Тема 4. Рациональные формы освоения действительности
Вопросы для подготовки к занятию 1. Дайте определение мышления как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами. 2. Назовите основные характеристики мышления. 3. Расскажите о взаимосвязи мышления и речи. 4. Назовите особенности наглядно-образного мышления. 5. Назовите особенности наглядно-действенного мышления. 6. Назовите особенности понятийного мышления. 7. Назовите особенности словесно-логического мышления. 8. Перечислите и охарактеризуйте основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). 9. Определите сущность понятия «интеллект». 10. Перечислите основные операции мышления (сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция). 11. Перечислите основные пути и средства развития мышления. 12. Дайте определение памяти как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув ее специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами. 13. Дайте характеристику основным видам памяти. 14. Назовите основные виды запоминания. 15. Перечислите основные приемы и способы произвольного запоминания. 16. Назовите и охарактеризуйте основные процессы памяти. 17. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти. 18. Перечислите основные методы изучения памяти. 19. Перечислите основные пути и средства развития памяти. Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Известный психолог С.Л.Рубинштейн определяет значение памяти таким образом: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом, не было бы психической жизни смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть». Задание 4.1. Заполните таблицу «Виды памяти»:
Закономерности памяти: • Простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запомниться сразу прочно и надолго; • Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они не запечатлеваются; • Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь; • Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени; • «Эффект края»; • То, чем человек интересуется, запоминается безо всякого труда. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проявляется в способности выделять существенное, формировать понятия и решать мыслительные задачи. Задание 4.2. Составьте схему «Виды мышления»:
Задание 4.3.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1050)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |