Когнитивная психология
Вопрос 1 Предмет, объект и задачи психологии Объект психологии: человек Предмет психологии: психика Субстракт психики – головной мозг Психика – функция головного мозга Вопрос 2 Место психологии в системе науки. 1) Физиология высшей мерной деятельности (информация о строении и функционировании центральной нервной системы) 2) История (цивилизованный опыт влияет на развитие личности) 3) Социология (социально-ориентированное поведение) 4) Педагогика (механизмы воздействия) 5) Философия Вопрос 3 Отрасли психологии. Основные отрасли психологии 1) Общая психология – универсальное фундаментальное понятие, характеризующее психику вне зависимости от возраста и ведущей деятельности 2) Психология личности – психические явления определяют возможность самореализации и специфику взаимоотношений с людьми. Эти явления называют склонностями и состояниями: склонности, способности, характеры, потребности, мотивы, воля, чувства и эмоции (число 7+-2) 3) Психология познавательных процессов: ощущение и восприятие, внимание и воображение, память и мышление 4) Психология человеческих отношений Специальные отрасли психологии 1) Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики 2) Дифференциальная психология изучает межличностные и межгрупповые различия 3) Педагогическая психология изучает психологические аспекты обучения и воспитания Вопрос 4 Этапы развития психологии. 1) Античность: (Аристотель, Платон); анимизм (анима) – душа; душа присуща всему 2) Средник века: (морфология центральной нервной системы) 1590г. Гоклениус, Кассман ввели термин «психология» 3) Умозрительная психология : ~17 век; Рене Декарт: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как душа – нет»; дуализм – противопоставление материального и идеального; 3 основных вида деятельности человека в общении (трудовая, игровая, учебная); Лейбниц «бессознательная психика» - предположил что существует скрытая внутренняя работа сознания 4) 18 век – эмпирическая психология; Вольф ввел термин «эмпирическая психология»; основные принципы, методы – наблюдение, в дальнейшем – самонаблюдение; Гартли предложил подход «ассоциативная психология» - развитие физического мира происходит за счет усложнения первичных частиц, а это усложнение происходит за счет ассоциативного мышления; Титченер – основоположник «структурной психологии» Вопрос 5 Отечественная психология Сеченов: рефлексия головного мозга, впервые даёт физиологическую трактовку психических процессов; Бехтерев основал институт мозга; Челпанов в 1912 г. Приступил к созданию Российского психологического института, 1914г – ИПРАО (инст. Психол.российск.академ.образ.); Гальперин – изучение ориентировочной деятельности в проблемных ситуациях «от восприятия до мышления»; Лурия изучал морфологию центральной нервной системы(строение и функционирование); Выготский – зона ближайшего развития с точки зрения психологии интериоризации (перевод во внутренний план) высших психических функций; Рубинштейн: работа «основы общей психологии»; Буднадзе школа психологической установки; 1937 – закрытие психологии в СССР до 1967/8 года; Леонтьев А.Н. – раскрытие механизмов интериоризации (перевод во внутренний план, процесс создания того, о чем хотим сказать), интериоризация оружейно-знаковых действий (письмо, езда на велосипеде, вождение машины), переодизация детского развития: 0 –родовая травма (способ дыхания, способ питания, способ восприятия, среда существования), 3 – кризис «я сам» (первое рождение личности, ребенок впервые осознает себя познающим субъектом), ~7 - постепенный процесс социализации (сенситивный период, зарождение познавательной активности), ~12 – второе рождение личности (происходит осознание представителя себя как определенного пола и начинает развиваться интерес к противоположному). Тяжесть протекания последующего кризиса обратно пропорциональна предшествующему. Вопрос 6 Основные школы 1) Бихевиоризм (Уотсон) – стимул =>реакция 2) Гештальтпсихология (Верт Геймер, Кёллер, Левин) – целостный образ 3) Глубинная психология (Фрейд, Юнг, Салливен, Фромм, Адлер, Хорни, Анна Фрейд) – теория версий, 3 составляющие психики, изучение защитных механизмов) 4) Гуманистическая психология (Роджерс, Форд, Мюррей, Маслов) – логотерапия, конструктивное и гармоничное развитие 5) Когнитивная психология (Найссер) – стереотипы 6) Отечественная психология (Сеченов, Бехтерев, Леонтьев, Челпанов, Гальперин, Выготский, Рубинштейн, Лурия, Бузнадзе) – рефлексия головного мозга, переодизация детского развития Вопрос 7 Бихевиоризм. S –> R (стимул – реакция) Уотсон, 1910 S –> –> R (стимул – черный ящик – реакция) 1913 Предмет исследования: поведение, метод исследования: наблюдение
Вопрос 8 Гештальтпсихология Верт Геймер, Кёллер, Левин Гештальт означает целостный образ. Фигура Фон Инсайд (по критерию «выбор фигуры») Блюма Зейгарник (эффект незавершенного действия) Вопрос 9 Глубинная психология 25% 75%
иллюстрация психики согласно З. Фрейду предполагал, что психика состоит из 3х: сознание(я)-20%, бессознательное (оно)-75%, цензура (сверх «я»)-5% Идея –> Потребность –> Мотив Бессознательное – кладезь идей, в сознание проникает малая их часть, т.к. их держит цензура Карл Юнг – автор теории версий 0 12 24 И А Э Экстроверты (вовне), интроверты (вовнутрь) , амбиверты (могут ситуативно подстраиваться) Изучал влияние общечеловеческого опыта на качество психического развития (не влияет); личностное «я», безличностное «я»; Салливен изучал влияние на формирование психики образов из детства; Фромм изучал взаимосвязь бессознательного и социального; Адлер изучал чувство неполноценности; Карен Хорни: чувство неполноценности + механизмы его компенсации «раз уж мне не удалось стать красивой, тогда я стану умной» (принцип компенсации); Анна Фрейд: изучение защитных механизмов – 1)вытеснение; 2)рационализация(интеллектуализация); 3) сублимация (соц.одобряемое направление энергии от соц.неодобряемых идей); 4) регресс; 5 уровней потребностей: 1) физиологические потребности 2) потребность в безопасности 3) комплекс потребностей в обществе 4) потребность в признании и уважении 5) потребности в самореализации Вопрос 10 Когнитивная психология Найссер: изучение организации знаний в памяти субъекта, соотношении вербальных и невербальных компонентов мышления; когнитивная схема Стереотип – частный случай когнитивной схемы; влияние прошлого на влияние будущего Вопрос 11
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |