для студентов всех форм обучения
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки « Декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизации « Арт-дизайн», « Дизайн и компьютерная графика», « Дизайн имиджа и стиля», « Дизайн интерьера», « Дизайн костюма», « Искусствоведение»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 18 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Одобрена на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства. Протокол от _____________№__________.
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от _______________ №___.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» в первую очередь является знакомство студентов с сущностью профессионально-педагогической деятельности, основами организации образовательного процесса. Здесь же вводные сведения о направлении подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профильном содержании подготовки, обусловленном художественной, творческой составляющей профессии, о личностных качествах и компетенциях бакалавра профессионального обучения. Кроме того освоение данной учебной дисциплины предполагает достаточно подробное ознакомление студентов первого курса с Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, его структурными подразделениями, с организацией вузовского учебного процесса, методами эффективного овладения общекультурными, профессиональными компетенциями, вопросами воспитания, развития и обучения в профессионально-педагогическом вузе. Задачи дисциплины: 1. сформировать у студентов адекватное понимание профессиональной подготовки, ориентированной на профиль Декоративно-прикладное искусство и дизайн; 2. ознакомить студента с профессионально важными и значимыми качествами личности педагога профессионального обучения; 3. дать студенту общие представления о системе высшего профессионального образования, роли и месте в ней профессионально-педагогического образования, основных формах организации образовательного процесса в высшем учебном заведении, о нормативной и правовой документации, регламентирующей этот процесс; 4. способствовать успешной адаптации студента в образовательный процесс.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Учебная дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» относится к Базовой части Профессионального цикла Б.З. Данная дисциплина является предшествующей в ряду дисциплин циклов Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический циклы и Б.3 Профессиональный цикл. Это, в частности, дисциплины: «Общая психология», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы». Кроме того, дисциплина «Введение в профессионально-педагогическую специальность» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами профильной подготовки. Для изучения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» достаточно знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущих уровнях образования. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Общая психология»; «Психология профессионального образования»; «Общая и профессиональная педагогика»; «Методика воспитательной работы».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность» является создание теоретических основ для успешного формирования следующих компетенций студента (выпускника): · осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к положению каждой КЦП, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) (ОК-2); · способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2); · способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4); · способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18); · готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30). Наряду с отмеченными общекультурными и профессиональными компетенциями у студента закладываются основы формирования следующих профильно-специализированных компетенций, обеспечивающих выпускнику (бакалавру профессионального обучения) способность применять знания, умения и личные качества в практической деятельности. По окончании изучения курса студент должен: Знать: · сущность и особенности профессионально-педагогического образования, возможности получения образования по профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»; · основные формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении; · роль и место Российского государственного профессионально-педагогического университета в подготовке профессионально-педагогических кадров, его историю, структуру, основные достижения и успехи в этом направлении; · содержание и структуру государственных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин; · сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности в сфере профессионального обучения; · основные требования к личности бакалавра профессионального обучения, уровню его профессиональной подготовки. Уметь: · планировать режим собственной учебной деятельности, осуществлять контроль и управление этим процессом; · применять эффективные способы усвоения знаний; · пользоваться учебным планом, нормативно-правовой и учебно-программной документацией; · организовывать и проводить профессионально-ориентационную деятельность в образовательных учреждениях по профилю подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · технологиями работы с различного рода источниками информации; · профессиональной терминологией в объеме учебной дисциплины, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий; · готов к решению организационно-управленческих задач в художественной сфере.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Такими формами являются организация компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Формирование регламентированных ФГОС компетенций осуществляется и при информационно-рецептивном или репродуктивном методе обучения и при более продуктивным методе проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы аттестации студентов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям 1) Сформулировать цель и задачи учебной дисциплины, обрисовать ее структуру и содержание. 2) Обозначить и сформулировать основные категории и понятия учебной дисциплины. 3) Дать характеристику профессионального образования в художественной сфере. 4) Раскрыть сущность, аспекты и функции образования. 5) Раскрыть понятие «парадигма образования», дать характеристику ведущих парадигм образования. 6) Раскрыть понятие «модель образования», дать сравнительный анализ традиционной, рационалистической, гуманистической и неинституциональной моделей образования. 7) Охарактеризовать этапы становления и развития профессионального образования за рубежом, его развитие в конце 19-первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика. 8) Становление профессионального образования в России, его развитие в конце 19- первой половине 20 веков. Современное состояние. Отраслевая специфика. 9) Дать определение профессионально-педагогического образования, охарактеризовать процесс профессионального обучения. Специфика профиля подготовки. 10) Сущность, функции и принципы профессионального обучения. 11) Современная система высшего и среднего профессионально-педагогического образования в Российской Федерации. 