ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСКО – РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра специальных естественно – научных дисциплин Т.И. Сологубова, Н.А. Абдукаримова, А.А. Сорокин, И.Р. Тупеев МЕДИЦИНСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИКА Учебное пособие Для студентов медицинских ВУЗов Бишкек 2008
УДК 53: [61 + 57] ББК 28.901 М 42
Допущено Министерством образования и науки Кыргызской Республики в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по направлению «Медицина»
Рецензенты: докт.физ-мат.наук, проф. Тузов Л.В. канд. мед. наук, доцент Счастливый О.Я.
Рекомендовано к изданию Ученым советом кафедры Специальных естественно – научных дисциплин КРСУ.
ISBN 978-9967-05-496-7
Настоящее учебное пособие поможет студентам-медикам освоить основные вопросы медицинской и биологической физики в русле учебной программы и подготовиться к практическим занятиям.
М 42 Медицинская и биологическая физика: Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов / Т.И. Сологубова, Н.А. Абдукаримова, А.А. Сорокин, И.Р. Тупеев. – Бишкек: КРСУ, 2008. – 181с.
М 4107000000-09 УДК 53: [61 + 57] ББК 28.901 ISBN 978-9967-05-496-7 © КРСУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................ 4 Правила техники безопасности на рабочем месте студента........................................ 6 Теория погрешностей....................................................................................................... 6 Лабораторная работа №1. Изучение колебательных движений Лабораторная работа №2. Определение коэффициента поверхностного……………. Лабораторная работа №3. Определение коэффициента вязкости жидкости....... 49 Лабораторная работа №4. Изучение действия ультравысокочастотного Лабораторная работа №5. Физические основы электрокардиографии................ 71 Лабораторная работа №6. Градуировка термопары и определение Лабораторная работа №7. Определение показателя преломления Лабораторная работа №8. Определение процентного содержания…………………. Лабораторная работа №9. Определение длины световой волны Лабораторная работа №10. Изучение работы фотоэлемента................................ 140 Лабораторная работа №11. Определение оптической плотности Лабораторная работа №12. Изучение работы некоторых медицинских Справочный раздел........................................................................................................ 177 Литература...................................................................................................................... 181
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития наук отмечается их взаимное проникновение: физика оказала огромное влияние на ряд смежных наук. Физические методы исследования (электромагнитные поля, ультразвук, элементарные частицы и т.д.) и физические методы анализа (электронная микроскопия, регистрация биопотенциалов и т.д.) стали широко внедряться во все науки медицинского цикла. Врач обязан владеть научным методом познания и применять его для диагностики и лечения больных. Биофизика имеет особую миссию в биологии и медицине. Из всех дисциплин, преподаваемых будущим врачам, биофизика наиболее полно и последовательно прививает им принцип научной методологии. Человек познаёт окружающий мир, воспринимая явления (феномены) посредством органов чувств. При обследовании больного в качестве явлений выступают симптомы заболевания. Однако для понимания природы явления и процесса нужно проникнуть в их сущность (ноумен). В медицине под сущностью понимают этиологию (причину болезни) и патогенез (механизм развития болезни). Пути проникновения в сущность явлений следующие:
Интуитивный путь
Явления (феномен) Сущность (ноумен) Симптом заболевания этиология, патогенез
Научный метод
Атрибутами научного метода являются:
Эксперимент сводится к изучению реакции (R) исследуемого объекта на стимул (S). Стимулы и реакции измеряются и устанавливается функциональная зависимость: R=f(S). В истории науки функциональную зависимость строили графоаналитическим методом и получали алгебраическую или тригонометрическую функцию. При её дифференцировании приходили к дифференциальному уравнению (или системе дифференциальных уравнений), которое служило моделью различных процессов. Изменяя начальные условия при решении дифференциальных уравнений, анализируют прошлое и настоящие системы, а также прогнозируют будущее. Медицина как наука является лишь приложением естествознания к вопросу о сохранении и восстановлении здоровья людей. Следовательно, физика и все естественные науки играют первостепенную роль в медицинском образовании. Только физика и химия дают ключ к разъяснению всех тех сложных и до бесконечности разнообразных физиологических и патологических процессов, которые совершаются в организме. Медик должен усвоить не столько отрывочные факты прикладного естествознания, сколько общий строй науки, способ научного мышления, приёмы и методы исследования. Изучение биофизики в высшем медицинском учебном заведении должно непременно сопровождаться выполнением студентами лабораторных работ. Выполняя их, они получают непосредственное подтверждение теоретических положений, осваивают методы биофизических исследований, приобретают навыки в постановке и проведении различных экспериментов с последующим математическим анализом. На практических занятиях студенты должны:
В данном учебном пособии в каждой лабораторной работе изложен теоретический материал и представлена практическая часть работы. Учебно-методическое руководство позволит студенту самостоятельно изучить теоретическую часть и оформить протокол. На практических занятия студент выполняет эксперимен, заполняет таблицы, делает расчеты, строит графики, проводит статистическую обработку экспериментальных данных и делает выводы. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальностям: лечебное дело, педиатрическое дело и стоматологическое дело.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |