В основу предложенной им периодизации были положены два критерия – динамический и содержательный. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация имеет следующий вид:
- кризис новорожденности;
- младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;
- раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет;
- школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.
Д.Б.Эльконин
две стороны в деятельности – познавательная и мотивационная, ребенок – предмет и ребенок – взрослый
Младенческий возраст 0-1 г. Непосредственно эмоциональное общение
Раннее детство 1-3 г. Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст 3-7 л. Ролевая игра, в которой ребенок овладевает фундаментными смыслами человеческой деятельности
Младший школьный возраст 7-11 л. Учение
Подростковый возраст 11-15 л. Общение в системе общественно-полезной деятельности: учебной, трудовой, общественных организаций
Старший школьный возраст 15-18 л. Учебно-профессиональная, в процессе которой формируются интересы, самосознание, мечты, идеалы
А.В.Петровский
Социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействии
Формирование личности ребенка определяется
особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.
На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа
детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой
группы характерна своя деятельность и особый
стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой являются тем фактором, который участвует в формировании
личности ребенка.
Д.И.Фельдштейн
положение «Я» в социуме
Два блока социального развития личности - фазы становления личности.На первой фазе (от 0 до 10 лет) — фазе собственно детства — происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подросткового возраста — наблюдается активное формирование самосознания растущего человека. Фазы охватывают определенные циклы развития личности, фиксируя результат этой формы социального развития — становление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции.
Младенчество (0-1 год).Возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка.
Раннее детство (1-3 года).У ребенка возникает потребность вобщественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать.
Дошкольный возраст (3-6 лет). Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность
Младший школьный возраст (6-10 лет).Ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления.
Подростковый возраст (10-15 лет). Дети включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе.
Старший школьный возраст (15-17лет). Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом.
В.И.Слободчиков,
Г.А.Цукерман
смена режима индивидуальной жизни.
Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия. «Матрица возраста», в которой каждая ступень – это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных): 1) оживление, на данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц; 2) одушевление, на данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет; 3) персонализация, на данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет; 4) индивидуализация, на данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года; 5) универсализация, на данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.
в зарубежной психологии
З.Фрейд
психосексуальное развитие
развитие психики человека зависит от перемещения либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, что представлено в стадиях:
оральной (младенчество) – 0-1 год
анальной (раннее детство) – 1-3 года
фаллической (дошкольное детство) – 3-5 лет
латентной (младший школьный возраст) – 5-12 лет
генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет
Э.Эриксон
эпигенетический принципсозревания
каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период") и сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума:
· орально-сенсорная -0-1 год
· мышечно-анальная -1-3 года
· локомоторно-генитальная -3-6 лет
· латентная -12-19 лет
· ранняя зрелость – 20-25 лет
· средняя зрелость – 26-64 года
· поздняя зрелость - 65 лет – смерть
Ж.Пиаже
интеллектуальное развитие
Основа концепции - процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. 3 главные стадии интеллектуального развития ребенка с рождения и до 15 лет. Стадии — это уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем относительно стабильное равновесие достигается на каждом уровне.
I. Сенсомоторнаястадия (от 0 до 1,5 - 2 лет). Для нее характерны становление и развитие чувствительных и двигательных структур, познание себя как субъекта действия. Ребенок смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует и т. д.
II. Стадия конкретных операций (с 2 до 11лет). Здесь действия постепенно интериоризируются и превращаются в операции — мысленные действия, обладающие обратимостью
III. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет). На этой стадии ребенок способен мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями, рассуждая, формулируя и проверяя гипотезы
Дж.Брунер
способы познания окружающего мира
Первая сфера представлений, возникающая у ребенка, — действие. Знание о предмете младенец получает благодаря привычным, повторяющимся действиям с ним.
Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — образ.
Третья сфера представлений ребенка — символ — главным образом, слово.
Л.Кольберг
развитие морального сознания личности
6 стадий нравственного развития, которые разделены на три уровня: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Уровень нравственного развития ребенка определяется не самим по себе ответом «да» или «нет», а пониманием того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причину его выбора.
I уровень — предконвенциональный.
Стадия 1: «Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут». Стадия 2: «Раз ты мне оцарапал спину, то и я тебе поцарапаю».
II уровень — конвенциональный.
Стадия 3: «Я хочу делать то, что приятно другим». Стадия 4: «Я обязан соблюдать закон».
III уровень — постконвенциональный.
Стадия 5: «Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество». Стадия 6: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали с тобой».
Примечание. Добавьте (сократите) любые другие графы, возможные при таком сопоставлении и обоснуйте их необходимость.
Выделите тот вариант периодизации развития в онтогенезе из изученных в ходе самостоятельной работы, который вы считаете наиболее полным, аргументированным и отвечающим потребностям практики непрерывного образования человека. Обоснуйте свой выбор.
Список использованной литературы:
1. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов).
3. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.
4. Психология детства [Текст]: учебник /В.А.Аверин и др./Под ред. А.А.Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 350 с. (Мэтры психологии).
5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. 1996. №5. - С. 38-50.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. (Гл.5. – Гл.10.).
Наиболее полным и аргументированным вариантом периодизации в онтогенезе считаю классификацию Д.Б.Эльконина, так как именно эта периодизация построена на мотивационном и деятельностном компонентах, то, что является движущей силой развития ребенка.