Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уникальность жизненного пути личности



2015-11-10 922 Обсуждений (0)
Уникальность жизненного пути личности 0.00 из 5.00 0 оценок




  • Проблема жизненного пути в психологической науке
  • Жизненные планы и жизненный сценарий

Проблема жизненного пути в психологической науке

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий:

  • "жизненный путь";
  • "стратегия жизни";
  • "жизненная цель";
  • "жизненная перспектива";
  • "психологическая перспектива";
  • "личностная перспектива";
  • "жизненные задачи";
  • "пространство и время жизни";
  • "инициатива" и "ответственность";
  • "стиль жизни", "жизненный план";
  • "сценарий жизни".

Рассмотрим определения этих понятий.
Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование.
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Жизненные планы и жизненный сценарий

Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.
Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.
Основными составляющими сценария являются:

  • герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
  • антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
  • идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;
  • сюжет - модель событий;
  • другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
  • свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.
В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".

Проблемы для обсуждения:
1. Проблема жизненного пути в психологической науке.
2. Основные элементы жизненного сценария человека.
3. Уникальность жизненного пути каждого отдельно взятого индивида.
Источники

  1. Кроль В.М. Психология и педагогика / учебное пособие. – М, 2006 г. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль 1991.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
  3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - Москва-Воронеж, 1996.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
  5. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. "Пермь, 1970. Т. 77. Вып.6.
  6. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996.
  7. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.
  8. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.,1995.
  9. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М., 1995.

Интернет-ресурсы по курсу «Психология и педагогика»

psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология" Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов).
flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук." Библиотека. (Тематические подборки статей.)
ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу "Психология и Педагогика" (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования.

 

К выбору лекции

Психологический анализ деятельности. Человек как субъект, его психическая организация .
План

1. Понятие деятельности. Основные характеристики деятельности.
Предметность деятельности.
2. Общая структура деятельности. Понятие действия и операции.
Взаимопереходы составляющих деятельности.
3. Субъект деятельности. Человек как субъект, его психическая организация.
Мотивы и цели.
4. Развитие деятельности. деятельность и психическое отражение.

Основное содержание лекции
Основной “единицей” жизненого процесса является деят-ть организма; различные деят-ти, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом; поэтому мы будем различать отдельные виды деятельности по их предметам.
Деятельность чел. имеет сложное иерархическое строение: уровень особых видов деятельности ; уровень действий ; уровень операций ; уровень психофизиологических функций.
Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на реализацию цели.
Цель- сознательный образ желаемого результата.
Принципы теории деятельности:
1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).
2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания чел. ри рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).
3.Деятельность - это активный , целенаправленный процесс (принцип активности).
4.Действия чел. предметны; они реализуют социальные-производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет ; непредметная деят-ть невозможна.
Говоря о сложных составных действиях, следует отметить, что конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой соц. и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил и т.п.
Операция - способ выполнения действия.
Характер используемых действий зависит от условий в которых оно совершается.
Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей.
Операции первого рода возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода возникают из действия путем их автоматизации и находятся на границе сознания (могут стать актуально сознаваемыми).
Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя “подстилающих” их операций. Движение границы , отделяющей слой действий от слоя операций, вверх означает превращение некоторых действий в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности . Движение этой границы вниз - дробление деятельности на более мелкие единицы.
Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются ппсихофизиологические обеспечения психических процессов. (Сенсорные, мнемические, моторные функции, а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в первые месяцы жизни).
Психофизиологические функции составляют и необходимые предпосылки, и средства деятельности.Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.
С перечисленными уровнями связано обсуждение преимущественно операциональных-технических аспектов деятельности.
Мотивационно-личностные аспекты деятельности: потребности и мотивы.
Потребность - это исходная форма активности живых организмов.
Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. К списку элементарных биологических потребностей относятся и врожденные потребности:
1. Потребность в социальных контактах или в общении;
2. Познавательная потребность.
Этапы в жизни потребности:
1. Период до первой встречи с предметом; (Потребность не представлена субъекту, он может испытывать чувство напряжения, неудовлетворенности, но не знать чем они выражены. Со стороны поведения состояние этого этапа выражается в беспокойстве. поиске, переборе различных предметов.В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, процесс “узнавания”- опредмечивание потребности.)
2. Период после этой встречи.
В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности:
1.Первоначально широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность;
2.Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
В акте опредмечивания рождается мотив, который определяется как предмет потребности или как опредмеченная потребность.
Самим актом опредмечивания потребность менется, преобразуется. Она становится потребностью именно в данном предмете.
Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Поведение приобретает направленность.
Совокупность действий, которые называются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенным видом деятельности. (Игровая, учебная, трудовая деятельности).
Уровень деятельностей отделяется от уровня действий. Дело в том, что один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а одно и то же действие может побуждаться разными мотивами (полимотивированность). Главный мотив - ведущий, второстепенные - мотивы-стимулы.
Соотношение мотивов и сознания.
Мотивы можно разбить на два больших класса:
1. Осознаваемые мотивы (Мотивы-цели).
2.Неосознаваемые мотивы - проявляются в сознании в особой форме : эмоций и личностных смыслов.
В теории деятельности эмоции определяются как отражения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, то возникают положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.
Личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Мотивы-стимулы порождают только эмоции.
Мотивационной сферой чел. определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере . Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.
При анализе деятельности единственный путь движения: от потребности к мотиву, затем от цели к действию. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Однако в теории деятельности намечен один механизм образования мотивов: механизм сдвига мотива на цель. (Цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем сама становится мотивом). Превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции.
Внутренняя деятельность.
Внутренние действия подготавливают внешнии действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность выбрать нужное действие.
1. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение , что и внешняя деятельность.
2. Внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации (Перенос соответствующих действий в умственный план).
Теория деятельности дает возможность осмыслить психические процессы как особые формы деятельности. Психология же в ней определяется как “наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальностив процессе деятельности человека и поведения животных.”
Упрощая, можно сказать, что предметом психологии является психически управляемая деятельность. В конкретных работах по психологии реализуются две самые общие стратегические линии. В русле одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в русле другой - как объяснительный принцип.
Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности.Это усложенение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам Среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые выполняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей деятельности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение.
Развитие этих форм псих. отр. совершается вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают.
Та деятельность животных, с которой связана простейшая форма психики определяется не самими по себе данными воздействующими свойствами Среды, но этими свойствами в их отношениях с другими свойствами.
Отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из его биологических потребностей называется биологическим смыслом данного воздействия. Биологический смысл тех или иных воздействий не является постоянным для животного, но, наоборот, изменяется и развивается в процессе его деятельности в зависимости от объективных связей соответствующих свойств Среды.
Смысловые связи, возникающие в деятельности животных, представляют собой условные связи, имеющие особый , чрезвычайный характер. Они резко отличаются от тех условных связей, которые образуют механизм самого поведения, т.е. связей, с помощью которых поведение осуществляется.
Связи первого рода образуются весьма быстро и столь же быстро угасают; для этого достаточно 1-2 сочетаний.
Связи второго рода угасают медленно, постепенно.
Другая черта смысловых связей - это как бы “двусторонний” их характер, которыый выражается в том, что в результате образования такой связи не только воздействие данного раздражителя начинает вызывать определенную реакцию, но и соответствующая потребность как бы “узнает себя” в данном предмете- раздражителе, конкретизируется в нем и вызывает активное поисковое поведение по отношению к нему.
Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. Существующие взаимопереходы между ними заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; с другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным оказывается сихическое отражение воздействующих свойств это действительности.
Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики.
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает псих. отр. животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Еще большее усложнение условий существования создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных сотношений вещей в виде предметных “ситуаций” .
Т.о. развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и что псих. отр. является функцией соотвествующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.
Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде.
Форма отражения действительности животным зависит от объективного строения его деятельности. Однако, при этом развитие псих. отр. как бы отстает от развития их деятельности, оказывается как бы сдвинутым на одну ступень вниз.
Материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование “естественных орудий” их деятельности - их органов и присущих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга, происходящая внутри каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности в целом; возникающее при этом переходе изменение общего строения деятельности животных создает необходимость дальнейшей эволюции отдельных органов и функций, которая теперь идет уже в новом направлении.
Первое отличие деятельности жив. от деятельности чел. состоит в том , что она является инстинктивно-биологической. В связи с этим и возможности псих. отр. животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. У жив. в отличие от человека не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Когда человек вступает в то или иное отношение к веши, то он отличает объективный предмет своего отношения и само свое отношение к нему. Такого разделения не существует у животных.
Существует еще одна черта психики животных, отличающая ее от чел. сознания: общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессовтакже полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности (отсутствие труда - процесса, общественного по своей природе; голосовое поведение - инстинктивно).
Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия чел. на природу. Для труда характерны следующие черты:
1. Употребление и изготовление орудий;
2. Реализация в условиях коллективной деятельности.
Этапы строения деятельности в усл. коллективного труда:
1. Разделение имеет случайный и непостоянный характер;
2. Этап примитивно- технического разделения труда;
3. Коренное изменение самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.
У жив. предмет их деятельности и ее биологический мотив всегда слиты.У чел. в рамках коллективной деятельности происходит разделение предмета деятельности и ее мотива. Процесс , предмет и мотив которого не совпадают, - действие.
Источники
1.Кроль В.М. Психология и педагогика / учебное пособие. – М, 2006 г.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.1988, с. 95-128.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1981 , с. 48-50, 212-223, 261-263, 276-283, 518-531.
4 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975, с. 81-123, 247-251, 265-270, 277-284.
5. Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения. Вестник МГУ, Сер.14. Психология . 1979, №4
Интернет-ресурсы по курсу «Психология и педагогика»

psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология" Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов).
flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук." Библиотека. (Тематические подборки статей.)
ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу "Психология и Педагогика" (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования.

 

К выбору лекции



2015-11-10 922 Обсуждений (0)
Уникальность жизненного пути личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уникальность жизненного пути личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)