Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные психологические характеристики структурных групп организации



2015-11-10 2638 Обсуждений (0)
Основные психологические характеристики структурных групп организации 4.75 из 5.00 4 оценки




Группа - конкретная общность людей, вовлеченных в типичных для них видов и форм деятельности и объединенных системой отношений. Поведение и деятельность людей в группах регулируются общими целями, нормами, ценностями.

Главные признаки группы:
- Содержание и характер совместной деятельности;
- Цели и задачи совместной деятельности;
- Определенный тип отношений между лицами в группе;
- Внешняя и внутренняя организация;
- Принятые в группе нормы и ценности;
- Осознание принадлежностью группы лицами своей причастности к ней, Наличие «мы-чувства»;
- Наличие групповых атрибутов (название, символы и т.д.).
Самыми общими хар-ми группы с точки зрения управления являются:
1. Направленность группы. Охватывает социальную ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм.
2. Организованность группы. Проявлением ее является способность группы к самоуправлению и интегративность как мера слитности, единства, общности человек в группе между собой в противовес разобщенности.
3. Микроклимат, т.е. психологический климат группы. Определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней, когда каждый стремится быть среди других людей, принадлежать к группе, испытывать положительные встречные эмоции.
4. Референтность - степень принятия индивидами групповых эталонов и лидерство - степень ведущего влияния отдельных лиц группы на группу в целом в решении важных для нее задач.
5. Интеллектуальная активность и коммуникабельность. Они выражают характер межличностного восприятия, утверждение взаимопонимания, способность находить общий язык.
6. Эмоциональная коммуникабельность. Свидетельством ее являются межличностные эмоциональные связи, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах.
7. Волевая коммуникабельность. Это - способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях

Коммуникации, интеракции, межличностное познание, взаимодействие, социальная перцепция

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Познание : характер взаимодействия между людьми и ее результаты во многом зависят от того, как люди воспринимают друг друга, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение, оценивают свои возможности и других участников общения. В процессе взаимодействия достигается взаимопонимание или непонимание, возрастает способность прогнозировать поведение друг друга или оказывается неспособность предвидеть действие партнера по общению. Все это является следствием чувственного адекватного или неадекватного отражения и понимания партнерами друг друга, недостаточного или неправильного толкования информации, имеющихся в их распоряжении.

Сложный процесс межличностного познания можно описать с помощью таких составляющих:

• восприятие и оценка внешних признаков и поведения индивида;

• создание представлений о его психологические особенности и состояния;

• оценка этих представлений и сопоставления внешних признаков индивида с личностными характеристиками;

• понимание и интерпретация полученной информации;

• оценка партнера в целом;

• общие умозаключения;

• прогнозирование действий и поступков партнера;

• создание стратегии собственного поведения.

К этому процессу можно добавить еще и такие характеристики, как принятие решения, принятие партнера по общению, его целей, мотивов, установок. Речь идет, таким образом, не только о понимании другого участника взаимодействия, но и о разделения его мнений, взглядов и т.д. А это уже из области взаимопонимания, достижения которого считается внутренней основой и целью общения.

 


 

Понятие атрибуции

АТРИБУЦИЯ — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, даваемая наблюдением, недостаточна для адекватного взаимодействия с окружением социальным и нуждается в «достраивании». Атрибуция — основной способ «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации.


 

31. Социаль­ные роли личности

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.


Понятие малой группы

Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные).

Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые . Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.


 



2015-11-10 2638 Обсуждений (0)
Основные психологические характеристики структурных групп организации 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Основные психологические характеристики структурных групп организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)