Функциональное назначение эмоций и чувств
Характеристики эмоциональной сферы личности Воля как характеристика сознания Характеристики эмоциональной сферы личности Виды эмоциональных процессов и состояний.Эмоции и чувства — психические процессы, тесно связанные с познавательными (интеллектуальными) процессами. В работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова установлена физиологическая основа протекания эмоций и чувств. К. Д. Ушинский и А. С Макаренко обосновали психолого-педагогические аспекты этих процессов. ) Эмоции(от лат. еmovere, фр. emotion — потрясаю, волную) — переживания индивида, связанные с реакциями на внешние и внутренние раздражители и целенаправленной деятельностью. Возникли эмоции в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция немедленного ответа организма на внезапные воздействия раздражителя. Различают низшие эмоции ивысшие эмоции — чувства. С одной стороны, эмоции и чувства как целостный психический процесс представляют собой неделимое единство физиологического и психического: во-первых, наблюдаются внешние физиологические реакции (изменения мимики, цвета кожных покровов лица, дыхания, работы сердца, желудочно-кишечного тракта, интонаций голоса, артикуляции), а во-вторых, формируются внутренние состояния психики, называемые субъективными переживаниями. Телесными проявлениями переживаний являются: Pмимика — изменение положения губ, бровей; Pпантомимика— жесты и поза; Pвокальная мимика — тон голоса; Pвегетативные реакции — изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснение, побледнение, дрожь, потоотделение. С другой стороны, понятия «эмоции» и «чувства» отчетливо разграничиваются. Во-первых, эмоции и чувства, с точки зрения теории отражения и гносеологии, являются различными ступенями развития эмоциональной формы отражения действительности (эмоции свойственны человеку и животным, а чувства — приобретение человека). Во-вторых, деление понятий «эмоции» и «чувства» имеет большие методологические значения для науки и психолого-педагогических целей по формированию личности. В-третьих, эмоции (страх, ярость, жажда, голод) сближаются с инстинктами, И. П. Павлов связывал их с деятельностью подкорковых центров. Чувства же, особенно такие, как патриотизм, любовь, ненависть, товарищество, дружба, доблесть, честность, совесть, считал чисто человеческими эмоциями и связывал их с функцией коры больших полушарий головного мозга. Высшие эмоции социально обусловлены и связаны с общественными отношениями, складываются исторически. Особенности наших чувств 1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания). 2. Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а его развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивно-массовые мероприятия, искусство, литература. 3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д. Человек может быстро переходить от одного чувства к другому (в буквальном смысле «через 2 секунды»). 4. Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (полученная отличная оценка и встреча с другом вызывают положительные чувства). 5. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д. 6. Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью. Хорошо продуманная и спланированная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Неорганизованная работа приводит к низким показателям деятельности и минорному настроению. Хорошее настроение — и дело спорится. Плохое настроение — и дело страдает. 7. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями. Функциональное назначение эмоций и чувств Функция биологического индикатора, т.е. при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. В этих переживаниях отражается жизненная значимость действующих на индивида факторов и ситуаций. Информационная функция, так как эмоции и чувства помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. Регулятивная функция, способствующая мгновенной мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и страданий (например, человек, попадающий в водоем, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций). Функция «эмоционального памятника», т.е. эмоции и чувства не только сопровождают другие психические явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности — нужны индивиду сами по себе.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |