Человек и его изучение в психологии. Личность, свойства личности
Место курса в профессиональной подготовке студентов
При изучении курса «Психология» студенты опираются на сведения, полученные на философии. Знания из психологии составляют методологическую основу при изучении «Педагогики», а тема «Познавательные процессы человека. Мышление» поможет легче усвоить материал по «Логике». На пятом курсе студенты филологического факультета слушают спецкурс «Возрастная психология» (12 часов), при изучении и которого также необходимы знания из общей психологии
II.Требования к уровню усвоения содержания курса
Студенты должны продемонстрировать владение основными понятиями общей психологии: - уметь на практических примерах показать знания о некоторых закономерностях познавательных процессов, - знать о различных подходах в психологии к пониманию личности, о движущих силах ее развития; - иметь представление об особенностях современной теоретической (о разных психологических школах) и практической психологии (в частности в образовательном учреждении); - должны сформировать представление о роли воспитания, обучения в развитии человека, а также о роли наследственных факторов; - уметь обсуждать проблемы развития личности с точки зрения научной, а не житейской психологии; - уметь определять индивидуально-типологические особенности человека и использовать эти знания при общении; - знать об основных групповых процессах; - уметь проанализировать малую социальную группу
III. Объем дисциплины и виды учебной работы
IV. Краткое содержание тем дисциплины
Предмет и задачи психологической науки и практики Особенности психического отражения. Психика как функция мозга. Специфические особенности психологии как науки. Задачи психологической науки и практики. Методы психологии: общенаучные методы, используемые в психологии и конкретно-научные методы (собственно психологические). Основные отрасли психологии и предмет их изучения. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. На особенности психического отражения: знания этого вопроса позволит понять все остальные частные вопросы общей и возрастной психологии.
История развития психологии как науки Развитие психологических знаний в философии. Становление психологии как самостоятельной науки (первый психологический эксперимент, развитие психологических направлений: психоанализ, бихевиориальная психология, деятельностная, гуманистическая). Современное состояние психологии. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Понять не только как изменялся предмет психологии как науки, но и знать, как обосновывали ученые необходимость изучения того, или иного предмета. Происхождение и стадии развития психики в филогенезе Стадии развития психики. Критерий психического. Роль психики для адаптации. Особенности психики человека. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Прочесть и привести примеры на лекции из книги С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», из книги Дольника В. Р. «Непослушное дитя биосферы»
Деятельность как психологическая категория Деятельность: сущность, виды, структура. Потребностно-мотивационная основа деятельности. Целевая основа деятельности и инструментальная основа деятельности. Основные положения, разработанные в рамках теории деятельности.
Человек и его изучение в психологии. Индивид, индивидные свойства Человек и разные аспекты его изучения. Индивид, индивидные свойства: половозрастные свойства, свойства нервной системы, конституция. Роль индивидных свойств в развитии личности. Темперамент и задатки как интегративные характеристики. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Понять, почему в психологии человека изучаем поаспектно? Различать первичные и вторичные индивидные свойства. Научиться понимать выражения: «индивидуальные свойства», «индивидуальные генотипические свойства», «индивидуальные фенотипические свойства».
Человек и его изучение в психологии. Человек как субъект деятельности Субъект, побудительные силы субъекта деятельности. Мотивационная сфера, формы мотивов. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Уметь понимать значение понятие «субъект» в текстах из разных областей знаний.
Человек и его изучение в психологии. Личность, свойства личности Некоторые определения личности, общие признаки личности. Основные направления в изучении личности. Общие психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность. Изучение темперамента. Механизмы формирования характера, степени выраженности характера. Способности, виды способностей, развитие способностей. Направленность, виды. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Найти общее в разных определениях личности. Понять, как связаны темперамент и характер. Знать каков механизм формирования характера. Внимательно рассмотреть понятия «интеллект» и «умственное развитие», знать, чем отличаются эти психологические категории. Обратить внимание, как развиваются способности. От чего зависит их развитие: приводите примеры в пользу и социального, и природного факторов (рассуждая, сталкивайте эти факты).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (846)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |