Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ



2015-11-10 1463 Обсуждений (0)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вариант 1.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

Зажигалка, зажим, соучастие, побережье, безвкусие, /любовь/ к прекрасному, КБО, /новая/ операционная, бесстрашно /действовал/, лесоруб, вертолетный /завод/, неуязвимость, вольнолюбие, скоропортящиеся /продукты/.

2.Произвести полный морфемный анализ:

поддерживается, придирчиво /спрашивал/, поведение /ребенка/.

3.Определить формообразующие суффиксы глаголов изъявительного наклонения.

Вариант 2.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

боевитость, буровая /сумела организовать работу/, вечномерзлый, ветронепроницаемый, внеконкурсный, наплыв, оживить, КПД, изумление, перерыв, многоэтажье, водообеспеченность, вещмешок, прокол.

2. Произвести полный морфемный анализ:

неотложка, пробиться, подсказанная /жизнью/.

3.Определить формообразующие суффиксы имен прилагательных.

Вариант 3.

1. Сделать словообразовательный анализ лексем:

Главреж, двоеборец, декодирование, дизельная /построена/, замдекана, в операторной /свет/, предолимпийский /год/, самовыражение, перегиб, уход, тяжелораненые /солдаты/, ЦРУ, пригородный, сокращение.

2. Произвести полный морфемный анализ:

кругом (тишина), окупаемость /затрат/, полагая.

3.Определить формообразующие суффиксы глаголов в повелительном и сослагательном наклонении.

Вариант 4.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

автозаводец, АПН, бессолевая /диета/, блинная /закрыта на ремонт/, быстродействующий, пятновыводитель, быткомбинат, молоковоз, задолжник, предзавкома, запуск, осовременить, бумаготворчество, черно-белый /фильм/.

2. Произвести полный морфемный анализ:

описательный /метод/, закатывались /банки/, вновь /встретились/.

3. Определить формообразующие суффиксы страдательных причастий.

Вариант 5.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

БАМ, бамовец, востоковед, бездуховность, безъязычие, легкоранимый, /беречь/ цитрусовые, отрывок, поезд, глушь, малоактуальный, вторсырье, /любил/ острое, обсадить.

2. Произвести полный морфемный анализ:

продленка /в начальной школе/, скучно /повторял/, посмотревший /на него/.

3. Определить формообразующие суффиксы деепричастий.

Вариант 6.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

спорткомитет, СМУ, ледокол, межсессионная, вырезки, трехколесный, в приемной /много народу/, раздел /имущества/, прошлое /забыто/, очевидный, вызов, приглашение, сушь, околоземная /орбита/.

2. Произвести полный морфемный анализ:

рыбачья, наполненные, появление.

3. Определить формообразующие суффиксы наречий.

Вариант 7.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

добродушие, бульдожья, неоспоримо /говорил/, теракт, /тысячи/ рабочих, стопроцентный, подмосковный, трудящиеся /Ростова/, книголюб, госбезопасность, предобеденные, русские /за мир/, низкорасположенная.

2. Произвести полный морфемный анализ:

одиночество, выдыхаемся, доверчиво /сказал/.

3. Определить формообразующие суффиксы глаголов в изъявительном наклонении.

Вариант 8.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

обливание, облик, обанкротиться, обвал, обвинение, обжарка, хозрасчет, обломок, обнова, объяснительная /написана вчера/, огнеопасный, овощеводство, больные /пришли на прием/, маловажный, мультфильм, СКВ, ошеломительный.

2. Произвести полный морфемный анализ:

наездившись, придуманность, сверху.

3. Определить формообразующие суффиксы глаголов в повелительном и сослагательном наклонении.

Вариант 9.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

дискомфорт, жирозаменитель, завгар, загазованность, КВН, телохранитель, многоканальность, неотложная /вызывали неотложную/, отстрел, фанат, плоскорез, ужесточать, зарубежье, быстрорастворимый.

2. Произвести полный морфемный анализ:

дыхание, приказав, сзади.

3. Определить формообразующие суффиксы наречий.

Вариант 10.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

безличностный, аэровокзальный, всепрощенец, безвестие, вещепоклонство, безотходность, завал, застенный, загибон, классика /о чем-либо типичном, характерном, обычном/, логизирование, малопрестижный, ФБР, приемная /директора/, обзор, иномарка.

2. Произвести полный морфемный анализ:

прибавление, проварилась, неверно /сделал/.

3. Определить формообразующие суффиксы деепричастий.

Вариант 11.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

обезлюдеть, побелить, обжиг, обзаведение, облава, облачность, обличитель, обман, обобщение, огнеприпасы, одновременный, знакомые /обещали прийти/, мальчишечий, детсад, малограмотный, США.

2. Произвести полный морфемный анализ:

начитавшийся, втихую, собрались.

3. Определить формообразующие суффиксы причастий.

Вариант 12.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

малоговорящий, обветрить, обвинительный, обвиняемый /подписал протокол допроса/, обгон, обезьяний, обещание, обивка, нападающие /играли плохо/, огнедышащий /вулкан/, одноклассник, окрик, хладокомбинат.

2. Произвести полный морфемный анализ:

направленность, обвиняется, девичья /фамилия/.

3. Определить формообразующие суффиксы действительных причастий.

Вариант 13.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

телемарафон, машиноремонтный, мебелевоз, межпредметные /связи/, нагрузка, склад, двухдорожечный, контрольная /выполнена хорошо/, подземный, переход, взрослые /ушли на работу/.

2. Произвести полный морфемный анализ:

обидеться, премудрость, по-детски.

3. Определить формообразующие суффиксы имен прилагательных.

Вариант 14.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

маловыгодный, послевоенные, низкорасположенный, тугодум, одноэтажный, список, набок, усмешка, проседь, значительный, легкомысленный, заказ, НЭП, политзанятия, /напомнили/ об утерянном, сразу, /узнать/ любого.

2. Произвести полный морфемный анализ:

замечаешь, объяснив, изгнание.

3. Определить формообразующие суффиксы глаголов в изъявительном наклонении.

Вариант 15.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

подневольный /труд/, первоначальная, разрыв, косноязычие, /среди/ гуляющих, ФСБ, сообщать, горечь, размещение, простуда, оперуполномоченный, вызывающе /говорил/, /разговор/ с военным, малоприятный.

2. Произвести полный морфемный анализ:

раздельное /написание/, вызванные, закоулок.

3. Определить формообразующие суффиксы глаголов в изъявительном наклонении.

Вариант16.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

приход, кабаний, /среди/ руководящих /есть свои/, донос, разговор, трагически, освоиться, ГУЛАГ, всенародное /признание/, политрук, колебания, возраст, непрерывное, слабовыраженный, бесплатные.

2. Произвести полный морфемный анализ:

последовательно /решать/, одобренный /всеми проект/, сотрудничество.

3. Определить формообразующие суффиксы глаголов в сослагательном и повелительном наклонении.

Вариант 17.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

превосходство, сопромат, взгляд, опилки, водосточные /трубы/, прогулочные, /почерпнуть/ ценное /из книг/, телогрейка, неверие, картинно /скрестил руки/, маловероятный, многоязыкий, малолюдный, обезличить, облава, МВД, /рапорт/ о происшедшем, поблажка, ГЭС.

2. Произвести полный морфемный анализ:

подстриженные /коротко/, птичья, уступчивость.

3. Определить формообразующие суффиксы страдательных причастий.

Вариант 18.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

межсъездовский, /уютная/ гостиная, маломеханический, мелкотемность, многоведерный, мукомолка, РГПУ, усыновитель, полив, приход, трудноусваиваемый, тугодумный, обхват, деколонизация, неформалы, госкапвложения.

2. Произвести полный морфемный анализ:

выписав, купальный, по-волчьи.

3. Определить формообразующие суффиксы имен существительных.

Вариант 19.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

восьмидесятилетие, врезаться, вправо, впритык, впятером, вредоносный, всезнающий, всезнайка, новенькие /сели за парту/, вступление, высокопоставленные /лица/, высушить, вытянуться, облсовет, обогревалка, РГУПС.

2. Произвести полный морфемный анализ:

вычитавши /в книге/, излучение, упустить.

3. Определить формообразующие суффиксы причастий прошедшего времени.

Вариант 20.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

МГИМО, долгожитель, долгострой, домысливание, /защитил/ кандидатскую, малоинформативный, малосемейка /квартира для небольшой семьи/, непогодье, высокотоксичный, многоаспектный, подетально, размен, безнапорный, двуязычие, белогвардеец.

2. Произвести полный морфемный анализ:

разместился, показывая, скрытность.

3. Определить формообразующие суффиксы причастий настоящего времени.

Вариант 21..

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

античеловечность, аэродромчик, бестактный, боезаряд, внутришкольный, филологический, выравнивание, слаборазвитый, госбюджет, дежурная /на месте/, дискомода, исповедально, бракодел, настил, вгрызаться, черноземье, чудинка, ВГИК.

2. Произвести полный морфемный анализ:

по-прежнему, разрушиться, сокращенные /занятия/.

3. Определить формообразующие суффиксы имен прилагательных.

Вариант 22.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

просвет, изгнанник, взахлеб /рассказывал/, первоисточник, неожиданно /выяснилось/, новое /победит/ старое, стародавние, труднодоступные, сочинение, профориентация, ОТК, извилины, рассказ.

2. Произвести полный морфемный анализ:

перечитаешь, по-видимому, требовательность.

3. Определить формообразующие суффиксы наречий.

Вариант 23.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

просторечие, умиляться, соблазнительно /выглядели/, стометровая /дистанция/, УЗИ, собачьи /бега/, разбор, прикуривать, общественность, воздержаться, малоинициативный, полководец.

2. Произвести полный морфемный анализ:

сдвинутый /в сторону/, поспешно /сказал/, отлучение.

3. Определить формообразующие суффиксы глаголов в изъявительном наклонении.

Вариант 24.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

маловразумительный, бомж, взрыв, пулеметчик, задержался, медсанбат, /ехать/ на передовую, отчетливо /видны/, мясорубка, перевязка, искоса /посмотрел/, бесконечный, дознание, сотрудник.

2. Произвести полный морфемный анализ:

решительно, затянулись, беспощадность.

3. Определить формообразующие суффиксы глаголов в изъявительном наклонении.

Вариант 25.

1.Сделать словообразовательный анализ лексем:

приход, заячий, /среди/ опоздавших /есть/ первокурсники, заговор, передышка, освоиться, общепит, заплыв, непрерывное, маловыраженный, бесплатный, экзаменационный /билет/.

2. Произвести полный морфемный анализ:

возвышение, приобщаются /делу/, умолкнувшие (из-за холода люди).

3. Определить формообразующие суффиксы имен прилагательных.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:

1. Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой. Словообразование и орфография. Произвести морфемный и словообразовательный анализ подчеркнутого слова.

2. Слово и морфема. Их общие признаки и отличия. Морфемный состав слова. Сделайте морфемный анализ слова, покажите связь между морфемным и фонетическим разбором слова.

3. Содержание и задачи морфемного и словообразовательного анализа. Основные достижения в области русского словообразования. На примере 2-3 подчеркнутых в тексте слов покажите различия между словообразовательным и морфемным анализом.

4. Корневые и аффиксальные морфемы. Свободные и связанные корневые морфемы. Разберите подчеркнутые слова по составу.

5. Типы аффиксальных морфем. Префиксы, суффиксы. Объясните, опираясь на примеры из текста, почему в русских лексемах может быть 2 и более суффиксов, 2 и более приставки.

6. Типы аффиксальных морфем. Флексии, постфиксы. Вопрос об интерфиксах. Расскажите, опираясь на примеры из текста, каковы правила выделения окончаний; какие трудности надо учитывать при выделении окончаний.

7. Словообразующие, формообразующие, словоформообразующие аффиксы. Разграничьте в предложенных примерах однокоренные слова и формы одного и того же слова.

8. Материально выраженные и нулевые аффиксы. Регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные аффиксы. Разберите подчеркнутые в тексте слова по составу. Сделайте их орфографический анализ.

9. Структурные типы слов. Основа и окончание. Типы основ: основа формы и основа слова; членимая/нечленимая; простая/сложная; компактная/прерывистая. Морфонологические особенности структуры слов: чередование фонем, наложение морфем, интерфиксация и т.п. Приведите из текста примеры разных типов основ. Объясните, как найти окончание и основу слова.

10. Производная и непроизводная основа. Структурная и семантическая соотносительность производной основы с производящей основой. Понятие производящей основы и словообразовательной структуры слова. Сделайте словообразовательный анализ подчеркнутых в тексте слов.

11. Исторические изменения в структуре слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, диффузия морфем. Проанализируйте, опираясь на словари, морфемный состав данных слов, отметьте исторические изменения в их составе.

12. Словообразовательный тип. Связь словообразовательных типов с морфологическими разрядами и тематическими группами слов. Словообразовательное значение (в сопоставлении с лексическим и грамматическим). Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы. Выделите среди данных примеров слова, относящиеся к одному словообразовательному типу.

13. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная цепочка. Словообразовательная парадигма. Проанализируйте структуру одного словообразовательного гнезда (по выбору).

14. Способы словообразования. Классификация способов словообразования по участию аффиксов. Сгруппируйте данные для анализа слова в зависимости от способа словообразования.

15. Способы словообразования. Классификация способов словообразования по степени продуктивности в современном языке. Вопрос о лексико-семантическом способе словообразования. Укажите 2-3 примера слов, образованных лексико-семантическим способом.

16. Образование слов путем нулевой суффиксации. Выделите из текста лексемы, созданные при помощи нулевой суффиксации.

17. Образование слов путем аффиксации. Префиксация, суффиксация, префиксально-суффиксальное производство слов. Постфиксация. Отграничьте в данных примерах слова, созданные аффиксацией, от других способов словообразования.

18. Образование слов при помощи сложения и его основные разновидности. Разграничьте в данных примерах слова, созданные посредством сложения и другими способами.

19. Образование слов путем слияния. Отграничьте в данных примерах слова, созданные при помощи слияния, от образованных другими способами.

20. Аббревиация и ее основные разновидности. Выделите из данных примеров слова, созданные путем аббревиации.

21. Морфолого-синтаксический способ словообразования. Найдите в тексте слова, созданные данным способом.

22. Развитие словообразовательной системы русского литературного языка в современную эпоху. Усиление продуктивности отдельных способов словообразования (сложения, аббревиация), изменение в значении, стилистической окраске аффиксов.

23. Учебные и академические словообразовательные словари. Расположите однокоренные слова с учетом последовательности их образования друг от друга. Определите способ словообразования этих слов.

24. Этимологические, обратные словари. Покажите на примере 1-2 слов целесообразность использования их в школьной практике.

25. Школьные словообразовательные словари русского языка; типы словарей. Сделайте анализ словарной статьи в одном из словарей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972.

3. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков)// Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975.

4. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию//Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

5. Гинзбург Е.А. Словообразование и синтаксис. М., 1979.

6. Головин В.Г. Очерки по морфемике и словообразованию. Воронеж, 1990.

7. Жаналина Л.К. Словообразовательное значение с позиций интегративного подхода// ФН, 2004, № 4.

8. Земская Е.А. Интерфиксация в русском словообразовании//Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М, 1964.

9. Земская Е.А. Об одной особенности соединения словообразовательных морфем в русском языке//ВЯ , 1964, № 2.

10. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. М., 1973.

11. Земская Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. М., 2004.

12. Калакуцкая Л.П. Адъективация причастий в современном русском литературном языке. М., 1971.

13. Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для вузов. М., 2001.

14. Крылов Н.А. Типы основ в современном русском языке//ФН, 1963,№2.

15. Кубрякова Е.А. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М., 1981.

16. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М., 1977.

17. Максимов В.И. Структура и членение слова. Л., 1977.

18. Мельчук И.А. К понятию словообразования//Известия АН СССР, СЛЯ, 1967. Т. XXVI, № 4.

19. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: Учебное пособие. Л., 1987.

20. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. М., 1984.

21. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004.

22. Потиха З.А. Современное русское словообразование. Пособие для учителя. М., 1970.

23. Русский язык: Учеб. для 7 кл./ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др./Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2003.

24. Русская грамматика. В 2-х т.//Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1980, т. 1.

25. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995)/Отв. ред. Е.А. Земская. М., 2000.

26. Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. М., 1980.

27. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов/Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

28. Современный русский язык. Учебное пособие для пед. ин-тов: В 3-х ч./Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. М., 1981, ч. 2.

29. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./Под. ред. Е.И. Дибровой. М., 2001, ч. 1.

30. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфонология. Морфология/Под ред. П.П. Шубы. Минск, 1998.

31. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/Под ред. Л.А. Новикова. СПб, 2001.

32. Тихонов А.Н. Множественность словообразовательной структуры слова в русском языке//РЯШ,1970, № 4.

33. Тихонов А.Н. Морфема как значимая часть слова//ФН, 1971.

34. Тихонов А.Н. О семантической соотносительности производящих и производных основ//ВЯ, 1967, № 1.

35. Тихонов А.Н. Словообразование. Членимость слова. М., 1975.

36. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М, 1977.

37. Улуханов И.С. Смысл и значение в словообразовании и лексике//РЯШ, 1992, № 2.

38. Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии. М., 1973.

39. Шанский Н.М. Изменения в морфологической структуре слова//РЯШ, 1959, № 4.

40. Шанский Н.М. Как разбирать слова по составу// Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.

41. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М, 1968.

42. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М, 1975.

43.Щеболева И.И. Принципы словообразовательного синтеза. Ростов н/Д, 1980.

Словари

44. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976.

45. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 1977.

46.Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. Около 52000слов. М., 1986.

47.Лингвистический энциклопедический словарь/Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.

48.Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов/ Под ред. Котеловой Н.З. М., 1984.

49.Обратный словарь русского языка. Около 125 тыс. слов. М., 1974.

50.Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1985.

51.Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем. Пособие для учителя. Л.,1974.

52.Потиха З.А. Строение русского слова: Учебный словарь для зарубежных школ. М., 1981.

53.Потиха З.А.Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999.

54.Потиха З.А.Школьный словообразовательный словарь. М., 1964.

55.Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 2 т. М., 1959.

56.Русский язык. Энциклопедия/Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997.

57.Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х годов)/Под ред. Н.З. Котеловой. СПб, 1995.

58.Словарь сокращений русского языка/Под ред. Д.И. Алексеева. М., 1977.

59.Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. М., 1996.

60.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. Около 145 000 слов. М, 1985.

61.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1991.

62. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/ИЛИ РАН; Под ред. Г.Н. Скляревской. М., 2001.

63.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М., 1986-1987.

64.Шанский Н.М., Боброва Т.Л. Школьный этимологический словарь. Значение и происхождение слов. М., 1997.

65.Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителей. М., 1975.

 



2015-11-10 1463 Обсуждений (0)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)