12) Особенности и перспективы профессионально-педагогического образования в художественной сфере. 13) Место и роль вуза в подготовке педагога профессионального обучения. Структура вуза. Типовое положение и устав образовательного учреждения. 14) РГППУ как специализированное высшее учебное заведение профессионально-педагогического образования: история и современное состояние. 15) Институт искусств в структуре РГППУ. Цель, задачи, структура и направления подготовки, реализуемые в Институте искусств. 6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям 1) Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования. 2) Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. 3) Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования. 4) Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование. 5) Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения. 6) Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе. 7) Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение. 8) Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию. 9) Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями. 10) Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов. 6.3. Задания к контрольной работе Блок «Педагогика» 1) Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды. 2) Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога. 3) Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. 4) Образовательная программа: сущность и содержание. 5) Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения. 6) Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура. 7) Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики 8) Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения. 9) Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения. 10) Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике. 11) Профессиональная педагогика: сущность, структура. Основные категории профессиональной педагогики. 12) Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования. 13) Модели образования. Виды и уровни образования. 14) Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт учебный план образовательного учреждения. 15) Профессиональное образование и профессиональное обучение. Сущность, функции и принципы профессионального обучения. 16) Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу. 17) Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования. 18) Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. 19) Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования. 20) Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование. 21) Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения. 22) Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе. 23) Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение. 24) Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию. 25) Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями. 26) Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов. Блок «Дизайн» 1) Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна. 2) Материальная культура Древнего Египта. 3) Ремесло в эпоху Средневековья. 4) Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения. 5) Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо. 6) Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России 7) Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства. 8) Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования. 9) Первые российские промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках. 10) Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна. 11) Проблемы формообразования в предметно-пространственной среде на рубеже ХIХ-ХХ вв. 12) Теория и практика в творчестве У. Морриса. 13) Конструктивизм и функционализм. Школы промышленного конструирования в начале XX в. 14) Немецкий Веркбунд. 15) Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции. 16) Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг. Пионеры советского дизайна. 17) Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны. 18) Основные принципы коммерческого дизайна. Р. Лоуи – пионер коммерческого дизайна. 19) Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны. 20) Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны. 21) Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны. 22) Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны. 23) Традиции и новаторские технологии в японском дизайне. 24) Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг. 25) Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне. 6.4. Вопросы для подготовки к зачету 1) Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды 2) Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога 3) Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. Образовательная программа: сущность и содержание 4) Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения 5) Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура 6) Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики 7) Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения. 8) Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения. 9) Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике. 10) Профессиональная педагогика: сущность, структура. Основные категории профессиональной педагогики. 11) Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования. 12) Модели образования. Виды и уровни образования. 13) Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт учебный план образовательного учреждения. 14) Профессиональное образование и профессиональное обучение. Сущность, функции и принципы профессионального обучения. 15) Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ основная литература:
1. Эксперимент в дизайне. Источники дизайнерских идей [Текст]: учеб. пособ. для вузов / под ред. А.Н.Лаврентьева. – М: Университетская книга, 2010. 243 с. 2. Историко-педагогические традиции горнозаводского Урала в ДПИ и дизайне [Текст]: матер.рег. научно-практ. конф. Екатенинбург: Изд-во РГППУ, 2008. 117с. 3. Дизайн интерьера своими руками [Текст]: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов /под ред. Е.А.Кочеткова – СПб.: Питер, 2010. 112 с. 4. Розенсон И.А. Основы теории дизайна [Текст]: учеб. пособ. для вузов.– СПб.: Питер, 2008. 218с. дополнительная литература: 1. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 2. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. – М.: Высш. шк., 2001. 3. Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособ. для высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 5. Ткаченко Е.В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития: учеб. Пособие для вузов [Гриф УМО] /Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. 6. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. – Екатеринбург, Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 7. Федотов В.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность (экономика и управление). Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе обучения используются слайды, фотоиллюстрации, графические материала (чертежи), отражающие суть представляемого материала.
Рабочая программа дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____. ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |