «Школьной тревожности» преобладают баллы 1 и 0, в сумме они равны 9. Уровень школьной тревожности Заседателева является нормальным. По шкале «Самооценочной тревожности» преобладают баллы 2 и 1, которые в сумме дают 19 баллов, что является существенным показателем. Уровень данного вида тревожности является несколько повышенным. По шкале «Межличностной тревожности» в общей сумме получилось 27 баллов, преобладали баллы 2 и 3. Данный уровень тревожности ученика высокий. В целом три шкалы дают 55 баллов. Наиболее ярко у Заседателева выражена межличностная тревожность – высокий уровень. Несколько повышенной является самооценочная тревожность. В норме только школьная тревожность. Общая сумма баллов по трем шкалам позволяет охарактеризовать Заседателева как ученика с высокой тревожностью.

3. Данные эксперимента Польской подтвердили выдвинутую на основе наблюдений гипотезу о ее личной тревожности. Уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности является нормальным, общий показатель тревожности – 22 – также невысок.

4. Эксперимент подтвердил гипотезу о личной тревожности Заседателева. Наиболее высокий уровень тревожности, как было сформулировано на основе наблюдений, выявлен по шкале «Межличностной тревожности». Затруднения в формулировании гипотезы о самооценочной тревожности были связаны с коротким промежутком временем, отведенным на наблюдение за учеником. Эксперимент позволил уточнить уровень данной тревожности – несколько повышенный. Гипотетическое предположение о том, что школьная тревожность Заседателева является нормальной подтверждено экспериментом.

Конструктивный этап

Поскольку три вида личной тревожности Польской находятся в норме, а общая тревожность также не высока, нет причин проводить коррекционную работу с данной ученицей. Однако необходимо поддерживать условия, чтобы уровень тревожности Польской не возрос.

Заседателев нуждается в коррекционной работе в связи с его показателями самооценочной и межличностной тревожности. Взрослые должны предъявлять к нему объективные требования, которые соответствовали бы его реальным возможностям. С учеником необходимо проводить беседы о том, что неудачи и ошибки являются важной частью личного опыта и в дальнейшем помогут лучше выходить из сложных ситуаций. Неудачи в школе и ссоры с окружающими могут произойти с любым, их не следует воспринимать как катастрофу. Также необходимо прививать Заседателеву уважение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения. Проведение подобной работы должно способствовать понижению уровня самооценочной и межличностной тревожности Заседателева.

 

Рефлексивный этап

 

Работа по исследованию личностной тревожности учащихся является очень важной для формирования качеств будущего педагога-профессионала. В ходе выполнения данного задания был получен ценный опыт по проведению наблюдения за учениками, формулированию гипотезы и ее проверки с помощью данных эксперимента. Ценной и важной частью была работа над рекомендациями для коррекции тех или иных видов тревожности у школьников. Данный этап работы является достаточно сложным. Необходимо основываться на хорошем знании характера учеников, что исключает короткий срок педагогической практики. Однако общие рекомендации также должны помочь работе учителей для преодоления высокой тревожности учеников.

Данное задание является очень интересным и развивающим для будущих педагогов. Кроме того, оно дает возможность в целом боле внимательно относиться к себе и окружающим.

Следует отметить, что выполнение данного задания было сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, сложно сформулировать гипотезу, подкрепленную достаточным количеством наблюдений, поскольку на эту часть задания отводится незначительный отрезок времени. Во-вторых, хорошо узнать учеников за время практики тоже достаточно сложно, что затрудняет формулирование предложений на конструктивном этапе.

В целом, данное задание является очень полезным в процессе приобретения ценного психолого-педагогического опыта.

Ситуации и оценки

Ситуация Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Отвечаешь у доски
Приходишь в дом к незнакомым людям
Участвуешь в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
Разговариваешь с директором школы
Думаешь о своем будущем
Учитель смотрит по журналу, кого спросить
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь решаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
Пишешь контрольную работу
После контрольной учитель называет отметки
На тебя не обращают внимания
У тебя что-то не получается
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неуспех, провал
Слышишь смех за твоей спиной
Сдаешь экзамены в школе
На тебя сердятся (непонятно почему)
Выступаешь перед большой аудиторией
Предстоит важное, решающее дело
Не понимаешь объяснений учителя
С тобой не согласны, противоречат тебе
Сравниваешь себя с другими
Проверяются твои способности
На тебя смотрят как на маленького
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
Замолчали, когда ты подошел/подошла
Оценивается твоя работа
Думаешь о своих делах
Тебе надо принять важное решение
Не можешь справиться с домашним заданием

 

 



2015-11-10 276 Обсуждений (0)
Экспериментальный этап 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальный этап

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)