Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Второй половины XIX-XX вв





Цели и задачи дисциплины

1. Дать наиболее полное представление о мировой культуре и искусстве.

2. Раскрыть особенности культуры России, дать сравнительный анализ с мировыми культурными традициями.

3. Наиболее полно представить школы, направления и теории культурологической мысли современности.

4. Охарактеризовать основные центры культурного мирового наследия, их туристское и социокультурное значение в 21 веке.

5. Сделать анализ основных направлений в искусстве различных эпох и культур.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Студент должен свободно владеть основным понятийным аппаратом дисциплины: иметь четкое представление, что такое культура, искусство, формы культуры, виды искусства.

2. Студент должен свободно ориентироваться в периодизации мировой культуры, хорошо владеть знаниями о культуре России.

3. Студент должен иметь представление о школах, направлениях и теориях в культурологической науке.

4. Студент должен знать основные центры культурного наследия.

5. Студент должен свободно различать и характеризовать культурно-исторические процессы различных эпох в искусстве.

6. Студент должен иметь представление о культурно-исторических и туристских центрах в контексте мирового культурного наследия.

 

Обязательный минимум содержания образовательной программы

(выписка из ГОСа)

История мировой культуры.

История культуры России.

Школы, направления и теории в культурологии.

Охрана и использование культурного наследия.

Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 вв.

Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства.

Основные культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового культурного наследия.

Влияние литературы в формировании имиджа культурных и туристских центров.

Содержание курса

Разделы курса



Раздел I. Теория культуры

Тема 1. Культура, искусство, культурология

Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Культурология как форма общественного сознания. Обыденное и научное понимание культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Культура и природа, культура и проблема ценностей. Культура и цивилизация. Типология культур.

Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 вв.

Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства. Мировая культура как форма общественного сознания. Типология культур. Искусство, понятие и сущность.

Понятие культуры. Обыденное и научное понимание культуры. Культура и природа, культура и проблема ценностей. Искусство. Понятие, содержание и формы искусства.

 

Тема 2. Становление культурологической мысли

В европейской философии

Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма.

"Классическая модель" культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Социоцентризм французского просвещения и его концептуализация в понятии "цивилизации". Антропоцентризм немецкого просвещения и понятие "культуры". Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в философии И.Канта. Философия культуры немецкого романтизма. "Эстетическая утопия" Ф.Шиллера. Гегелевская концепция культуры как "образования" (die Bildung).

Тема 3. Культурологическое знание

второй половины XIX-XX вв.

Философия культуры. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (К.Маркс, А.Шопенгауэр, Р.Вагнер, Ф.Ницше).

Неокантианство о методологических проблемах "наук о природе" и "наук о культуре" (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

Экзистенциалистская концепция культуры. С.Кьеркегор. Н.А.Бердяев и Л.Шестов о человеке, истории и культуре. Методологические возможности концепции "осевого времени" К.Ясперса. Ж.-П.Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А.Камю - "абсурд" как метафизическая характеристикак бытия человека в культуре.

Культурная антропология. Классический эволюционизм (Г.Спенсер, Э.-Б.Тайлор). Идеи единства человечества и поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л.Уайт и др.). "Теория модернизации". Кризис классического образа человека и культуры в диффузионизме (Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер).

Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система "институтов" (Б.К.Малиновский). Культура как структура А.Р.Радклифф-Браун. Судьбы структурализма в ХХ в.

Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон). Два направления в социологии: "натуралистически-объективистское" (О.Конт, Э.Дюркгейм) и "культурно-аналитическое" (М.Вебер).

Психоаналитическая концепция культуры.(З.Фрейд, К.-Г.Юнг, Э.Фромм, А.Адлер, Ж.Лакан).

Гуманитарное направление в культурологии. Проблема "понимания" в "науках о культуре". Герменевтика (В.Дильтей, П.Рикёр).

Историческая наука в поисках культурного синтеза.Школа "Анналов" и ее отечественные предтечи (Л.П.Карсавин, П.М.Бицилли). "Менталитет".

Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Отечественная семиотическая школа (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский и др.).

Проблема типологии культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса ("культурно-исторические типы" Н.Я.Данилевского, "морфология культуры" О.Шпенглера, этнология Л.Н.Гумилева). В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д.Тойнби. "Столкновение цивилизаций" или "конец истории" (С.Хантингтон и Ф.Фукуяма).

Постмодернистская ситуация и культурология. Деконструктивизм. Диалогическая концепция культуры (М.М.Бахтин, М.Бубер). От структурализма к постструктурализму (М.Фуко, Р.Барт).

 

Раздел II.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)